Воздвиженка — одна из древнейших московских улиц, расположенная в районе Арбат. Она пролегает от Моховой улицы до площади Арбатские Ворота, составляя параллель двум другим известным улицам — Знаменке и Большой Никитской. В наши дни ее протяженность составляет 600 метров.
С точки зрения топонимики Воздвиженка представляет большой интерес, поскольку она более пяти раз меняла название. Кроме того, на несколько десятилетий она стала частью грандиозной магистрали, утвержденной в рамках Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года — проспекта Калинина.
История улицы началась еще в XIII веке, когда в этом месте пролегла старинная Волоцкая дорога. Это был торговый путь из Москвы в Великий Новгород, проходивший через Волоколамск. Во второй половине XIV века в начале дороги через реку Неглинную был выстроен добротный каменный мост, что говорит о значимости этого пути и его большой проходимости.
Самым ранним именем улицы считается Орбат или Арбатская — в документах XV–XVI веков она фигурирует именно под таким названием. Единого мнения о его происхождении нет, но самая распространенная версия гласит, что это означало «предместье возле города». В те далекие времена «городом» считалась только территория внутри кремлевских стен.
В XVI веке улицу украсила ее главная святыня — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Название может вызвать недоумение в связи с отсутствием поблизости каких-либо крупных рек с островами, озер и прочих водных объектов. Однако всему виной затейливый и образный старомосковский язык. Дело в том, что в XIV–XV веках на месте будущего монастыря находился небольшой лесок, со всех сторон окруженный полями. Своим видом он напоминал москвичам остров среди водной глади, отсюда и пошло его прозвище. Полное название монастыря в обиходной речи не использовалось, сократилось до Крестовоздвиженского.
Первое летописное упоминание о нем встречается в 1547 году в связи со страшным происшествием — разрушительным пожаром, который начался на его территории. В житии Василия Блаженного — того самого, в честь которого мы именуем всемирно известный храм на Красной площади, — есть эпизод, когда он приходит в Крестовоздвиженский монастырь и начинает горько, безутешно плакать, будто в предчувствии большой беды. Люди заволновались, не понимая, о чем сокрушается святой человек. На следующее утро причина стала всем ясна: в монастыре загорелась деревянная церковь. Огонь, усиливаемый ветром, быстро распространился по окрестностям, в результате чего выгорели все предместья к северо-западу от Кремля. Эту часть Москвы пришлось отстраивать заново. К середине 1550-х годов обитель также была восстановлена.
Постепенно вокруг Крестовоздвиженского монастыря начинают селиться знатные люди, приближенные к государю. Свои дворы здесь заводят князь Михаил Черкасский, воевода Юрий Кашин-Оболенский и Федор Пожарский — дед героя времен Смутного времени князя Дмитрия Пожарского.
При Иване Грозном улица уже именуется Воздвиженкой, о чем существуют летописные упоминания. В частности, известно, что в 1565 году царь переезжает жить к своему шурину Михаилу Черкасскому «за Неглину на Воздвиженскую улицу на князь Михайловский двор Темрюковича». В том же году Воздвиженка входит в состав опричного удела и становится его центром — здесь возникает Опричный двор. Эта царская резиденция, овеянная дурной славой, просуществовала всего шесть лет и была уничтожена при набеге крымских татар на Москву в 1571 году.
Во времена царя Алексея Михайловича улицу начинают называть Смоленской. Это было связано с образованием важной торговой магистрали, соединившей Москву и Смоленск. К тому времени дорога на Великий Новгород, когда-то проходившая здесь, изменила свое направление и пролегала по Тверской. В этот период улицу продолжают заселять знатные вельможи, среди которых тесть царя Кирилл Нарышкин, бояре Борис Морозов, Василий Стрешнев, Иван Милославский. После назначения Милославского в 1674 году воеводой в Астрахань в его имении расположился Аптекарский приказ, в ведении которого находились все доктора, лекари и аптекари, а также производство различных лекарств, в том числе для царской семьи.
После переноса столицы в Санкт-Петербург активная торговля со Смоленском постепенно затихает, как и шум на Смоленской улице в Москве. Ей возвращают прежнее название Воздвиженка — по монастырю, который остался главным объектом и центром притяжения в окрестностях.
В XVIII веке улица сохраняет свой высокий аристократический статус. До наших дней сохранились дома вельмож екатерининской эпохи — генерала Петра Талызина, князя Якова Шаховского и графа Николая Шереметева. Дом последнего в народе прозвали «наугольный», поскольку он выстроен на углу Воздвиженки и Романова переулка. Трехэтажный классический особняк с угловой полуротондой, окруженной изящной колоннадой и увенчанной куполом, по сей день привлекает взгляды и является одним из красивейших зданий на Воздвиженке. Его первый владелец Николай Петрович Шереметев был личностью незаурядной. Кроме того, что он являлся наследником именитого рода, одним из самых богатых людей в Российской империи, меценатом и покровителем искусств, он также стал заметной исторической фигурой благодаря женитьбе на крепостной крестьянке, актрисе Прасковье Жемчуговой. По тем временам событие было невероятным, ведь пропасть, разделявшая дворян и крепостных, казалась непреодолимой. Отношениям графа Шереметева и Прасковьи посвящено не одно художественное произведение. В «наугольном» доме они отпраздновали свадьбу в 1801 году.
Улица сильно пострадала в период нашествия Наполеона, часть застройки была уничтожена. Крестовоздвиженский монастырь, повидавший многое за свою почти трехсотлетнюю историю, — татарские набеги, Смутное время, пожары — также не смог пережить французскую оккупацию. Захватчики настолько сильно его разорили и осквернили, что в 1814 году было принято решение об упразднении. От монастыря остался лишь центральный собор, ставший обыкновенным московским приходским храмом. В 1856 году здесь венчался со своей избранницей великий русский сатирик Михаил Салтыков-Щедрин. Церковь существовала до 1934 года, после чего была снесена — на ее месте построили шахту Метростроя.
После Отечественной войны 1812 года Воздвиженку значительно расширили и отстроили, на ней выросло много новых каменных домов. Считается, что дома номер 5 и 9 по нечетной стороне улицы послужили прототипами домов Пьера Безухова и князя Болконского в произведении Льва Толстого «Война и мир». В доме номер 5 в наши дни располагается музей архитектуры имени Щусева.
XIX век принес свои новшества — улицу замостили брусчаткой и осветили газовыми фонарями, по ней прошел маршрут конки, а позже был пущен трамвай. На место дворянских усадеб приходят купеческие дома. В конце XIX столетия Воздвиженку украшают особняки в стиле модерн, наиболее примечательными из которых являются дома предпринимательницы Варвары Морозовой и ее сына Арсения.
Если вам приходилось бывать на Воздвиженке, то вы точно помните причудливый дворец с широкими башнями, украшенными лепниной из ракушек и обильным ажурным декором, с витыми колоннами при входе и окнами готической формы. Он не похож ни на одно другое здание. Это особняк Арсения Морозова, построенный для него признанным мастером модерна Виктором Мазыриным. Предыстория появления на Воздвиженке этого экзотического дома такова: богатый наследник купеческого рода, известный московский повеса Арсений Абрамович в начале 1890-х годов отправился со своим другом-архитектором в большое путешествие по Испании и Португалии. В городе Синтре на них произвел неизгладимое впечатление дворец Пена, созданный в стиле испано-мавританской архитектуры с элементами национального стиля мануэлино. На родину Морозов вернулся с мечтой построить для себя дом-замок, напоминающий дворец Пена, что и было воплощено в жизнь.
Известно, что современники восприняли эпатажное здание в штыки, еще на этапе строительства засыпав владельца насмешками и критическими газетными публикациями. Его мать, чей особняк находился по соседству, архитектурные новшества также не оценила. Забавным историческим анекдотом стали слова Варвары Алексеевны, в сердцах брошенные сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» Однако время расставило все по своим местам, и теперь особняк Морозова в мавританском стиле является главным украшением Воздвиженки.
Конка и извозчики на Воздвиженке, вид в сторону Кремля. Слева особняк Арсения Морозова. Напротив него утраченный в период ВОВ дом номер 13 (в настоящее время на его месте находится сквер). Фото 1895 год.
В 1913 году по проекту архитектора Сергея Залесского на улице построили Дом экономического общества офицеров. В более поздние годы он приобрел известность как Военторг на Воздвиженке. Изящное, несмотря на свои большие размеры, здание сочетало в себе элементы двух стилей — модерн и ар-деко. Вскоре после постройки его удостоили премии Московской городской думы.
В советский период внешний вид улицы претерпел изменения: трамвай убрали, появились электрические фонари. А в начале 1930-х годов старинную брусчатку заменил асфальт. Поэт и географ Юрий Ефремов даже сопроводил это эпохальное событие стихами:
Кончается владычество
Бездарного булыжника!
Скользим мы, словно лыжники,
По сглаженности снежной,
И, право, легче дышится,
Когда так плавно движемся
По шелковой Воздвиженке,
По замшевой Манежной.
В 1930 году был расчищен от прежней застройки большой участок в начале улицы. Когда-то на этом месте находился Опричный двор Ивана Грозного, затем палаты Нарышкиных и архив МИД. Теперь здесь выросло главное здание крупнейшей публичной библиотеки в России и Европе — Государственной библиотеки СССР имени Ленина. В его декоре использовались элементы разрушенного храма Христа Спасителя, а также бронза колоколов московских церквей. Над барельефами и скульптурами работали лучшие советские скульпторы, такие как Вера Мухина, Всеволод Лишев и другие. Это грандиозное строение по сей день считается эталоном сталинского ампира.
Монастырское название улицы, конечно, не устраивало советскую власть, решительно искоренявшую дореволюционные топонимы. В 1935 году Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна. Штаб-квартира созданной Лениным международной коммунистической организации действительно некоторое время базировалась на Воздвиженке. Однако новый топоним утратил актуальность уже в 1943 году в связи с роспуском Коминтерна.
Сразу после Великой Отечественной войны улицу ждало очередное переименование — на этот раз в честь революционера Михаила Калинина. Позже у дома 14 ему поставили памятник, который был демонтирован в начале 1990-х годов. В наши дни его можно увидеть в парке искусств «Музеон». Воздвиженка существовала как улица Калинина до 1963 года, а затем ее объединили с Новым Арбатом в единую магистраль протяженностью 2,3 километра. Так в Москве появился знаковый ансамбль советского модернизма, ставший вывеской достижений архитектуры, инженерии и городского планирования СССР — проспект Калинина.
Идея прокладки нового высокоскоростного проспекта возникла еще в 1935 году в ходе работы над генеральным, так называемым «Сталинским», планом реконструкции Москвы. Однако только в 1962 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев объявил конкурс на лучший проект. В итоге строительство возглавил выдающийся советский архитектор Михаил Посохин, работа закипела, и к 1970 году Калининский проспект приобрел законченный вид. Архитектурный ансамбль был выполнен в современной стиле, в духе конструктивизма и функционализма, резко контрастируя с окружающей застройкой. Проект сразу же превратился как в объект восхищения и гордости, так и в предмет критических нападок из-за грубого вмешательства в сложившуюся городскую среду.
Последнее переименование улицы случилось в 1990-е годы. Тогда на волне возрождения исторических топонимов вернула свое дореволюционное имя и Воздвиженка.
В советское и постсоветское время произошла утрата части ценной исторической застройки: во время битвы за Москву бомбы разрушили дом 13 — особняк Васильчикова, построенный в 1777 году. В настоящее время на его месте находится сквер у входа на станцию метро «Арбатская». Большой потерей для архитектурного ансамбля улицы стал снос в 1984 году бывшего дома Сергея Рахманинова, известного в народе как дом «Америка». На его месте выросло здание Министерства обороны СССР. Последний громкий снос произошел в 2003 году, когда бывший мэр Москвы Юрий Лужков принял решение уничтожить обветшавший Военторг, не смотря на протесты городского архитектурного совета. Но, несмотря на все потери, улице удалось сохранить гармонию и свое узнаваемое лицо.
В наши дни Воздвиженка представляет собой современное и ухоженное пространство с отреставрированными зданиями, небольшими скверами и атмосферой спешащего по делам города. Несмотря на центральное расположение и захватывающую историю, эта улица не входит в число наиболее популярных прогулочных маршрутов. Здесь совсем немного кафе и магазинов, и вы скорее встретите на Воздвиженке сотрудников местных офисов, чем туристические группы.
Еще больше рассказов — в нашем журнале.