Когда ты знаешь, что на исторически значимое в абхазо-абазинском мире мероприятие приглашают только гостей издалека, а участие остальных зависит от самих общественных деятелей из числа абхазов и абазин, то только от тебя зависит, участвуешь ты в них или нет. Но, когда значительная часть твоих соотечественников, живущих в той республике, в которой ты живёшь, получает такое приглашение, а тебя никто не вспомнил, сделай правильный вывод и вычеркни из твоей жизни всех тех, кто, исходя из дружбы и братства с тобой, должен был, но не пригласил тебя на это мероприятие. Не важно, кто это ‒ организатор мероприятия или иные лидеры абазинского народа. Даже получив приглашение в этом году, я по уважительным причинам не смог бы им воспользоваться, ибо был в Крыму, помогал своему русскому свояку, известному сочинскому врачу, с решением вопросов, связанных с лечением его старшей сестры, онкологической больной, а также занимался святым делом поиска своего старшего брата по отцу в городе Феодосии. Не смог бы участвовать в мероприятии, но на сердце у меня было бы тепло от того, что вспомнили меня, а значит, признают мои заслуги перед абхазо-абазинским народом.
В отношении родных моих абазинских братьев моя совесть чиста. В 7-м или 8-м классе средней школы, примерно в 1982 году, выписав абазинскую газету «Коммунизм алашара» и изучив алфавит, я стал учить абазинский язык и достаточно быстро его освоил. В 1986 году, будучи воспитателем Гудаутской школы-интерната, я впервые побывал в Карачаево-Черкесии, в гостях у абазин Черкесска, Адыге-Хабльского и Малокарачаевского районов. В 1988 году, работая преподавателем истории Блабурхвской СШ, при поддержке директора Беслана Дбар, я провёл встречу со студентами-абазинами, обучающимися в Абхазском государственном университете. И именно тогда жители села Блабырхуа, и стар, и млад, впервые услышали из моих уст абазинскую речь. Мероприятие имело широкий резонанс. То же самое я сделал и в отношении школьной программы, часто затрагивая вопросы по истории абазинского народа на уроках по истории Абхазии.
Когда в начале 90-х годов я устроился в Гудаутскую районную газету «Бзыбь», я стал исполнять обязанности корреспондента, ответственного за абхазо-абазинскую национальную идеологию и укрепление внешних связей Абхазии. Вместо того чтобы писать об ударном труде тружеников сёл Гудаутского района, несмотря на некоторую внутриредакционную критику и замечания, я упорно и часто выезжал в Карачаево-Черкесию, добывая новые порции информации по истории и культуре абазинского народа. Возвращаясь домой, я писал и публиковал все эти заметки и очерки в газете «Бзыбь», что очень нравилось её читателям.
Я считал и считаю, что абхазские СМИ обязаны уделять Абазаште и абазинам максимум внимания, что делается в Абхазии лишь редакцией газеты «Апсны». Несмотря на мои настоятельные замечания, Абхазское телевидение не организовывает получение из Черкесска новостей и передач на абазинском языке, чтобы транслировать их напрямую по эфиру АТВ.
Уже в 1991 году я опубликовал в газете «Бзыбь» алфавит абазинского языка с указанием произношения букв. Перед этим главный редактор газеты «Коммунизм алашара» Рашид Мазанович Хужев, в ходе очередной встречи с ним, попросил меня организовать подписку на газету «Коммунизм алашара» в Гудаутском районе. Рашиду Хужеву, как и моим дорогим абазинским братьям и сёстрам ‒ Бемырзе Тхайцухову, Абдулаху Курумбаеву, Кериму Мыхце, Николаю Мураткову, Аминат Дзуговой, Асият Джердисовой, Фатиме Апсовой и многим других ‒ очень не хотелось блёкло выглядеть по количеству тиража и проигрывать в этом другим национальным газетам. Тогда партийные органы и сама общественность более серьёзно относились к цифре тиража газет. И я, получив братское задание, обратился к общественности Гудаутского района. И те, к которым я обратился, заявили, что они абазинского языка не знают, что абазинские буквы резко отличаются от абхазских. В общем, они придумали ряд отговорок, чтобы этого не делать. Но я никогда не уступал в делах, даже если они были связаны с объективными трудностями.
Первым делом я опубликовал в газете «Бзыбь» алфавит абазинского языка. Затем я стал показывать на живых примерах, сколь абазинский язык близок к абхазскому. Стал публиковать в газете рассказы на абазинском языке абхазскими буквами. Затем я обратился к начальнику райфинотдела Валерию Езуговичу Хагба, начальнику Гудаутского РОВД Виктору Игнатьевичу Бигвава и местному бизнесмену Зауру Авидзба с просьбой оплатить годовую подписку 300 экземпляров газеты «Коммунизм алашара». С собранными деньгами, тратя свои собственные, потому что у меня тогда не было спонсоров, я выехал в Черкесск и передал деньги Рашиду Хужеву. Помню и никогда не забуду, с какой благодарностью весь коллектив газеты встречал меня тогда. В 1997 году для укрепления связей между Абхазской государственной телерадиовещательной компанией и ГТРК Карачаево-Черкесской Республики я выехал в годовую командировку в город Черкесск и был принят на работу Джелембием Юсуфовичем Аджиевым.
Связи, установленные с абазинами в 1986 году, с той или иной интенсивностью, развиваются мною вплоть до сегодняшнего дня. Я прекрасно читаю и пишу по-абазински. Создал на своём авторском канале в Дзене подборку «Абазашта и абазины», состоящую из 94 статей и видеороликов. Немало видеозаписей на абазинскую тематику опубликовано мною на авторском канале в YouTube. Немало статей по этой тематике опубликовано мною в абхазской печати. Постоянно поддерживаю связи с абазинскими общественными организациями.
Я тот, кто в единственном числе из абхазов с самого начала, несмотря на близкую дружбу с влиятельными представителями карачаевского народа, выступил на митинге перед Домом Правительства в Черкесске, в защиту национальных интересов абазинского народа. Многие, наверное, помнят моё жёсткое, но справедливое выступление на историческом митинге, после которого тема создания Абазинского национального района была поднята весьма остро и была решена положительно. Абазины получили свой район.
Тогда, помню, я звонил в Правительство Абхазии, в Администрацию Президента С. В. Багапша, просил известных общественных и государственных деятелей Абхазии срочно выехать в Черкесск и поддержать абазин, когда решается их главнейший вопрос. Первая делегация прибыла в Черкесск лишь на 4-й или 5-й день абазинской «революции». Везде и всюду с абазинами в это время я был лишь один. И всё, что нужно было сделать, я сделал.
Впрочем, я привык к неблагодарности. Когда что-либо в Абхазии происходит, будь то инаугурации очередного президента, круглые столы и международные конференции, меня, руководителя Международного Проекта «Кавказ ‒ наш общий дом» и целого ряда иных популярных проектов, никто не вспоминает и не приглашает. И это несмотря на огромный пласт работы, выполненной мною за 39 лет моей жизни.
Знаете, за что меня не любят эти коррупционеры? За мою правду и принципиальность. Хотите знать, как в Абхазии время от времени проводились значимые государственные мероприятия? Итак, на проведение этих мероприятий в бюджет закладывались определённые расходы, на которые с лихвой можно было провести не одно, а, как минимум, два мероприятия. Если же этого не было сделано, то деньги на проведение этих мероприятий, тем не менее, берутся с внебюджетного фонда, например, с фонда президента или премьер-министра. Далее чиновники высшего звена связываются с «дойными коровами», которым объясняют, что они, чиновники, хотят провести в Абхазии очень важное международное мероприятие, но, как всегда, «денег в бюджете нет» (аҧара ҳамаӡам).
Те, к которым обратились, охотно или нехотя, выделяли миллионы рублей на проведение мероприятий. Чиновники при этом тратили государственные деньги, а деньги из внешних источников присваивали себе. Вместе с достойными представителями нашего народа на эти мероприятия получают приглашение в подавляющем большинстве абхазские коррупционеры, казнокрады и рвачи. Никто их в нашей стране не преследует. Никто из них реально не наказан. Спросишь ‒ с пеной будут утверждать те или иные органы, что с коррупцией идёт борьба не на жизнь, а на смерть. Наше государство, я полагаю, будет загублено этой коррупцией. Я знаю точно одно: я получу признание только после смерти. Но дай Бог, чтобы я прожил как можно дольше, чем те, кто завидует мне и недоброжелательно относится безо всякой причины.