Найти в Дзене

«Ильмень». Вторая жертва «дружеского огня»

Пароход «Ильмень» практически повторил судьбу парохода «Кола». Он тоже вышел из Владивостока на Камчатку в феврале 1943 года. Капитан – Анатолий Могучий. На борту - 42 человека, включая экипаж и военную команду из шести человек, которые обслуживали орудие и зенитные пулеметы. В условиях ограничений судоходства, введенных Японией в период войны на Тихом океане и из-за сложной ледовой обстановки, «Ильмень» был вынужден следовать окружным путем через Цусимский пролив, огибая острова Японии. Как и «Кола», был задержан и отпущен японским военным кораблем. Но если «Колу» торпедировали вечером 16 февраля, то «Ильмень» - утром 17 февраля в 240 милях от острова Сикоку. Торпеды попали точно – разнесли левый борт от носа до командного мостика. Пароход стал быстро тонуть. Боцман успел сбросить в воду спасательные плоты. В это время старший помощник капитана пытался открыть дверь в радиорубку, где находился начальник радиостанции. Взрыв деформировал дверь, открыть ее не успели… Капитан приказал мор

Пароход «Ильмень» практически повторил судьбу парохода «Кола». Он тоже вышел из Владивостока на Камчатку в феврале 1943 года. Капитан – Анатолий Могучий. На борту - 42 человека, включая экипаж и военную команду из шести человек, которые обслуживали орудие и зенитные пулеметы.

В условиях ограничений судоходства, введенных Японией в период войны на Тихом океане и из-за сложной ледовой обстановки, «Ильмень» был вынужден следовать окружным путем через Цусимский пролив, огибая острова Японии. Как и «Кола», был задержан и отпущен японским военным кораблем.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Но если «Колу» торпедировали вечером 16 февраля, то «Ильмень» - утром 17 февраля в 240 милях от острова Сикоку. Торпеды попали точно – разнесли левый борт от носа до командного мостика. Пароход стал быстро тонуть. Боцман успел сбросить в воду спасательные плоты. В это время старший помощник капитана пытался открыть дверь в радиорубку, где находился начальник радиостанции. Взрыв деформировал дверь, открыть ее не успели…

Капитан приказал морякам покинуть корабль. Сам же покинул командный мостик, только когда его залило водой. Когда всех собрали в шлюпки и сделали перекличку, оказалось, что не хватает семерых человек.

У экипажа были две шлюпки и снабжение со спасательных плотов, которое не пострадало во время эвакуации. Одну шлюпку возглавил капитан, другую – старший помощник. Было принято решение двигаться к ходовому фарватеру и ждать там какого-нибудь судна.

Чтобы не замерзнуть, моряки сначала поработали веслами, затем поставили паруса. Примерно через 6 часов на горизонте показался дымок. Это был советский пароход «Каширстрой», который тоже шел в Петропавловск-Камчатский. 17 февраля в 15 часов 40 минут он принял на борт моряков с потопленного парохода «Ильмень».

Вначале в СССР посчитали, что в потоплении виновны японцы, так как до этого корабль досматривал японский эсминец. Но позже выяснилось, что «Ильмень» был торпедирован американской подводной лодкой SS-276 «Sawfish», которая перед этим потопила советский пароход «Кола».

Итого: минус два наших парохода за сутки.