Моя карьера школьного учителя очень разносторонняя и нестабильная. И я не могу утверждать, что здесь именно моя вина. В этой статье расскажу, смог ли стать классным руководителем после возвращения, о причине которого рассказал в закрепленной ниже публикации, какие новшества пытался привнести и почему же пришлось окончательно уволиться из школы.
Смог ли стать классным руководителем?
Первое время было тяжело снова начинать работу в школе. Да, вернулся, прежде всего, ради денег. Какую-никакую, но копейку получал. Однако веры в то, что на следующий учебный год мне дадут классное руководство, уже совсем не было. Даже несмотря на то, что возобновил занятия группы дошкольников, которую при самом лучшем раскладе посещали только 6 человек.
Кстати, насчет оплаты. Единственное, за что стабильно получал зарплату, так только за проведение внеурочной деятельности, в рамках которой преподавал шахматы. Остальные дополнительные группы были нестабильны по оплате из-за того, что многие родители либо отказывались продолжать посещать занятия, либо платили тогда, когда им вздумается. А директор и бухгалтер просто разводили руками со словами: «А что мы можем сделать?» Хм, действительно. Школа с этой оплаты получает в свой бюджет 65% с каждого платежа, а руководство не знает, как заставить родителей оплачивать платные услуги. Тогда что должен делать простой учитель?
Но вот приближается лето. Я знаю, что в июне запланировано родительское собрание для будущих первоклассников. Безусловно, к нему постарался максимально тщательно подготовиться. Как минимум, даже для того, чтобы и самому не ударить в грязь лицом, и другого потенциального классного руководителя не подвести, ведь уверенности в том, что классное руководство будет у меня, до сих пор нет. Скажу больше, такого понимания не было вплоть до начала нового учебного года.
В любом случае, уже во время отпуска я начал активно готовиться к абсолютно новой для себя роли классного руководителя! А подготовка была очень активной! Конечно, очень хотелось выделиться и проявить себя. Поэтому первым, что придумал, было создание герба класса, который потом реализовали в виде шевронов для детей.
У меня было несколько вариантов, которые сам старался создать через какое-то приложение. Потом отправлял варианты в родительский комитет, так как просил их найти специалистов, которые смогли бы сделать готовые шевроны. И, как сейчас помню, я в Волгограде хожу по этажу какого-то торгового центра и обсуждаю с кем-то из родителей, почему не подходит очередной вариант. Кстати, это был тот период, когда отправился в самое длинное свое автопутешествие, о начале которого рассказал в этой статье:
В результате корректировки эскизов из-за различных тонкостей при изготовлении шевронов я создал такой готовый герб класса:
И после родительского голосования, нашивки отправили на изготовление. Кстати, после такого моего решения учитель, который только пришел работать в нашу школу, тоже решил заказать значки для своих учеников. Но там был написан просто класс. Мои ученики были самыми заметными в этом плане!
Подготовка идет своим чередом, необходимые дополнительные материалы закуплены. Так незаметно и наступил конец августа. А я до сих пор точно не знаю, остаюсь ли в потенциальной должности классного руководителя.
Будет несправедливо отметить тот факт, что мне уже было всё равно, дадут мне класс или нет. Пожалуй, тот набор уже не был желанным. Просто я старался разжигать в себе тот огонь желания работать, который так старательно во мне старались потушить. А разжигал как раз разработкой тех же герба и шеврона! Да и появлялись некоторые другие планы, о которых расскажу чуть позже в этой статье. Но в любом случае, несмотря даже на факт моего выгона из другого кабинета, который обещали и готовили под меня первоначально, понимал, что работа есть работа. И когда-то мечтал, чтобы я стал впервые классным руководителем именно на первом классе. Поэтому продолжал готовить уже сам класс к приходу первоклассников. Моих учеников.
И вот, за несколько дней до Дня Знаний я узнаю, что классное руководство остаётся за мной! Конечно, чувства смешанные. С одной стороны, я рад, что это произошло. Да и мое желание осуществилось. С другой стороны, в мой класс набрали мало учеников, половину из которых составляли дети, плохо говорящие или совсем не говорящие и не читающие по-русски.
Знаете, я очень хотел изменить уже давно сложившийся в школе стандарт. Так повелось, кстати, еще со времен как сам учился, что все классы с литерой «А» считались самыми плохими и слабыми, и туда отправляли детей, неугодных и ненужных директору или тех, кому и по закону отказать нельзя, и в хорошие классы, особенно к учительской элите, было невыгодно отправлять. Проще говоря, классы с литерой «А» считались, грубо говоря, «отбросами». И мне, как сказал ранее, хотелось это изменить. Спустя время пришло понимание, что это невозможно. И в этом не только моя вина. Как бы и что бы мне не говорили после моего увольнения родители того класса. Они просто либо мне не поверят, либо не будут слушать...
Как бы там ни было, но я действительно стал впервые классным руководителем именно с первоклассниками! И на тот момент был очень счастлив! Я старался делать всё от меня зависящее, чтобы дети полюбили школу и ходили на уроки с удовольствием. Жаль, правда, родители детей не оказывали обещанных поддержки и помощи, а только завидовали другим классам, где, как минимум, тот же родительский комитет реально работал и организовывал дополнительный досуг в виде, например, экскурсий.
Конечно же, для увеличения своего дохода, я старался максимально полезно использовать свое рабочее время. Так, например, в одно из двух свободных окон (когда дети были на физкультуре) я работал учителем музыки во втором классе. А так как из всех учителей был единственным, кто мог преподавать внеурочную деятельность «Шахматы», то все часы во всех классах начальной школы были мои. Благодаря этому смог выйти на доход примерно равный 50 тысячам рублей. А, еще про группу продленного дня забыл уточнить. Там я тоже работал. Сразу после уроков и минимум до шести вечера.
Какие новшества пытался привнести?
Мне хотелось выделиться. Я желал, чтобы мой класс смог стать лучше, чем его сделали. Поэтому путем переговоров смог добиться разрешения сменить один из часов внеурочной деятельности на «Ментальную арифметику». Такого не было ни у кого другого в классе! Но... Да, родители, конечно, молодцы, что приобрели специальные счеты для занятий. Однако многие решили в итоге, что им и их детям это не нужно, да и зачем вообще тратить даже на простые домашние тренировки время. И это при том, что на одном из родительских собраний я получил от них полную поддержку.
Еще одним новшеством стало шефствование старших ребят над младшими. Этими наставниками стали четвероклассники из класса моей мамы, которая работала в этой же школе. И, надо сказать, это было полезно и старшим, и младшим! У всех ребят возрос уровень ответственности! В рамках шефствования четвероклассники помогали первоклассникам готовиться к новому уроку, играли с ними, рассказывали что-то интересное.
Также попробовал немного изменить образовательный опыт детей. Я проводил внеурочную деятельность по программированию у второклассников. Но чтобы ребятам было проще и интереснее, смог «выбить» несколько планшетов, на которых они занимались. Также эти устройства активно использовал и во время шахмат, так как были проблемы с физическими наборами.
Почему же пришлось окончательно уволиться из школы?
После ухода из жизни бабушки и возникшем с ее супругом конфликтом, стало тяжело жить в городе, который знаю всю свою жизнь. Учитывая прошлое того человека, бывало иногда и страшно. Назревала идея полностью сменить место жительства.
Я рассматривал разные города. А вот мама мечтала снова стать Москвичкой! Когда-то бабушка перевезла ее из столицы в область по своим личным причинам. И вот в течение 30 лет мама не могла вернуться туда, где родилась. И мне показалось разумным помочь ей осуществить мечту. Но о том, чем же хороша жизнь в столице, тогда еще не задумывался. Да и смысла ещё не видел.
Продолжительное время нам не удавалось продать квартиру. Там были разные причины. Собственно, раз сделка еще не произошла, зачем думать об уходе. К тому же, у меня была идея отработать с классом всю начальную школу, с первого по четвертый класс.
Также, после того, когда из класса ушел ученик, родители которого обещали мне безоговорочную помощь и поддержку, эмоционально мне становилось тяжелее работать. Конечно, не буду отрицать, что так полноценно я ранее не работал, и родители детей это прекрасно знали. И этот уход совпал с моментом появления реального покупателя. То есть, становилось тяжело работать не только эмоционально, но и физически.
Однако это не останавливало, и мы продолжали работать. Покупатель нашелся, он купил квартиру. А вот мы себе недвижимость еще не нашли, поэтому переехали жить в апарт-отель, где пускают с собакой. Кстати, тот период был очень необычным и забавным! Особенно учитывая, что на работу ехали из Москвы в область без пробок и, аналогично, обратно.
Спустя примерно две недели наш агент нашел квартиру в новостройке. Я и мама никому ничего не говорили вплоть до одобрения мне ипотеки. И только потом родные и близкие узнали, что мы полноценно переезжаем в Москву.
Так вышло, что фактически до школы нужно было преодолеть порядка 100 километров. И даже тогда мысли увольняться отбрасывали, так как не хотелось бросать детей. Да, финансово становилось тяжелее, особенно учитывая, что приходилось пользоваться платными дорогами, чтобы миновать пробки. Тут и стала накладываться работа, которой становилось всё больше и больше, и мы уезжали всё чаще и чаще после 9 вечера. Можно сказать, практически ежедневно.
Всё это стало сказываться и на здоровье, и на силах. Я постепенно начал практически засыпать за рулем. Учитывая необходимость использования скоростной дороги, передвижение становилось просто опасным как для меня, так и для мамы, которая ездит пассажиром. И именно это со состоянием моего здоровья стало решающим фактором, почему пришлось уволиться из школы.
Да, к сожалению, я получил много негативных комментариев в свой адрес. Конкретно всё вспоминать и писать не буду. Это ни к чему. Но сейчас точно знаю, что работать в школе снова еще не хочу.