Найти в Дзене
Большой Киновски

«Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендозы. Полтора часа на войне

10 апреля в российский прокат выходит самый реалистичный фильм о локальной боевой операции, который вы когда-либо видели. Ирак, 2006-й год. Элитный отряд американских «морских котиков» заброшен глубоко в тыл Аль-Каиды (запрещённая в РФ террористическая организация), в город Рамади. Под покровом ночи солдаты захватывают жилой дом, делая из него опорный пункт. На следующий день они понимают, что раскрыты: за домом наблюдают, а вскоре берут в кольцо и начинают штурм. В отряде есть раненые, нужна срочная эвакуация. В своём прошлом фильме «Падение империи» Алекс Гарленд предложил взглянуть на альтернативную современность, где в США бушует гражданская война, с точки зрения репортёров и фотографов. Тогда Рэй Мендоза выступал консультантом по боевым сценам, теперь — полноценным соавтором как участник той самой операции в Ираке. Создатели переходят к почти документальной фиксации событий 20-летней давности. За вычетом начальной сцены, где «морские котики» воодушевлённо смотрят сексуальную аэроб

10 апреля в российский прокат выходит самый реалистичный фильм о локальной боевой операции, который вы когда-либо видели.

Постер фильма «Под огнём»
Постер фильма «Под огнём»

Ирак, 2006-й год. Элитный отряд американских «морских котиков» заброшен глубоко в тыл Аль-Каиды (запрещённая в РФ террористическая организация), в город Рамади. Под покровом ночи солдаты захватывают жилой дом, делая из него опорный пункт. На следующий день они понимают, что раскрыты: за домом наблюдают, а вскоре берут в кольцо и начинают штурм. В отряде есть раненые, нужна срочная эвакуация.

В своём прошлом фильме «Падение империи» Алекс Гарленд предложил взглянуть на альтернативную современность, где в США бушует гражданская война, с точки зрения репортёров и фотографов. Тогда Рэй Мендоза выступал консультантом по боевым сценам, теперь — полноценным соавтором как участник той самой операции в Ираке. Создатели переходят к почти документальной фиксации событий 20-летней давности.

Кадр из фильма «Под огнём»
Кадр из фильма «Под огнём»

За вычетом начальной сцены, где «морские котики» воодушевлённо смотрят сексуальную аэробику (хитовый клип на песню «Call on me» Эрика Придза) по пути на задание, все события «Под огнём» происходят внутри и около захваченного дома, здесь и сейчас. Изнурительное наблюдение за округой, реакция на атаку, переговоры с командным центром, ожидание эвакуации, трудные решения, которые нужно принимать мгновенно. Фильм не даёт времени на передышку, дополнительных героев, флешбеков и какой-либо лишней информации об участниках, при этом держит предельный уровень напряжения.

Кадр из фильма «Под огнём»
Кадр из фильма «Под огнём»

Ближе к финалу зритель начинает привыкать к вездесущим пулям, при этом понимание, что каждая из них может роковым образом повлиять на судьбу солдата или всей группы, только усиливается. Ведущий сценарист Мэндоза разыскал боевых товарищей и детально восстановил хронологию событий. Шокирующая реалистичность происходящего на экране (точно не для слабонервных) идеально дополнена звуковым сопровождением — от шагов за стеной и нескончаемых выстрелов до возгласов раненых и «демонстрации силы» — низко пролетающего истребителя.

Кадр из фильма «Под огнём»
Кадр из фильма «Под огнём»

Формально «Под огнём» можно назвать историческим военным боевиком. В поисках аналогий вспоминается «Дюнкерк» или батальные сцены из «На западном фронте без перемен», но на деле это не вполне корректные, крайне удалённые ассоциации. В художественном произведении Гарленд и Мендоза максимально приблизились к отражению войны без прикрас. Никакой романтизации и наносной морали, выводы каждый сделает сам. Последнее, непременно, станет темой для дискуссий. Хотя при намеренной отсранённости авторов, сама история вполне красноречива.

Кадр из фильма «Под огнём»
Кадр из фильма «Под огнём»

Прославляет ли кино профессионализм «котиков», мужество и братство? Безусловно. Хотели ли создатели как-то обосновать присутствие войск в чужой стране? Исчерпывающий ответ дают попавшие в заложники хозяева дома, плачущая кричащая женщина: «За что?!» Пойдут ли юноши массово записываться в армию, как после первого «Топ Гана»? Только самые оголтелые. Статные разумные парни на подбор (Космо Джарвис, Чарльз Мелтон, Д’Фарао Ун-А-Тай, Уилл Поултер, Кит Коннор, Майкл Гандольфини и другие) просто пытаются выжить (с переменным успехом), выполняют приказ, соблюдая инструкции. И жестоко страдают.

Кадр из фильма «Под огнём»
Кадр из фильма «Под огнём»

«Под огнём» — нарочитый пример фильма, когда характеристика «нравится» / «не нравится» отпадает сама собой. Это просто неподходящая категория для редкого явления. И уже совсем другой вопрос: хотите ли вы быть в курсе?

Николай Никифоров, «Большой Киновски»