Найти в Дзене
Лотоновости

Акула-суперзвезда: кто и как придумал легендарного монстра из фильма «Челюсти»

В июле на экраны вышел очередной акулий хоррор — «Хищные твари». Он продолжает традиции великой классики — пятьдесят лет назад фильм «Челюсти» Стивена Спилберга не только создал «чудовищный» канон, но и навсегда изменил кинематограф. Съёмки шли тяжело, механическая акула постоянно ломалась, но результатом стал самый кассовый фильм своего времени. Но началось всё с книги писателя и журналиста Питер Бенчли. В начале 1970-х Питер Бенчли, журналист-фрилансер, искал крупный проект и питчил издательствам разные варианты книг. Идея исторической научпоп-книги про пиратов редактора издательства Doubleday Томаса Конгтона не заинтересовала. А вот предложение написать фикшн про гигантскую акулу, терроризирующую курортный городок Амити на побережье Лонг-Айленда, показалось перспективным. Бенчли с детства восхищался акулами и давно хотел написать книгу о гигантской рыбине, которая атакует людей. Сюжет сложился, когда писатель прочитал в газете про Фрэнка Мундуса, поймавшего в 1964 году двухтонную бе
Фото: кадр из фильма «Челюсти» / Universal Pictures
Фото: кадр из фильма «Челюсти» / Universal Pictures

В июле на экраны вышел очередной акулий хоррор — «Хищные твари». Он продолжает традиции великой классики — пятьдесят лет назад фильм «Челюсти» Стивена Спилберга не только создал «чудовищный» канон, но и навсегда изменил кинематограф. Съёмки шли тяжело, механическая акула постоянно ломалась, но результатом стал самый кассовый фильм своего времени. Но началось всё с книги писателя и журналиста Питер Бенчли.

Бумажные «Челюсти»

В начале 1970-х Питер Бенчли, журналист-фрилансер, искал крупный проект и питчил издательствам разные варианты книг. Идея исторической научпоп-книги про пиратов редактора издательства Doubleday Томаса Конгтона не заинтересовала. А вот предложение написать фикшн про гигантскую акулу, терроризирующую курортный городок Амити на побережье Лонг-Айленда, показалось перспективным. Бенчли с детства восхищался акулами и давно хотел написать книгу о гигантской рыбине, которая атакует людей. Сюжет сложился, когда писатель прочитал в газете про Фрэнка Мундуса, поймавшего в 1964 году двухтонную белую акулу. Эксцентричный рыбак стал прообразом одного из ключевых персонажей романа — охотника за акулами Квина.

Фото: кадр из фильма «Челюсти» / Universal Pictures
Фото: кадр из фильма «Челюсти» / Universal Pictures

В целом сюжет книги соответствует истории, рассказанной и в кино. В прибрежных водах курортного городка Амити акула нападает на купающихся. Шериф Мартин Броуди пытается закрыть пляжи, но мэр Ларри Воган из-за страха потерять прибыль в разгар курортного сезона не даёт это сделать. После новых атак шериф убеждает мэра нанять опытного морского волка Квина для поимки рыбины. Прихватив ихтиолога Хупера, шериф и Квин отправляются на лодке «Касатка» на охоту за тварью. Однако книга была мрачнее, чем фильм. В романе мэр не закрывает пляжи, поскольку задолжал мафии, которая не хочет, чтобы шумиха вокруг нападения акулы привела к снижению цен на прибрежную недвижимость. Кроме того, жена шерифа изменяет мужу с Хупером, которого монстр пожирает, разломав антиакулью клетку. В отличие от фильма, где акулу взрывают, в книжной истории чудовище гибнет от нанесённых Квином ран.

Писатель Питер Бенчли
Писатель Питер Бенчли

Ещё до публикации романа журнал Cosmopolitan в рецензии намекнул, что он хорош для экранизации. Продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун «проглотили» книгу за выходные и решили выпустить её на экраны. Режиссёр Стивен Спилберг, которого они в итоге пригласили, тоже оценил роман, но он счёл самой захватывающей частью последнюю треть — погоню за акулой.

Сценарий фильма попросили написать Бенчли, но три драфта, подготовленные им, киношники забраковали. В итоге его переписали актёр и сценарист Карл Готлиб вместе со Спилбергом. Они отказались от многих второстепенных линий, в том числе адюльтера, который снижал мотивацию шерифа. Картина получила также оптимистичный финал, где акулу эпично взрывали. Обиженный Бенчли говорил, что его вклад в сценарий свёлся к изображению волн в океане. Но в утешение в фильме ему дали эпизодическую роль журналиста.

Подробнее о том, как снимался фильм «Челюсти» и почему суперзвездой сделали акулу, читайте в нашем специальном материале на сайте:

«Челюсти»: как сделан фильм, прославивший Спилберга