Найти в Дзене

Рецепт бестселлера

Мы с вами немного отвлеклись на разные нюансы русского языка, но пора вернуться к делам писательским. Поэтому поговорим о бестселлере. Советы, которые я вам предложу, нужны далеко не всем, а тем, кто хотел бы написать пусть и не бестселлер, но хотя бы хорошо продающуюся книгу. И сразу оговорюсь: те, кто считает, что думать о продаже своего творчества могут только посредственности, а настоящие шедевры непродажны, могут смело проходить мимо статьи и не тратить своё время. Я же считаю, что продаваемость текста — это неплохо, если читатели голосуют за книгу рублём, значит, она им нравится. Никто не будет тратить деньги на неинтересную, плохо написанную литературу. Здесь есть, конечно, нюансы. Не всегда продаваемой является лучшая книга, но плохая точно не будет продаваться. Или не плохая, но ориентированная на слишком узкую аудиторию. Мы уже его немного обсудили во введении, но сто́ит обозначить это понятие поточнее. Бестселлер — это не лучшая книга и не литературный шедевр, хотя тут нет п
Оглавление

Мы с вами немного отвлеклись на разные нюансы русского языка, но пора вернуться к делам писательским. Поэтому поговорим о бестселлере. Советы, которые я вам предложу, нужны далеко не всем, а тем, кто хотел бы написать пусть и не бестселлер, но хотя бы хорошо продающуюся книгу. И сразу оговорюсь: те, кто считает, что думать о продаже своего творчества могут только посредственности, а настоящие шедевры непродажны, могут смело проходить мимо статьи и не тратить своё время. Я же считаю, что продаваемость текста — это неплохо, если читатели голосуют за книгу рублём, значит, она им нравится. Никто не будет тратить деньги на неинтересную, плохо написанную литературу. Здесь есть, конечно, нюансы. Не всегда продаваемой является лучшая книга, но плохая точно не будет продаваться. Или не плохая, но ориентированная на слишком узкую аудиторию.

Что такое бестселлер: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. С. Пушкин)

Мы уже его немного обсудили во введении, но сто́ит обозначить это понятие поточнее. Бестселлер — это не лучшая книга и не литературный шедевр, хотя тут нет противоречия, может быть и шедевром. Бестселлер (best seller) переводится, как «продаваемый лучше всех». То есть, когда издательство выпускает новую книгу и сразу рекламирует ее как бестселлер, это просто рекламный ход. Издательство не может заранее знать, как будет продаваться книга. Вот через какое-то время это становится ясно, например, через пару месяцев.

Так, бестселлером стал «Код да Винчи» Дэна Брауна, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Но это бестселлеры мирового масштаба, а есть рангом и пониже. Среди современных отечественных, сравнительно недавно изданных книг я бы назвала цикл «Колдун Российской империи» о графе Аверине. По крайней мере, три первые книги стали бестселлерами.

Разумеется, книга может быть бестселлером в своём, часто узком сегменте литературы. Например, в художественной в разных жанрах лучше продаются разные книги, я уж не говорю о научно-популярной литературе. К тому же нередко уровень популярности книги определяет конкретное издательство. Например, по итогам последних нескольких месяцев в издательстве МИФ в сфере культуры бестселлерами стали сразу две моих книги «Славянская нечисть» и «Культ зверя и славянские оборотни». (Ссылка на мою страницу в МИФе). Но придёт время, появится более популярная книга в этой области, и именно она станет бестселлером.

Как бы тот или иной современный автор ни выступал против продажности текстов, даже игнорируя авторитет А. С. Пушкина, как бы ни относился к подобному ярлыку, но получить его довольно приятно. А если речь идёт о хорошем издательстве, то еще и выгодно, с точки зрения оплаты авторского труда. Поэтому хочу дать несколько советов. Далеко не универсальных, но, как показывает мой и писательский и редакторский опыт, вполне рабочих.

Ингредиенты бестселлера

Естественно, самыми важными условиями успеха книги будет способность придумать и развить интересную тему или сюжет и умение облекать свои мысли в слова. Это совершенно очевидно, тут и обсуждать нечего, поэтому останавливаться на этом я не буду. Разве что обращу ваше внимание на фразу «интересную тему». Интересную для кого? Ответ на этот вопрос очень важен, так как случается, что интересное для автора, кроме него, мало кого привлекает, как бы это ни было обидно. Но остановлюсь на других важных составляющих успеха книги. Пока художественной. О научно-популярной поговорим потом. Хотя тут много общего.

-3

1. Важный фактор популярности книги — совпадение запросов читательской аудитории и предложений автора. В идеале совпасть должны интересы писателя и читателей, тогда автору не нужно ни прогибаться под кого-то, ни заставлять себя писать то, что не нравится. Это вообще проигрышный вариант. Чтобы понять, для какого сегмента читательской аудитории вы хотели бы писать, нужно эту аудиторию изучить и выяснить, что сейчас популярно и наиболее продаваемо (мы же о бестселлере говорим) на рынке литературы.

А что делать, если вы уже начали писать книгу? В таком случае все равно нужно изучить читательские запросы и что-то внести или убрать из своего произведения. В этом нет ничего плохого, обычная редактура на основе читательских предпочтений. Но всё же лучше изучить аудиторию до начала работы над книгой. Для этого пройтись по литературным порталам, почитать и даже проанализировать наиболее читаемых авторов в вашем жанре. Заглянуть в группы популярных писателей, поинтересоваться обсуждениями. В общем, заняться аналитикой.

Кстати, даже просто выбор жанра важен, потому что не все жанры одинаково популярны. А если вы категорически не любите, например, фэнтези или магический детектив, можно писать в непопулярном жанре, но не ждать большого успеха от книги. Или же найти какой-то компромисс, писать на стыке жанров, это часто нравится читателям.

2. Второй фактор — внимание к деталям. Нередко популярной книгу делают не сюжетные интриги, не харизматичные герои, а какие-то детали. Так, в «Гарри Поттере» подростков привлекла сама возможность получить письмо из магической школы. Привлекательными могут быть второстепенный герой, фамилиар, домашнее животное, мир, где происходят события и т. д.

Художник Джонатан Уолстенхолм
Художник Джонатан Уолстенхолм

Здесь тоже требуется анализ хотя бы нескольких популярных произведений в выбранном жанре. Кстати, речь идёт не о заимствовании или копировании, а о стимулировании фантазии. Да, нередко получаются произведения-клоны, но как раз клон-то бестселлером и не станет.

3. Третий фактор — сочетание популярных сюжетных линий и героев с оригинальностью произведения. Пожалуй, это самое сложное. В научно-популярной литературе тоже сложно найти интересующую многих тему и подать её оригинально, потому что по таким темам много всего уже написано.

Сейчас, кстати, довольно популярен ретеллинг, то есть пересказ старого сюжета на новый лад. Обычно за основу берутся сказки и мифы. С одной стороны, сюжет всем известен, а с другой, когда автор подаёт его оригинально, то интересно почитать, что же получилось.

4. Четвёртый фактор — широта охвата. Есть действительно интересные темы, сюжеты, формы, но интересны они для сравнительно узкой аудитории. Например, мне приходилось слышать от читателей, что им нравится формат коротких рассказов, но в настоящее время подобных любителей сравнительно немного, потому издательства публикуют сборники рассказов редко. Или одно время была популярна художественная литература в стиле бандитских разборок, но популярность её осталась в прошлом, а тех, кого эта тема всё ещё интересует, немного.

По признанию редакторов крупных издательств, например, А. Прокоповича (Астрель-СПБ), В. Бакулина (Эксмо), сейчас более активна женская читательская аудитория, поэтому книги, ориентированные, исключительно на мужчин, менее продаваемы. Они не хуже сами по себе, а просто хуже продаются. Не стоит ориентироваться исключительно на молодежь, так как книги читают и люди в возрасте. Поэтому, чем шире читательская аудитория у книги, в том числе в плане интересов, тем больше у произведения шанс на успех. Кратко это можно выразить слоганом: «Котиков любят все!» Речь, разумеется, идёт не о настоящих котиках, а о темах, интересных для многих.

Вот книга, содержащая четыре этих ингредиента, да ещё хорошо, литературно поданная, имеет все шансы стать бестселлером.