Найти в Дзене
Вятский край

Картины, сотворённые резцом. В ВХМ открылась выставка работ гравёров Колчановых

Оглавление

Гравёр - это мастер (с большой буквы) рисунка и ремесленник-профессионал высшей категории.

Вы только представьте себе, какой точностью должен обладать глаз художника-графика, чтобы увидеть объект в виде множества параллельных линий, какой твёрдой должна быть рука, чтобы с помощью резца перенести такой рисунок на металл, дерево или другой материал. Такие люди уникальны, хотя и не единичны.

Вот и пример семейной династии Колчановых, выставка работ которых «Продолжение: Аркадий и Ольга Колчановы» (0+) открылась на прошлой неделе в Вятском художественном музее (ВХМ) имени В.М. и А.М. Васнецовых, показывает, что и вятские мастера не лыком шиты и что они способны демонстрировать высокое мастерство в гравюре.

От взлёта к падению

Ольга Колчанова. «Песни предания болдинской стороны».
Ольга Колчанова. «Песни предания болдинской стороны».

Гравюра появилась вместе с книгопечатанием и первое время (до появления печатного набора) была неотделима от него. Взлёт её популярности пришёлся на XV век, а потом она только совершенствовалась вместе с появлением новых материалов и инструментов. От ксилографии (гравюры на дереве) она шагала к офорту (гравюре на меди) и от офорта - к линогравюре (гравюре на линолеуме).

Выдающимися представителями этого жанра искусства были немецкий художник Альбрехт Дюрер и нидерландский мастер Питер Брейгель Старший, итальянец Джованни Пиранези и француз Гюстав Доре.

В России гравюра получила распространение в эпоху Петра Первого. Сначала ею занимались приглашённые из Голландии мастера, но потом и русские художники освоили этот вид изобразительного искусства. Первыми признанными русскими мастерами гравюры стали братья Зубовы. И потом на протяжении двух веков в этом жанре работали многие другие выдающиеся гравёры.

Первым выдающимся гравёром советского времени был Владимир Фаворский, заложивший фундамент советской школы гравюры. Его ученики воспитали многих выдающихся графиков и гравёров, в числе которых оказался и Аркадий Колчанов. Вот о нём-то, а точнее, о гравёрской династии Колчановых ниже мы поговорим особо.

А пока нужно упомянуть, что, пройдя славный шестивековой путь, гравюра как жанр искусства постепенно умирает. Вот и Ольга Колчанова говорит, что сегодня очень мало молодых ребят готовы брать в руки штихель и корпеть над созданием печатной формы. Цифровые возможности компьютерной техники позволяют достичь желаемого результата без больших физических усилий.

С резцом по жизни

Аркадий Колчанов. «Вода кончилась».
Аркадий Колчанов. «Вода кончилась».

Открывшаяся в Вятском художественном музее экспозиция графики первоначально задумывалась как персональная выставка Ольги Аркадьевны Колчановой. Однако художница, как говорит она сама, решила показать не только собственные работы, но и работы отца - как исходную точку своего творчества. Потому выставка и получила название «Продолжение».

Аркадий Колчанов - участник войны с Японией, получивший художественное образование в первые послевоенные годы. Его альма-матер стал Московский полиграфический институт, графический факультет. Наставниками Колчанова в годы учёбы были именитые мастера, ученики Владимира Фаворского Валериан Житенёв, Александр Журов и Андрей Гончаров. После окончания института в 1961 году художник жил, работал и преподавал в Кирове. Неоднократно избирался председателем Кировской организации Союза художников РСФСР.

Как рассказывал своим близким сам Аркадий Михайлович, резьба по дереву была его детским увлечением. Ещё в школе он вырезал «печати» для своих друзей. И с возрастом эта тяга не уменьшилась, что и определило его выбор профессии.

Аркадий Колчанов. «Непроторённым путём».
Аркадий Колчанов. «Непроторённым путём».

Колчанов начал свой путь художника-графика с линогравюры (в 1960-е годы был пик популярности этого вида гравюры). В этом жанре он проявил себя как блестящий рисовальщик и гравёр. На выставке впервые показаны его программные произведения в этой технике. «Колчановская» линогравюра с её неповторимым стилем, выразительным штрихом и фактурой пятна ярко передаёт художественный темперамент автора.

Выставка также знакомит зрителя с Аркадием Колчановым как мастером ксилографии. И хотя в экспозиции оттиски с досок занимают гораздо меньше места, однако они дополняют творческий портрет мастера.

Ну а в том, что Колчанов был действительно человеком выдающимся, нетрудно убедиться, если посмотреть на внушительный перечень его наград и званий. Ещё в советские годы он получил почётное звание «Народный художник РСФСР». В 1990-е стал членкором Академии творчества СССР. В 2001 году был удостоен звания «Почётный гражданин города Кирова». Впрочем, звания в музее не развесишь, зато его творческое наследие заняло целый зал в открывшейся недавно экспозиции.

И в качестве последнего штриха к портрету этого выдающегося художника-графика нужно отметить, что своё мастерство он сумел передать по наследству. Вот поэтому его дочь, Ольга Аркадьевна, не стала превращать свою персональную выставку в сольный проект, а настояла, чтобы зритель смог увидеть воочию эту творческую семейную взаимосвязь.

К родным истокам

Ольга Колчанова. «Сирин».
Ольга Колчанова. «Сирин».

Непросто расти в тени именитых предков. Поэтому очень часто потомки ищут в семейном деле свою нишу. Эта аксиома не раз подтверждалась в истории искусства. Так, младший сын Питера Брейгеля Старшего, известного под прозвищем Мужицкий, Ян Брейгель Старший, ушёл от «низменных» сюжетов отца в сторону аристократичности, за что и получил прозвище Бархатный.

Хотя правды ради стоит упомянуть и о старшем сыне Брейгеля Старшего, которого назвали в честь отца. Питер Брейгель Младший продолжил дело родителя «по полной», создав целую галерею копий картин своего предка.

Но что там «дела давно минувших дней…». В Кировской области и сего­дня есть творческие династии, в которых дети идут по стопам родителей, не повторяя их при этом. Об одном таком примере «Вятский край» уже писал, когда рассказывал о творчестве Андрея Широкова, славного продолжателя дела семейства Шпак - Широковых.

Вот и Ольга Колчанова - ещё один пример продолжения семейной традиции. По этой традиции она выбрала профессию - такую же, как у отца, по ней же окончила тот же институт, что и отец. Но она не была бы творческим человеком, если бы в своих работах воспроизводила сюжеты и манеру родителя.

Отдав дань традиционной книжной гравюре (она иллюстрировала «Баллады» Василия Жуковского, за что в 1984 году получила диплом Всесоюзного конкурса искусства книги), Ольга Аркадьевна обратилась к русскому лубку. И зрелые произведения художницы выполнены именно в лубочном стиле.

Как говорит сама Ольга Колчанова, так она подчёркивает связь русского человека со своим прошлым.

- Мне близок наш русский фольклор, мне близки наши народные песни, мне интересна русская мифология, - признаётся Ольга Аркадьевна. - Я давно всем этим интересуюсь. Лубочный стиль позволяет рассказать зрителю о его корнях. Культура России пересмотру не подлежит. Мои картины об этом.

Впрочем, удалось ли художнице воплотить сказанное в жизнь, каждый кировчанин и гость города может увидеть на выставке «Продолжение: Аркадий и Ольга Колчановы» (0+).

Сергей СМОЛИН.
Фото автора.