Найти в Дзене

Как написать изложение на ОГЭ: теория, приёмы, реальный пример

Когда девятиклассники слышат слово «изложение», большинство вздыхает. Не потому, что трудно, а потому что неясно, как это делать правильно. В этом задании легко «потерять» баллы – за невнимание к деталям, за ошибки в структуре или просто за лишнюю воду. Давайте разберём, как всё должно быть – и теоретически, и практически. А ещё в конце вас ждёт пример реального текста и его изложения, чтобы вы могли увидеть, как это работает. Официально это задание №1 экзамена. Называется оно «Сжатое изложение» – и в этом вся суть. От ученика ждут двух умений: Ваш текст должен быть в 3 абзацах, повторяя абзацное членение исходника. Если вы объединили абзацы, поменяли их местами или случайно пропустили одну из микротем – это типичные ошибки, которые сразу снижают балл. 📌 Ваша задача – сократить текст, не упуская главных мыслей. Сколько было абзацев – столько же должно быть у вас. 📌 Могут быть использоаваны публицистические или художественные тексты – подход к ним одинаковый: ищем микротемы и главную
Оглавление
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Когда девятиклассники слышат слово «изложение», большинство вздыхает. Не потому, что трудно, а потому что неясно, как это делать правильно. В этом задании легко «потерять» баллы – за невнимание к деталям, за ошибки в структуре или просто за лишнюю воду.

Давайте разберём, как всё должно быть – и теоретически, и практически. А ещё в конце вас ждёт пример реального текста и его изложения, чтобы вы могли увидеть, как это работает.

Что вообще проверяют на изложении ОГЭ?

Официально это задание №1 экзамена. Называется оно «Сжатое изложение» – и в этом вся суть.

От ученика ждут двух умений:

  • понять, о чём текст, и сохранить все ключевые микротемы;
  • сократить его, но без потери смысла и структуры.

Ваш текст должен быть в 3 абзацах, повторяя абзацное членение исходника. Если вы объединили абзацы, поменяли их местами или случайно пропустили одну из микротем – это типичные ошибки, которые сразу снижают балл.

Как проходит работа с изложением

  1. Вам дважды включают аудиозапись текста (обычно 160–200 слов). Между включениями есть пауза 5–6 минут.
  2. Использовать можно только орфографический словарь.
  3. После прослушивания вы пишете сжатый пересказ текстаоколо 80–90 слов, минимум – 70.

Что важно знать перед началом работы

📌 Ваша задача – сократить текст, не упуская главных мыслей. Сколько было абзацев – столько же должно быть у вас.

📌 Могут быть использоаваны публицистические или художественные тексты – подход к ним одинаковый: ищем микротемы и главную мысль в каждом абзаце.

📌 В тексте не должно быть речевых и грамматических ошибок, иначе снимаются баллы.

Алгоритм работы с текстом

  1. Первое прослушивание – не записывайте всё подряд. Постарайтесь понять:
  • тема (о чём текст?);
  • главная мысль (к какому выводу приходит автор?).
  1. В черновике выпишите ключевые слова по каждому абзацу.
  2. Составьте план изложения: три пункта, желательно – в виде тезисов.
  3. На втором прослушивании допишите важные слова и фразы, используя сокращения.
  4. На черновике создайте цельный текст, без речевых штампов и повторов.
  5. Перепишите в чистовик, проверив по словарю орфографию.

Основные приёмы сокращения текста

Сокращённое изложение – это не просто «поместить в меньшее количество слов». Это умение видеть суть и избавляться от лишнего. Вот основные приёмы:

🔹 Убираем повторы
🔹 Сокращаем однородные члены
🔹 Убираем вводные слова и сложные конструкции
🔹 Обобщаем похожие факты
🔹 Выбираем точные синонимы
🔹 Сжимаем описания, рассуждения и примеры

Примеры:
«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» «На лугу росли цветы»

«С древнейших времен до наших дней... »«Всегда…»

Пример реального изложения ОГЭ по русскому языку: до и после

Исходный текст:

Почему многие испытывают чувство одиночества? Вокруг полно народу, но никто тебя не хочет выслушать. Никому ты не интересен, каждый занят собой. А если и слышат тебя, то не понимают. Очень многие молодые люди жалуются на то, что их не понимают родители. «Шестнадцать лет под одной крышей живем, а никак не можем найти общий язык».

Общий язык. Оказывается, это такая редкость. Оказывается, даже родной язык может быть непонятен. Почему так получается? Да потому что за каждым нашим словом кроется какое-то желание, чувство, какой-то интерес. Все слова понятны, но мы не хотим понимать чужие чувства, интересы, желания. Не хотим растрачивать на это свои душевные силы. Мы ленимся, боимся впустить в свою душу другого, оттого мы так редко смотрим в глаза друг другу. Спросил на ходу: «Как дела?» И, не дождавшись ответа или удовлетворившись пустыми словами, бежим дальше.

— Привет, как дела?

— И у меня ничего.

И лишь редко-редко встречается на жизненном пути человек, который слушает и понимает. Исключительное качество, изумительное достоинство! Но зато такое достоинство, которое доступно каждому. Не всякий талантлив, не все красивы, не каждый и умен. Но для того, чтобы слушать и понимать человека, не нужно ни особого ума, ни особых талантов. Надо только внимательно слушать и стараться понять.

Изложение ученика:

Чувство одиночества возникает, когда рядом много людей, но никто не хочет слушать и понимать. Особенно часто молодёжь жалуется, что не может найти общий язык с родителями, несмотря на годы, прожитые вместе.

Общий язык — большая редкость. Хотя слова понятны, мы не готовы понимать чувства и желания других. Нам не хочется тратить душевные силы, мы боимся открыться, поэтому часто не вникаем в ответ, даже спросив: «Как дела?»

Иногда на жизненном пути встречается человек, способный слушать и понимать. Это исключительное, но доступное каждому качество. Чтобы обладать им, не нужно быть гением, достаточно внимания и желания понять другого.

📌 Что сделано правильно:

  • структура сохранена (3 микротемы);
  • текст сокращён, но смысл передан;
  • стиль — нейтральный, без воды и выдумки.

Пояснение по критериям:

  • ИК1 (Содержание): Отражены все три микротемы: одиночество в обществе, непонимание как причина, ценность умения слушать. ✔️
  • ИК2 (Сжатие): Использованы приёмы исключения (убраны детали, повторы), обобщения и замены. ✔️
  • ИК3 (Логичность речи): Чёткая структура, абзацы соответствуют микротемам, логика соблюдена. ✔️

Объём: 89 слов — укладывается в норматив от 70 до 100. ✔️

Хотите так же?

Я провожу подготовку к ОГЭ по русскому языку. Первая встреча — бесплатная диагностика, разбор типичных ошибок, рекомендации по улучшению.

Репетитор ОГЭ по русскому языку
Репетитор ОГЭ по русскому языку

Пишите в WhatsApp — обсудим, как подтянуть изложение, сочинение и тестовую часть. Всё онлайн, гибкий график.

А у вас как с изложениями?

Получается с первого раза? Или теряете микротемы и забываете про структуру? Поделитесь в комментариях + напишите, какие темы ещё стоит разобрать.