ИИ наступает, чтобы забрать нашу работу.
Добьётся ли он успеха?
Не знаю. Я всё ещё считаю, что ИИ никогда не сможет перенять сложную разработку достоверных персонажей, как в хороших сценариях. Хотя, с другой стороны, многие авторы тоже с этим не справляются.
Но это заставило меня задуматься: как нам, сценаристам, победить ИИ?
Кажется, я знаю ответ.
Дело в том, что ИИ хорошо имитирует большую часть сценарного мастерства, потому что сценарий - второй по «математичности» вид письма (первый - поэзия). А ИИ как раз хорош в распознавании шаблонов, структуры и их имитации.
Однако со временем я понял, что сценарии, которые выделяются больше всего, обладают X-ФАКТОРОМ. В них есть какая-то неуловимая изюминка, которую нельзя измерить, и именно она делает истории особенными.
Когда автор находит этот X-фактор, чтение перестаёт быть просто сценарием и превращается в опыт. Как будто ты действительно попадаешь внутрь истории, тебя ведут по уникальному пути, и ты знаешь, что никогда в жизни не повторишь это путешествие в другом месте.
Если копнуть глубже, можно сказать, что X-фактор - это то, что даёт сценарию ДУШУ. И угадайте что? Сколько бы ИИ ни старался, он никогда не сможет вдохнуть душу в сценарий.
Так что секрет в том, чтобы изучить ВСЕ возможные X-факторы и применять хотя бы один в каждом своём сценарии. Тогда вы сможете спать спокойно, зная, что ИИ никогда не повторит то, что делаете вы.
Прежде чем перейти к списку этих факторов, я хочу привести недавний пример сценария с X-фактором - то есть такого, который ИИ не сможет воспроизвести. Это сценарий «Гоблин» (Goblin), недавно проданный как спек-скрипт. Это история о парне, который узнаёт, что его отец держит в подвале гоблина, закованного в цепях.
Нравится вам этот сценарий или нет, вы запомните эту историю. Она гораздо ярче, чем любой средний сценарий. Определяя X-фактор нашей истории, мы можем найти примеры того, что ИИ может скопировать, а что нет.
Давайте разберём все известные X-факторы.
X-ФАКТОР №1 — НАРУШАТЬ ПРАВИЛА
Замечали, что лучшие работы сценаристов часто появляются в начале их карьеры? Во многом потому, что они не знали, что делают. А когда не знаешь правил, делаешь всё «неправильно». Ирония в том, что именно это «неправильное» часто оказывается оригинальным.
Кристофер Маккуорри как-то сказал, что сейчас уже не смог бы написать «Подозрительные лица» (The Usual Suspects), потому что тогда он не знал правил и нарушал их. Некоторые из этих «ошибок» и сделали сценарий таким выдающимся. Сейчас он пишет «правильно» - и его работы от этого скорее проигрывают.
Конечно, нарушать правила, это не стопроцентное решение проблем. Чаще всего оно только вредит сценарию. Но иногда путешествие по «неверному» пути, оказывается золотым. Или хотя бы оригинальным.
Возьмём, к примеру, ромком «Скажи что-нибудь» (Say Anything, 1989) — тот, где Джон Кьюсак стоит с бумбоксом над головой под песню «Your Eyes» Питера Гэбриела. В нём есть странный подсюжет про то, как отец героини крадёт деньги из дома престарелых, которым управляет. Это неуместно. Это сценарный просчёт. Кэмерон Кроу никогда бы так не написал на поздних этапах карьеры. Но именно это делает фильм неповторимым.
Мы не можем откатить свой опыт и снова стать бунтарями. Но можем имитировать такой подход. Перестаньте цепляться за «обязательные» правила сценарного мастерства. Вам точно не нужно попадать в каждую блейк-снайдеровскую точку на заданной странице. Если у вас есть идея, которая раньше не работала, в новом сценарии всё может быть иначе. Вы не узнаете, пока не попробуете. Так что не будьте слишком строги к себе и соавторам. Рискуйте - иначе ваш сценарий никогда не станет по-настоящему хорошим.
X-ФАКТОР №2 — АВТОРСКИЙ ГОЛОС
Оригинальный авторский голос - самый распространённый X-фактор, который возвышает ваш сценарий среди конкурентов. «Голос» - это уникальное видение мира и способность передать его в тексте.
Например, режиссёры "Дэниелы" («Всё везде и сразу») в своих работах упирают на хаос. Они погружаются в абсурд, а их сценарии часто посвящены попыткам найти баланс в этом абсурде. Это выделяет их, потому что никто больше не пишет в таком ключе.
Но голос сложно создать искусственно, если он не проявляется естественно. Один сценарист как-то сказал мне: «Я не знал, что у меня есть голос, пока мне об этом не сказали». Вот что такое голос. Он настолько соединён с вашей личностью, что вы сами не замечаете, чем отличаетесь от других.
Голос может проявляться в стиле письма и в выборе тем. Или, если вы пишете живые, колкие диалоги в духе Тарантино - это ваш способ выделиться. Но действеннее выбрать необычную тему - например, возбуждение от аварий, как Дэвид Кроненберг в фильме «Автокатастрофа» (1996). Даже без особенного стиля письма такой сценарий всё равно будет уникальным просто из-за темы.
Чтобы доказать, насколько голос важен в борьбе с ИИ, представьте: сможет ли ИИ создать «Криминальное чтиво» или «Автокатастрофу»? Нет. ИИ никогда не пришёл бы к таким историям, а если бы его заставили, он бы не знал, что с ними делать.
X-ФАКТОР №3 – НЕБРЕЖНОСТЬ
Ещё одной частью пути к Х-фактору, как я понимаю, является неаккуратность. Обычно сценарии, которые я ценю больше всего, в некоторых местах небрежны. Как бы я ни любил строгую структуру, если вы слишком туго затянете структуру вокруг вашей истории, она превратится в удавку. История становится предсказуемой и шаблонной, нам кажется, мы уже видели её сотни раз.
Я знаю, это скользкий путь. Потому что читал множество сценариев, где авторы слишком свободно обращались со структурой, и эти сценарии ужасны. Но обычно это происходит потому, что автор сделал это случайно. Они не знали, что делают. Если вы опытный сценарист и понимаете ценность структуры, я верю, что вы сможете определить, насколько свободными можно сделать некоторые части, чтобы сценарий дышал, как живая, прекрасная вещь.
X-ФАКТОР №4 – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Если вы предложите идею истории ИИ — допустим, завязку к процедуралу, где кого-то убили и детектив начинает расследование, ИИ будет исследовать эту завязку с самой очевидной точки зрения. Он будет рассказывать историю с точки зрения полицейского, убийцы или обоих. Что ИИ не сделает, так это не расскажет историю с точки зрения собаки убийцы, что и является завязкой сценария, возглавляющего Black List 2023 года, «Bad Boy».
Но точка зрения - это не только концепция. Это касается каждой детали сценария. Когда вы пишете сцену, у вас есть выбор написать её с любой точки зрения, какой вы захотите. Когда Лига Справедливости сражается с гигантским монстром в центре города в «Супермене», 9 из 10 писателей расскажут эту сцену с точки зрения Лиги Справедливости. Но что делает Джеймс Ганн? Он показывает этот бой с точки зрения Кларка и Лоис, которые находятся в её квартире в высотке, непринуждённо беседуя, пока бой происходит в окне за их спинами.
Слишком мало писателей используют точку зрения интересными способами. И всё же она прямо перед вами, и каждый из вас может ею воспользоваться.
X-ФАКТОР №5 – СТРАСТЬ
Один из пользователей убедил меня в этом в комментариях. Вот та конкретная строчка, что привлекла моё внимание: «Вы всегда можете увидеть, "горит ли человек" к тому, что делает. Это придаёт всему особую вибрацию». Это весьма верно подмечено.
Когда вы равнодушны к сценарию, который пишете, вы максимально близки к имитации ИИ. Всё, что вас заботит, - это попадание в нужные моменты. Собрать паззл, чтобы двигаться дальше.
Но если вы увлечены тем, что исследуете каждый маленький уголок своей истории и вкладываете каждую найденную золотую крупицу в сценарий, то ваш сценарий зазвучит в другой тональности, чем сценарий написанный без страсти.
Вы можете легко сосредоточиться на этом, если все остальные X-факторы вам недоступны. Просто любя свою историю, вы напишете что-то более мощное, чем то, что мог бы создать ИИ. Даже когда мне не нравится сценарий написанный со страстью, я всегда могу почувствовать страсть автора к проекту на страницах. И, по крайней мере, уже одно это находит отклик.
X-ФАКТОР №6 – СТРАННАЯ ЗАВЯЗКА
Под этим я подразумеваю, - странную или необычную идея, которая при этом остаётся простой и понятной. Лучший пример этого - «Вечное сияние чистого разума». Идея, безусловно, необычная - людям стирают часть их памяти, чтобы им не пришлось помнить боль разбитого сердца. И это просто. Ведь все страдали от несчастной любви.
Менее известный пример фильм «Моя девушка - монстр», о женщине, которая обнаруживает, что, когда она напивается до беспамятства, она таинственным образом управляет гигантским монстром, сеющим хаос в Корее. Это, очевидно, необычная идея. Но в своей основе это фильм об алкоголизме и обучении контролю над зависимостью. Поверьте мне - ИИ никогда не сможет написать ни один из этих фильмов. Вот почему нужно научиться извлекать эти странные заходы из своего подсознания. На днях я увидел трейлер фильма о парне, который живёт рядом с перекрёстком, где происходит необычно большое количество аварий. Это ещё один странный заход, который ИИ у вас не украдёт.
X-ФАКТОР №7 – ВЫХОД ЗА РАМКИ
Наконец, последний способ добыть свой внутренний X-фактор — это полностью выйти за рамки со своей историей. Какой бы ни была завязка, зайдите так далеко, как только сможете. И, затем, зайдите ещё дальше. И когда вы дойдёте до конца, куда бы это ни привело, продолжайте идти. Совсем недавно в кинотеатрах появился один из таких фильмов - «Субстанция». Посмотрите, как начинался этот сценарий и где он закончился. Автор сценария и режиссёр Корали Фаржа выжала из этой завязки всё до последней капли.
Другим примером может быть сценарий из Чёрного списка Roses, о парне, который привозит свою девушку в удалённый дом с бассейном. Затем он узнаёт, что каждый раз, когда ты плаваешь в бассейне, ты клонируешь себя, и то, что выходит из бассейна, — это копия тебя, но немного более несовершенная, чем оригинал. Как только копии начинают играть в бассейне, создавая копии копий, этот сценарий заходит далеко за рамки обычного.
Вероятно, это не все X-факторы, доступные вам. На самом деле, вы можете придумать свои X-факторы. Чем больше мы их найдём, тем лучше сможем бороться со злом под названием «Сценарист ИИ». :)
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.