С 1 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минэнерго № 511 «Об утверждении Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», кардинально меняющий подход к регулированию отрасли, расширяя зону контроля и ужесточая требования. Документ разработан в соответствии с обновленными версиями законов № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (изменения от 01.03.2025) и № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (редакция от 25.10.2024).
Этот приказ заменяет устаревшие Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утвержденные приказом № 115 от 2003 г.).
Соблюдение новых правил обязательно:
- для всех организаций теплоснабжения независимо от формы собственности;
- подрядчиков, выполняющих обслуживание, ремонт и диагностику тепловых сетей;
- ИП и физических лиц, эксплуатирующих тепловые объекты.
Основные отличия от прежних правил — это расширение сферы действия, области регулирования и ужесточение требований к теплоснабжающим организациям. Приказ № 115 (2003 г.) регулировал только тепловые энергоустановки, а приказ № 511 (2025 г.) охватывает объекты теплоснабжения, теплопотребляющие установки, здания, помещения, сооружения и оборудование.
Введение в действие приказа № 511 ознаменует переход от узкоспециального понятия «энергоустановки» к комплексному термину «объекты теплоснабжения», тем самым повысив ответственность за безопасность всей системы. Правила теперь регулируют не только работу оборудования, но и связанную инфраструктуру, процессы управления и безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов теплоснабжения, ужесточают контроль над ведением документации, создают единое правовое поле для всех участников рынка теплоснабжения, включая малый бизнес и частных операторов.
Главные отличия
Документооборот и техническая политика
Введено обязательное положение о технической политике организации.
Положение должно включать следующие требования:
- к закупаемым и используемым материалам и оборудованию в части их характеристик и качества;
- методам технического диагностирования;
- методам обеспечения срока службы;
- методам и объему эксплуатационного контроля;
- информационным системам и автоматизированным системам управления;
- разработке и применению в организации измеряемых параметров и расчетных показателей, характеризующих эксплуатацию объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок;
- качеству работы эксплуатационного персонала;
- обеспечению безопасности, надежности и эффективности эксплуатации объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок, эффективности работы персонала организации.
Введено хранение документации в электронном виде.
Актуально для такой документации, как паспорта объектов теплоснабжения, проекты, эксплуатационная документация (техническая документация заводов-изготовителей, технические отчеты, чертежи, акты, журналы, ремонтная документация), инструкции (должностные, по охране труда, по отдельным видам работ, по ликвидации аварий и т. п.), все виды схем, переписка оперативных переговоров, перечень параметров и показателей режимов работы, суточные ведомости, результаты регистрации измерений и показаний средств измерений.
Порядок перехода на ведение и хранение документации в электронном виде определяет руководитель эксплуатирующей организации (структурного подразделения).
Ответственность персонала
Расширены обязанности ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объекта (далее ответственные).
За ответственными должны быть закреплены объекты теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок и установлены границы эксплуатационной ответственности этих лиц, порядок их взаимодействия и лица, их замещающие.
Ответственные в пределах своих полномочий должны обеспечить: утверждение графиков проверки знаний настоящих правил и документов организации; контроль состояния закрепленных за ними объектов; выполнение персоналом обязательных требований и эксплуатационных инструкций; ведение технической документации и проведение технического освидетельствования, технического диагностирования, технического обслуживания, ремонта, наладки и испытаний закрепленных за ними объектов; контроль качества ремонта; эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением; проведение противоаварийных тренировок; организацию выполнения на закрепленном за ними оборудовании мероприятий, необходимость проведения которых обусловлена выявлением технологических нарушений и (или) наступлением несчастных случаев.
Новые требования к проверке знаний
Изменена периодичность проверки знаний (учтено разделение персонала по категориям).
Уточнены категории персонала эксплуатирующей организации для организации и проведения работы с персоналом, эксплуатирующим объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки. К ним добавлен диспетчерский персонал. Отнесение работников к конкретной категории персонала определяется в должностной инструкции.
Проведение обучения по охране труда (ОТ) и проверка знания требований ОТ в соответствии с трудовым законодательством (вместо различных инструктажей по безопасности труда) предусмотрены для всех категорий персонала.
При этом новые правила также предусматривают проверку знания документов, включенных в перечень документов для проверки знаний:
- для руководящих работников эксплуатирующей организации, руководителей структурных подразделений;
- управленческого персонала и специалистов;
- оперативных руководителей, оперативного, диспетчерского и оперативно-ремонтного персонала. Также для этой категории персонала предусмотрен производственный инструктаж (не должен включать вопросы, регулируемые трудовым законодательством), который подразделяется на плановый и внеплановый. Порядок его проведения определяется программой. Для этой категории персонала также предусмотрены и другие формы работы с персоналом, которые не изменились, — дублирование, специальная подготовка, контрольные противоаварийные тренировки и стажировка.
Кроме того, новые правила для ремонтного персонала предусматривают также проверку знаний в объеме требований квалификационных характеристик (вместо проверки знания правил, норм ОТ, правил технической эксплуатации).
Изменилась периодичность очередной проверки знаний для отдельных категорий работников организации:
- не реже 1 раза в год вместо не реже 1 раза в 3 года (оперативные руководители, оперативный, диспетчерский, оперативно-ремонтный и ремонтный персонал, принимающий непосредственное участие в эксплуатации технологического оборудования объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок, их ремонте, наладке, регулировании, испытаниях);
- не реже 1 раза в 5 лет вместо не реже 1 раза в 3 года (остальные категории работников).
Расширен перечень причин проведения внеочередных проверок знаний.
Раньше (по приказу № 115) изменения в нормативных документах можно было довести до работников через инструктаж без обязательной проверки знаний; теперь (по приказу № 511, п. 64) при введении нормативных актов РФ обязательна внеочередная проверка знаний всех работников, независимо от даты проведения предыдущей проверки.
Разрешена проверка знаний внутри организации, у отдельных членов комиссии по проверке знаний, если председатель и 2 специалиста в составе комиссии прошли проверку знаний в Ростехнадзоре.
Численность комиссии — не менее 5 человек, но экзамен могут проводить 3 специалиста.
Введены критерии неудовлетворительной оценки — если работник не ответил на более чем 3 из 10 вопросов.
Увеличен срок стажировки от 2 до 180 смен (ранее — 2–14).
Ростехнадзор опубликовал 250 новых экзаменационных вопросов, которые не разделены по специализации организаций или направлениям деятельности персонала.
Мы подготовили новый универсальный курс ЭБП 2090 «Подготовка к проверке знаний норм и правил в области теплоснабжения по правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Новый курс обеспечит комплексную подготовку специалистов в соответствии с актуальными требованиями законодательства и уже доступен пользователям подписки «ОЛИМПОКС».
Отмена устаревших норм
Исключена обязательная форма удостоверения (остались только минимальные требования).
Устранены дублирующиеся требования по охране труда и пожарной безопасности.
Требования правил приведены в соответствие с положениями законодательства об обязательных требованиях в сфере водоснабжения и водоотведения, ФНП в области ПБ, правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Частично исключены нормы эксплуатации вспомогательного оборудования (золоулавливающие и тягодутьевые установки) во избежание дублирования требований технических регламентов, нормы эксплуатации газораспределительного и газопотребляющего оборудования — во избежание дублирования требований законодательства в сфере промышленной безопасности.
Исключены требования пожарно-технического минимума.
Исключен раздел о повышении квалификации персонала (регулируется ст. 25 ФЗ-190 «О теплоснабжении»).
Современные технологии и испытания
Введены новые термины (АС ДУ — автоматизированные системы диспетчерского управления, ЕТО — единая теплоснабжающая организация, ОДК — оперативный дистанционный контроль, ФМП — фиксаторы максимального перемещения и т. п.).
Разрешено применение новых материалов и технологий.
Требования к эксплуатации по видам объектов, установок, оборудования подробно описаны в разделах IV–XVI правил.
Введен обязательный автоматизированный мониторинг.
В целях контроля качества теплоснабжения (тепловой энергии) и режимов теплопотребления организации, эксплуатирующие теплопотребляющие установки, и (или) потребители тепловой энергии, имеющие автоматизированные информационно-измерительные системы сбора и передачи информации с коммерческих приборов учета тепловой энергии и систем контроля работы тепловых пунктов, должны обеспечить оперативный удаленный доступ к информации в этих системах, в том числе о параметрах (температуры, давления), расходах теплоносителя и горячей воды.
Порядок взаимодействия между смежными информационными системами, автоматизированными системами управления технологическими процессами, автоматизированными системами диспетчерского управления, определяется в соответствии с соглашением об управлении системой теплоснабжения (п. 120 ПП-808 от 08.08.2012), заключаемым между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями согласно требованиям законодательства РФ в сфере теплоснабжения.
Автоматизация процессов теплоснабжения в системе теплоснабжения, на отдельных объектах теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установках должна реализовываться поэтапно как составная часть общей автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) с обеспечением единства управления и конвертации данных.
При автоматизации различных объектов одной системы теплоснабжения несколькими теплоснабжающими и теплосетевыми организациями принципы и протоколы взаимодействия различных АСУ ТП и АС ДУ должны быть зафиксированы в соглашении об управлении системой теплоснабжения (п. 120 ПП-808 от 08.08.2012).
Добавлено 11 приложений с регламентами испытаний оборудования, нормами расхода воды и порядком пуска систем по видам оборудования.
Действия организаций в свете новых требований к эксплуатации объектов теплоснабжения
Введение приказа № 511 требует от организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, введения срочных и долгосрочных мер.
Срочные меры должны быть приняты с началом действия документа, то есть с 1 сентября 2025 года.
- Внеочередная проверка знаний персонала на основании приказа 511 от 14.05.2025 г. «Об утверждении Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».
Порядок обучения и график проверок знаний должны быть определены руководителем организации.
- Корректировка перечня работ перед отопительным сезоном.
Требуется откорректировать перечень работ при подготовке к отопительному периоду, в том числе с участием теплоснабжающей организации.
Среднесрочные меры должны быть приняты с 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2027 года.
- Восстановление проектной документации.
Необходимо провести аудит архивов, запросить недостающие данные у проектных организаций; если документы на тепловые пункты утрачены, их нужно восстановить.
Долгосрочные меры должны быть приняты до 1 сентября 2030 года.
- Полная цифровизация документации.
Все данные по тепловым пунктам (схемы, журналы, учет параметров) должны быть переведены в электронный формат с последующим электронным ведением этой документации.
- Доступ к данным для теплосетевых организаций.
Теплоснабжающие компании должны получить онлайн-доступ к информации для контроля качества услуг. Требуется настройка процессов предоставления удаленного доступа к данным.
В ДОПОЛНЕНИЕ к перечисленным мерам организации также должны немедленно приступить к анализу новых требований на предмет соответствия им текущей деятельности, разработке/актуализации обязательных документов (особенно положения о технической политике), планированию и проведению проверок знаний персонала с учетом требований приказа № 511.
Несоблюдение требований законодательства грозит штрафами и взысканиями.