Найти в Дзене

Художник Василий Садовников

В декабре 2025 года исполнится 225 лет со дня рождения одного из самых известных русских аквалеристов пушкинской поры и XIX века в целом - Василия Семеновича Садовникова (1800-1879). Известного, и, в то же время, незаслуженно забытого. В XX веке выставок его работ было огорчительно мало, основные - в 1960 году в Эрмитаже и в 2000 году в Русском музее (затем переехала в Пушкинский музей, Мск). Летом 2025 года Русский музей устроил масштабную и кулуарную одновременно, очаровательную выставку акварелей Садовникова, немного потерявшуюся на фоне других выставок-блокбастеров этого года. Василий Семенович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (1739-1837), дамы, послужившей прообразом старой графини в повести А. С. Пушкина "Пиковая дама". Место рождения художника неизвестно, а из подушной переписи населения вся семья его отца была приписана к селу Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии. Специального художественного образования он не по

В декабре 2025 года исполнится 225 лет со дня рождения одного из самых известных русских аквалеристов пушкинской поры и XIX века в целом - Василия Семеновича Садовникова (1800-1879).

Известного, и, в то же время, незаслуженно забытого. В XX веке выставок его работ было огорчительно мало, основные - в 1960 году в Эрмитаже и в 2000 году в Русском музее (затем переехала в Пушкинский музей, Мск).

Летом 2025 года Русский музей устроил масштабную и кулуарную одновременно, очаровательную выставку акварелей Садовникова, немного потерявшуюся на фоне других выставок-блокбастеров этого года.

Василий Семенович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (1739-1837), дамы, послужившей прообразом старой графини в повести А. С. Пушкина "Пиковая дама". Место рождения художника неизвестно, а из подушной переписи населения вся семья его отца была приписана к селу Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии. Специального художественного образования он не получил.

-2

Получая заказы на создание произведений с видами столицы и окрестностей, он продолжал оставаться "дворовым человеком" княгини Голицыной и был вынужден выполнять различные хозяйственные поручения.

К началу 1830-х годов Садовников сумел зарекомендовать себя как талантливый пейзажист. Людей в пейзажи он вписывал виртуозно, прорабатывая каждую деталь.

-3

Сохранилось много жанровых набросков, исполненных начиная с 1831 года. Художник всегда работал с натуры, и на одном листе, подчас с обеих сторон, разбросаны жанровые зарисовки или отдельные фигуры, запечатленные в характерных позах, сделанные акварелью и пером, снабженные надписями, указывающими, что изображено и когда. Постепенно фигуры изображенных, а часто даже целые жанровые сценки укрупняются, приобретают остро характерные черты, их выразительность и оригинальность свидетельствуют об умении передать портретное сходство.

-4

-5

В 1837 году княгиня Голицына скончалась и её наследник отпускает Василия Садовникова на волю.

Тот сразу подаёт прошение в Академию художеств о присуждении ему звания "свободного неклассного художника".

-6

Его работы понравились императору Николаю I. По императорскому заказу он пишет различные виды Санкт-Петербурга, связанные с появлением новых гражданских и церковных зданий и сооружений, с событиями государственного значения, например, такими как приезд в Петербург невесты цесаревича Александра Николаевича, будущей императрицы Марии Александровны, или принцессы Александры Саксен-Альтенбургской, невесты великого князя Константина Николаевича. 

Петербург Садовников пишет в разное время года и в разное время суток. 

-7

-8

-9

Николай I даже заказал у Садовникова акварели для подарка английской королеве Виктории, также на Императорском фарфоровом заводе была изготовлена ваза с видом Большого Царскосельского дворца в его исполнении.

Сын Николая, Александр II тоже стал постоянным клиентом Садовникова.

Надо заметить, что Москву Садовников почти не писал, дел и красоты хватало в Петербурге.

В 1850е Садовников больше работает в окрестностях Петербурга: Павловск, Гатчина, Петергоф.

-10

-11

А его интерьерные картины похожи на ювелирные украшения тончайшей работы.

-12

-13

Художник работал до глубокой старости. Старший брат отмечал, что Василий никогда не расставался с карандашом и бумагой, рисовал везде и всегда.

-14

В подготовке статьи использованы материалы из каталога Русского музея к выставке "Василий Садовников. Аквалерист пушкинской поры", 2025.

Чаще, лакончинее, ироничнее на ТГ канале Кафедра Этики и Эстетики.