Я родилась и выросла в маленьком провинциальном городе Брянской области - Дятьково (ударение на «я»). Население города на данный момент составляет около 26 тыс. человек. Несмотря на крошечность этого городка, в былые времена его имя имело мировую славу. Ещё в конце XVIII века известными промышленниками Мальцовыми там был основан хрустальный завод, который и в период Российской империи, и в эпоху СССР был одним из крупнейших предприятий в мире по производству хрусталя и художественного стекла.
Если в вашем доме был сервант с хрусталем, то там с большой долей вероятности могли быть изделия Дятьковского хрустального завода. Не так много заводов по производству хрусталя было в России.
Как и многие другие заводы перестройку ДХЗ не пережил и был закрыт. Градообразующего предприятия, которое больше 200 лет производило уникальную продукцию, которую без колебаний можно отнести к предметам искусства, больше не существует.
Я не буду в этой статье приводить исторические справки о деятельности завода, потому что углубляясь в эти факты и цифры на меня наваливается тяжёлое чувство неприятия происходящего, настроение падает, и подобная статья у меня совсем не получится. Поэтому я просто хочу показать свою коллекцию изделий Дятьковского хрустального завода и рассказать о ее появлении.
Если в прочих городах хрусталь выполнял функцию элемента роскоши, в дятьковской жизни он был в повседневном обиходе. Признаться, в нашем доме и серванта, или как тогда говорили «стенки», не было. А хрусталь был - в кухонном шкафчике, на столе, как обычная посуда. Особенно иронично это выглядело в контексте голодных 90-х годов, когда все заводы в городе закрылись, работы не было, денег не было, еды не было, но скромные харчи подавались в хрустальной посуде. Блеск и нищета одним словом. Даже чай мы пили из стеклянных кружечек с алмазной гранью. Эти кружечки я обязательно покажу.
Во время учебы в университете, и после его окончания, я периодически приезжала на малую родину. К тому времени завод уже давно не работал, но производственные здания продолжали стоять. Но однажды их разобрали. Снесли. Ликвидировали. Не осталось камня на камне. Я помню тот свой приезд, когда выйдя в город я не увидела его, главного героя - хрустального завода. Он находился в самом центре города, и вдруг - пустырь. Сейчас на этом месте построен торговый центр, покрашенный в клоунскую полоску, который жители моментально окрестили «матрасом».
Мысли о разрушенном заводе наводили на меня вселенскую скорбь. Потому что пока цеха стояли, была хоть какая-то надежда, что что-то может измениться. А ещё оказалось, что в доме почти не осталось хрусталя. Как водится в семье с двумя детьми было его переколочено немало. Да и в целом, хрусталь такая вещь, что если не хранить его бережно в серванте, а нещадно эксплуатировать, то он имеет свойство разбиваться. Вот и наш хрусталь служил верой и правдой и пал жертвой многолетней эксплуатации. Осталось немного рюмок, да пепельница с селедочницей. Но я прекрасно помнила и стеклянные стаканчики, и конфетницы, и графинчики, и вазы...
От этого я ещё больше расстроилась. Мама, совсем не разделявшая моей ностальгии, «утешала» меня фразами из серии «дался тебе этот хрусталь», но видя мою безутешность нашла выход - пойдём, говорит, на рынок, там до сих пор его продают, и купишь что тебе надо.
Я вытерла слёзы, и мы пошли на рынок. И каково было мое удивление, что на прилавках, как и в школьные времена, продавался тот самый хрусталь, который въелся в мою память - и вазочки, которые я моментально узнала, и конфетницы, и прочее. Я набрала столько, сколько смогла бы увезти, так как он довольно тяжёл, и теперь каждый раз приезжая в Дятьково я иду на рынок и покупаю что-нибудь ещё. Так я и собрала небольшую коллекцию, которую привезла к себе в Ульяновск, и эта частичка моей родины в доме согревает мне душу, бережно хранится и извлекается по праздникам для сервировки стола.
Некоторые предметы в ней из самого настоящего хрусталя, что является особым видом стекла с высоким содержанием оксида свинца, которое издаёт потрясающий звон от прикосновения, а некоторые - из стекла, с художественной алмазной обработкой.
Годы выпуска всех экспонатов мне неизвестны, большинство из них выпускались с 60-х годов, какие-то ближе к 90-м. Но это уже не имеет большого значения, поскольку все подобные изделия сейчас перешли в категорию антиквариата.
Лот N1
Эту вазочку я хорошо помню с детства. Она мила моему сердцу, и я обожаю ставить в неё полевые цветы, поразительно, но именно полевые цветы подходят ей более любых других.
Лот N2
Ваза «Тюльпан» совершенно точно была в каждом дятьковском доме . Вообще, стоит отметить, что за каждым изделием стоит художник, и художники Дятьковского хрустального завода были необычайно талантливыми. У них был свой оригинальный стиль, свой почерк. Это трудно объяснить, но на прилавке с хрусталём изделия ДХЗ я отличаю моментально от других заводов, того же Гусь-Хрустального, например. Мне даже не нужно спрашивать - по каким-то неуловимым признакам они выделяются. Может, так работает визуальная память, но я никогда не изучала каталоги завода, и всей продукции видеть не могла. Но среди множества ваз я безошибочно определю вазу ДХЗ, так же как и рюмки и др.
Лот N3
Салатник / конфетница в форме ладьи. Почему-то именно в этой ладье на застольях всегда подавали грибы. Поэтому у меня она ассоциируется исключительно с грибами, хотя применений ей можно найти массу.
Лот N4
Эта конфетница по моей личной оценке - настоящий шедевр. И пожалуй, именно она - самый любимый предмет коллекции. Это очень узнаваемое и одно из самых популярных изделий, которое также было в каждом доме. В отличие от ладьи из стекла, это именно хрустальная конфетница. В ней прекрасно все - ее форма, ее рисунок, ее звон. В Новый год она у меня выполняет роль салатника под оливье, и без ложной скромности мне кажется, что ни в одном доме нет более прекрасной подачи оливье, чем у меня.
Лот N5
Легендарные стеклянные кружечки - самая запомнившаяся посуда из детства. Мы пили из них все - чай, лимонад, квас, чайный гриб - они невероятно универсальны. Этих кружек у нас не сохранилось ни одной, и на рынке их тоже не было. Я спросила о них продавца, и она сказала что их все разобрали, но она поищет на складе, возможно что-то осталось в загажнике. На следующий день она принесла 7 штук этих кружек, в оригинальной заводской упаковке из коричневой бумаги, как только что сошедшие с конвейерной ленты. Внутри каждой были этикетки, на которых красными чернилами был указан номер упаковщика и смены, датируемые 60-70 годами, точный год я не запомнила. Продавец сказала, что это последние кружки на складе и она уже про них совсем забыла, давно никто не спрашивал, и удивлялась моему появлению с таким запросом. Я была безумно рада, что «урвала» их.
Лоты N6, 7, 8
Рюмки, бокалы - их было великое множество. Конкретно эти - из сохранившихся в доме. А те наборы, которые я купила на рынке, я раздарила. Мне очень приятно дарить Дятьковский хрусталь и рассказывать о нем. В следующей поездке непременно куплю еще рюмок себе на память.
Лот N9
Великолепные хрустальные фужеры. Их я купила специально для нашей свадьбы. Они стоили очень дорого, ну ооооочень дорого, даже не буду говорить сколько, чтоб никому не стало плохо. Но я не поскупилась - мне очень хотелось, чтобы на столе молодожёнов стояли именно фужеры из Дятьковского хрусталя. Других вариантов я не рассматривала. Высоченные, строгие - я от них в полном восторге!
Лоты N10, 11, 12
И наконец, эксклюзив - хрустальные фигурки. Само собой, что в городе не было ни одной семьи, которая бы не была связана с ДХЗ так или иначе, обязательно хоть кто-нибудь из родственников да работал на этом заводе. У меня на заводе работал дядя, брат отца. Он представитель удивительной профессии - стеклодув, или иначе говоря - выдувальщик. В школьные годы нас водили на экскурсии и я видела своими глазами, как это происходит, как выдувается стекло. Иначе как чудом это назвать нельзя.
Эти фигурки - его подарок. Глядя на них я испытываю гордость, уважение и восхищение. Каких только вещиц он не выдувал! Настоящие произведения искусства. Дядя Женя до сих пор работает выдувальщиком на стекольном предприятии в Москве.
Моя коллекция очень скромная, но даже этих нескольких предметов достаточно, чтобы накрыло волной воспоминаний о детстве, и о тех временах, которые были словно в другой жизни.
В музее хрусталя хранятся такие шедевры, описать которые у меня не хватило бы словарного запаса. Сложнейшие методы обработки, окраски, огранки, напыления, какие-то специальные уникальные технологии, приемы, художественная ценность... Честно - я даже имея интерес и желание узнать больше не могу об этом ни читать, ни смотреть - мне в прямом смысле становится плохо, физически. От одной лишь мысли, как могло все это быть безвозвратно утрачено.
В заключение хочется сказать, что мне доводилось слышать фразы, мол хрустать сейчас - это не модно. И действительно, в широком смысле он утратил свою популярность. Но то, что у людей поменялись ценности, и теперь они испытывают удовольствие от ширпотребной китайской посуды, никак не отменяет факта, что хрустальные изделия прекрасны.
Я очень горжусь своим городом, его ролью в истории нашей страны, и по-настоящему ценю, что когда-то соприкоснулась с этим явлением. Ни одна даже самая красивая китайская кружка из магазина посуды не вызывает у меня того трепета, который я испытываю от родного Дятьковского хрусталя.
Спасибо всем, кто прочитал, за проявленный интерес к этой публикации. Обязательно поделитесь в комментариях, слышали ли вы когда-либо о ДХЗ, а может и обладаете какими-то из его изделий. Мне будет очень интересно узнать!