Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Бориса Кустодиева. Наш выбор. Часть 1

Творческое наследие Бориса Михайловича Кустодиева (годы жизни 1878-1927) – всемирно известного представителя русской живописи XX столетия – представляет собой наполненный ностальгией, светлый и жизнерадостный мир, где яркие краски усиливают ощущение торжества. Ученик Ильи Репина, Кустодиев не просто перенял его стиль, но и обогатил его уникальной цветовой гаммой, неизменно вызывающей положительные эмоции. Важно отметить, что художественное становление Кустодиева началось ещё до встречи с Репиным, что отражено в его работах, пронизанных отголосками детских воспоминаний. Кустодиев родился в Астрахани, в семье преподавателя семинарии. Рано осиротев, он был воспитан матерью, которая в 25 лет осталась вдовой с четырьмя детьми. Несмотря на скромные доходы, в семье царила атмосфера любви и поддержки, что способствовало развитию таланта Бориса. Именно мать – Екатерина Прохоровна – привила детям любовь к искусству, определив будущее Бориса, который уже в детстве мечтал стать художником. В 1892

Творческое наследие Бориса Михайловича Кустодиева (годы жизни 1878-1927) – всемирно известного представителя русской живописи XX столетия – представляет собой наполненный ностальгией, светлый и жизнерадостный мир, где яркие краски усиливают ощущение торжества. Ученик Ильи Репина, Кустодиев не просто перенял его стиль, но и обогатил его уникальной цветовой гаммой, неизменно вызывающей положительные эмоции. Важно отметить, что художественное становление Кустодиева началось ещё до встречи с Репиным, что отражено в его работах, пронизанных отголосками детских воспоминаний.

Кустодиев родился в Астрахани, в семье преподавателя семинарии. Рано осиротев, он был воспитан матерью, которая в 25 лет осталась вдовой с четырьмя детьми. Несмотря на скромные доходы, в семье царила атмосфера любви и поддержки, что способствовало развитию таланта Бориса. Именно мать – Екатерина Прохоровна – привила детям любовь к искусству, определив будущее Бориса, который уже в детстве мечтал стать художником.

В 1892 году Кустодиев поступил в Астраханскую Духовную Семинарию, одновременно обучаясь живописи у Алексея Власова. В 1896, получив одобрение Власова, он поступил в Петербургскую Академию Художеств и через два года был зачислен в мастерскую Репина. Великий художник высоко оценил талант ученика, что привело к совместной работе над полотном «Торжественное Заседание Государственного Совета 7 Мая 1901 Года». Успешное начало позволило Кустодиеву защитить диплом с золотой медалью и отправиться на стажировку в Европу вместе с семьёй.

Борис Кустодиев
Борис Кустодиев

В 1905 году Кустодиев построил дом-мастерскую «Терем» под Кинешмой, где работал и черпал вдохновение. Любимая жена, верная помощница, дети – семья стала важной темой в его творчестве (например, картина «Утро»). В 1904 он посетил Париж и Мадрид. Вернувшись в Россию, Кустодиев сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская Почта», создавая для них карикатуры на чиновников. В 1907 году он посетил Италию, увлёкся скульптурой и стал членом Союза Художников. В 1908 начал работать декоратором в Мариинском Театре.

Признание Кустодиева росло, в 1915 году он написал портрет императора Николая II. В 1909 у него обнаружили опухоль спинного мозга, но он продолжал путешествовать по Европе, получив звание академика живописи. После посещения ряда стран Кустодиев лечился в Швейцарии. В 1913 году в Берлине ему сделали операцию, но в 1916 последовала повторная операция в Петербурге, приведшая к параличу и ампутации ног. С тех пор миром художника стали комната, память и воображение, и именно в этот период он создал свои самые яркие и праздничные произведения.

Несмотря на болезнь, Кустодиев не терял жизнерадостности. В 1920 году в Петроградском Доме Искусств состоялась его единственная прижизненная выставка. Последние вехи жизни ознаменованы оформлением спектакля «Блоха» и участием в Международной Выставке в Париже. В 1927 году, 26 мая, в возрасте 49 полных лет Борис Михайлович умирает за работой над эскизом задуманного им триптиха «Радость Труда и Отдыха». Так и закончилась нелёгкая, но полная света и радостных ноток жизнь знаменитого художника, оставившего нам в наследие великие картины, демонстрирующие жажду к жизни и познанию.

1 картина. «Масленица»

«Масленица»
«Масленица»
  • Дата создания: 1916 год
  • Размеры: 61 х 123 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картины Бориса Кустодиева, будь то живопись, графика или театральные эскизы, посвящённые зимним забавам и торжествам, излучают собой восторг и беззаботность. Особенно выделяется среди них изображение русской Масленицы с её традиционными катаниями на санях, кулачными поединками и ярмарочными представлениями. Этот праздник представлялся художнику подобием карнавала, где всё выглядит красочно и привлекательно: люди щеголяют в ярких шалях и шубах, лошади несутся, украшенные лентами, колокольчиками и бумажными цветами, и даже природа словно облачается в свои лучшие убранства.

В своих многочисленных работах, посвящённых Масленице и прочим народным гуляньям, Кустодиев стремился акцентировать головокружительную бурю чувств. Вероятно, именно по этой причине основным элементом движения в них неизменно становится стремительно летящая тройка. Экспрессия этих произведений создаётся благодаря композиционным решениям, заимствованным из театрально-декорационного искусства: выразительному контрасту света и тени и применению этаких «кулис». Эти работы настолько декоративны по цветовой гамме и структуре, что напоминают причудливые расписные ларцы. Тем более поразителен тот факт, что большинство работ мастера созданы по воспоминаниям и представляют собой обобщённые картины Руси в целом. Их персонажи лишены всего отрицательного: они добродушны, возвышенны, исполнены достоинства и живут, соблюдая обычаи и устои. И возникает непроизвольное ощущение, что устройство традиционного мира неумолимо уходит в историю.

2 картина. «Купчиха за Чаем»

«Купчиха за Чаем»
«Купчиха за Чаем»
  • Дата создания: 1918 год
  • Размеры: 120,5 х 121,2 сантиметра
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Картина «Купчиха за Чаем» заключает в себе всё своеобразие творческого метода художника. Сам образ купчихи – дородной красивой русской женщины с круглым лицом и здоровой улыбкой – по мнению искусствоведов, является излюбленным у художника. В рассматриваемой нами картине купчика изображена пьющей за большим столом из блюдца чай. На столе стоят самовар и блюда с разнообразными яствами (особенно чётко художник выписывает образы фруктов, винограда, арбуза и яблок). На столе также много красивой и дорогой посуды и традиционной русской еды: пирожков, белого хлеба, варенья. На заднем фоне творения видны сцены из жизни старой купеческой Москвы: белокаменная церковь, торговые ряды, роща и монастырские постройки.

Сама купчиха – молода и красива, у неё приятное полное лицо, платок, закрывающий волосы, повязанный концами вперёд, большие золотые серьги, обведённые красной помадой губы. Художник аккуратно выписывает её белую шею и плечи, а также приятное тёмно-синее платье с маленькой брошью в виде украшения. Есть в этой картине и определённая ирония, художник как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полную и добрую купчиху и её застолье. Однако ирония здесь мягкая, не вызывающая никаких отрицательных чувств.

Казалось бы, в этой обычной бытовой зарисовке нет ничего загадочного, однако это не так. Образ купчихи является глубоко символичным, ведь художник написал эту картину в переломный для истории нашей страны 1918 год, когда некоторым казалось, что Россия погибла и никогда больше не возродится. А русская купчиха с налаженным бытом, обилием продуктов, большим котом, изогнувшим спину в ожидании ласки, простой размеренной жизнью представлялась автору образом будущего страны, которая, пережив все те волнения, вернётся к традиционному порядку бытия.

3 картина. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»

«Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
«Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 315,5 х 237,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Несмотря на то, что знаменитый художник на тот момент уже был тяжело болен, он не показывал, как художники-передвижники, все тяготы и лишения жизни народа. Наоборот зима для художника, это весёлое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. Для Кустодиева Фёдор Шаляпин был кумиром с юных лет и близким другом. Это любимая композиция художника. Первый план картины укрупнённый. Низ имеет большое пространство. Долгожданная весна уже не за горами. Народ вывалил на улицу для встречи весны. Но зима ещё цепляется и не хочет уступать ей место. Это заметно по заснеженным сугробам.

Видно, как группа людей весело катается на санях. Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки. И над всем этим весельем возвышается статная фигура Фёдора Ивановича Шаляпина в меховой шубе нараспашку. А рядом с ним стоит весёлый мопс. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на неё мог «позировать» художнику. Певец как бы с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придётся выступать. Афиша о его концерте внизу холма. Шаляпин гуляет по улицам городка в предвкушении, что все зрители оценят его талант по достоинству.

Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюблённость известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице ещё морозно. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. На нём замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. И чтобы не поскользнуться и упасть на скользкой дороге, певцу приходится облокачиваться на трость, выполненную из ценной породы древесины. На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Исая Дворищина. Данную картину художник исполнил дважды в 1921 и 1922 годах.

4 картина. «Балаганы»

«Балаганы»
«Балаганы»
  • Дата создания: 1917 год
  • Размеры: 93 х 80 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Масленица – это праздник, полный веселья, красок, безудержного размаха и аппетитных угощений. Именно таким он предстаёт перед нами на полотне Кустодиева. Балаган, неотъемлемая часть народных русских гуляний, служит для художника главным источником вдохновения, являясь квинтэссенцией народного творчества. На ярмарке резвятся черти и Петрушки, скоморохи выбивают ритм на барабанах. Оживлённо, радостно, захватывающе. Расписные сани лихих извозчиков привозят почтенную публику к началу празднества. Афиши завлекают обещаниями демонстрации силачей и множеством других развлечений. Поблизости расположились торговые ряды, предлагающие горячий сбитень, румяные блины, чёрную икру и ледяную водку. Весь день карусели будут кружить, радуя народ.

Вокруг – зимний пейзаж, деревья, словно в серебряной шубе от инея. Мороз крепчает. Весна живёт лишь в мечтах и надеждах гуляющих. Год написания картины – 1917. В то время масленичные торжества уже ушли в прошлое, весёлые балаганы прекратили своё существование. Картина – ностальгическое воспоминание об иной, недавно утраченной и ушедшей эпохе.

5 картина. «Волга. Радуга»

«Волга. Радуга»
«Волга. Радуга»
  • Дата создания: 1925 год
  • Размеры: 99 х 79 сантиметров
  • Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)

Немало русских живописцев обращались к образу реки Волги, однако Кустодиеву удалось создать уникальное полотно. На картине предстаёт Волга как символ труда и достатка. По великой реке движутся буксиры, неспешно волоча за собой баржи. Обрывистые берега, окрашенные закатным солнцем в алый оттенок, многоцветное небо, изумрудный лес и белая церковь вдали. Мастер использует всю палитру солнечных цветов, чтобы подчеркнуть тем самым богатство и живописность волжских берегов.

Собрав в себе все оттенки закатной Волги, в небе засияла радуга. Небо на картине словно разделено невидимой линией. Одна его половина готова к просветлению, а другая уже охвачена дождём. Именно благодаря дождю небо отражает краски земли и Волги, наделяя пейзаж волшебством и насыщенностью.

6 картина. «Деревенский Праздник»

«Деревенский Праздник»
«Деревенский Праздник»
  • Дата создания: 1910 год
  • Размеры: 34,2 х 101 сантиметр
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Эта картина Кустодиева, в отличие от многих других его работ, изображающих праздники, не создаёт впечатления бурного веселья. Вероятнее всего, мы видим сельское бракосочетание или сговор. Обширная композиция включает в себя несколько обособленных групп людей. У телеги сосредоточились устроители торжества. По всей видимости, идёт серьёзный разговор, обсуждаются приготовления. Неподалёку резвятся мальчишки. В центре внимания – почётные гости, расположившиеся на скамье. Среди них легко заметить фигуру местного священника. Справа собралась самая большая группа – молодёжь. Девушки одеты в светлые наряды, а парни – в праздничные костюмы. Зазвучала гармонь, и начались танцы.

Вся сцена освещена ярким осенним солнцем. Листва на деревьях переливается золотыми и медными оттенками. Настроение картины – радостное предвкушение торжества. Небо с зеленоватым отливом простирается над полями и лугами, уходящими за горизонт. Деревянные дома, окрашенные в нежный голубой цвет, создают безмятежный и праздничный фон. Совсем скоро начнётся настоящее веселье.

7 картина. «Голубой Домик»

«Голубой Домик»
«Голубой Домик»
  • Дата создания: 1920 год
  • Размеры: 97 х 80 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Музей-Заповедник «Петергоф» (Санкт-Петербург, Россия)

В этой работе Кустодиев представил целую модель «русского мира». Мир – это дом, разделённый на уровни. Первый уровень: играющие дети, жизнь которых только начинается, с другой стороны, мастерская гробового мастера (вне всякого сомнения, заведение связано с завершением земной жизни). Игроки в шахматы (купец, полицейский и франт) расположились у входа в мастерскую, как символ равенства перед смертью. Второй уровень: воркующая влюблённая пара, у входа во двор старушка на лавочке и женщина с ребёнком на руках. Нетрудно угадать в женщине с ребёнком вечный сюжет Мадонны с Младенцем. Вход во двор художник рассматривает, как открытый путь в мир людей. Логично, что у входа Кустодиев помещает женщину-мать, давшую жизнь новому жителю мира.

Третий уровень: хозяин и хозяйка дома за чаем. Русская идиллия – самовар, богато накрытый стол. Третий уровень – это расцвет человеческой жизни. Четвёртый уровень: юноша, гоняющий голубей на крыше. Беззаботность, радость и молодость. Домик буквально утопает в зелени. В окнах домов цветы в вазонах, балкон украшен ящиками с цветами. Гармония с природой – важнейшее условие счастья для человека. Голубой цвет, выбранный художником (яркий и чистый), в русском изобразительном искусстве всегда был цветом горнего мира – Царствия Небесного. Удивляет обилие символического смысла в картине.

8 картина. «Красавица»

«Красавица»
«Красавица»
  • Дата создания: 1915 год
  • Размеры: 141 х 185 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Для этой картины позировать художнику согласилась пышнотелая русская красавица, известная артистка театра того времени. В центре полотна изображена настоящая русская красавица в теле. Она полна сил и энергии, её тело излучает здоровье, а нежная белая кожа немного оттенена иссиня-белой простынёй. Важно обратить внимание на позу девушки, она ни в коем случае не развратна, а наоборот даже целомудренна. Героиня картины смело наблюдает за работой художника, не чувствует смущения. Правой рукой она прикрывает свою пышную грудь, на безымянном пальце этой руки художник изобразил драгоценный перстень.

Для этой картины примечательным является использование ярких, насыщенных красок. Картина буквально пестрит буйством использованных красок. Нельзя не отметить ту скрупулёзность, с которой автор вырисовывал детали интерьера комнаты. Позади девушки очень красивые голубые обои, на которых нанесён очень точный и красивый симметричный рисунок, а именно ярко-красный букет роз, перекликающийся с алым цветом губ молодой красавицы и её яркими голубыми глазами. Нужно отметить румяный оттенок кожи и достаточно правильные черты лица героини. Длинные, с золотистым отливом волосы собраны сзади в изящный пучок, а невероятную красоту лица подчёркивают драгоценные серьги.

Обратить своё внимание стоит и на атласное одеяло. С какой поразительной точностью художнику удалось воплотить в картине его великолепную фактуру и изящное кружево. Создаётся такое впечатление, как будто барышня только что отодвинула его своими пышными ногами и собирается привстать со своего мягкого ложа. Какое обилие красок использует автор для изображения цветов на кровати. Ярко-красный, синий и зелёный оттенки идеально сочетаются друг с другом.

9 картина. «Купание»

«Купание»
«Купание»
  • Дата создания: 1912 год
  • Размеры: 35 х 40 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Широкая цветовая гамма картины и насыщенность цвета отлично показывают почерк живописца. Яркий солнечный день изображён истинно «по-кустодиевски». Взору зрителя открывается голубизна неба, переливающийся на солнце блеск воды, зелёный склон с молоденькими берёзками. На этом фоне выделяется купальня ярко-жёлтого цвета. И все эти детали подчёркивают красоту летнего тёплого дня. С большой нежностью и деликатностью автор произведения прописал образы купальщиц. Он не детализирует фигуры женщин, которые купаются, а изображает женские силуэты немножко размытыми. Делает это схематично, отводя взоры зрителей от самого места купания, сосредотачивая внимание на красоте ярко-красочной вычурной природы.

А вокруг течёт повседневная жизнь: предлагают людям услуги по извозу на водяной глади лодочники, возле косогора поднимается дорогой вверх гружёный воз. Справа на холме виднеется церковь, выкрашенная в красный цвет. Праздничное летнее настроение купающихся людей художник подчеркнул изображением флага России. Триколор на картине живописец запечатлел дважды. Полотно бело-сине-красного цвета виднеется на купальне и на борте огромной лодки. Женщины-купальщицы наслаждаются тёплым солнышком, гладью реки, они переговариваются между собой, очевидно, о самых обыкновенных вещах, ведь вокруг течёт размеренная жизнь и стоит благодатная пора.

Яркость красок Кустодиева переполняет душу созерцателей радостью и восторгом. На полотне всего в какой-то мере слишком – слишком ярко-красочный задний план картины, который почти не оставляет воздушного пространства, слишком зелёные деревца, слишком рельефные волны, слишком много насыщенности.

10 картина. «Купец в Шубе»

«Купец в Шубе»
«Купец в Шубе»
  • Дата создания: 1920 год
  • Размеры: 34 х 27 сантиметров
  • Место нахождения: Николаевский Областной Художественный Музей имени Василия Васильевича Верещагина (Николаев, Украина)

Купец кисти Кустодиева – это воспоминания художника о прошлой жизни – очень сытой, благополучной и стабильной. Купец у мастера огромный, полный, сытый. Тяжёлая шуба с богатым воротником, дорогая каракулевая шапка, окладистая ухоженная борода – не случайные детали. Перед нами успешный торговец, основательный и оборотистый. Именно такие люди были опорой России, фундаментом её экономического процветания. Взгляд купца очень энергичный и живой, что контрастирует с тучной фигурой героя. Во взгляде чувствуется необыкновенная подвижность, острый ум и хватка. Внешность торговца обманчива. Это только на первый взгляд он неуклюж, ленив. В торговых делах его напор и коммерческий талант проявляются весьма активно и энергично.

О многом говорит и задний фон произведения. Торговые ряды, трактир и церковь. Всё это три составляющие русской купеческой жизни. Сытая, мощная русская земля за спиной купца. Тёплая шуба, дым столбом из трубы трактира – создают атмосферу уюта, комфорта и стабильности. Не случайно художник активно использует сине-голубые цвета. Они подчёркивают не только морозную зимнюю погоду, но и ностальгию автора по ушедшему времени.

Продолжение художественного искусства кисти Бориса Кустодиева подготовлено для вас на этих страницах: вторая часть обзора и третья часть обзора.