Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Сюжетные дыры размером с астероид в научно-фантастических фильмах

Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

В своей основе, сай-фай литература и кино стремятся расширить границы нашего восприятия, заставляя нас задумываться не только о прошлом, но и о потенциальном будущем, лежащем за пределами привычной нам действительности. Для достижения этой цели научно-фантастические ленты часто переносят действие в футуристические миры, альтернативные версии настоящего времени, бескрайние просторы космоса и используют концепции ещё не открытых технологий или научных теорий. В результате аудитория сталкивается с вопросами о потенциальных угрозах или возможностях, которые могут ожидать человечество, или, чаще всего, с инопланетными цивилизациями.

Ключевым фактором успеха научно-фантастического фильма является умение режиссёра убедить нас в нереальном. Иными словами, искусство сделать невозможное правдоподобным – задача, требующая высокого мастерства. Когда сюжет затрагивает последствия, выходящие далеко за рамки нашей реальности, а иногда и вовсе конструирует новую, бывает сложно учесть все детали. Несмотря на то что многие фильмы из данной подборки превосходно погружают зрителя в свой мир, заставляя забыть о скептицизме хотя бы на время просмотра, возникновение сюжетных нестыковок неизбежно. Чем больше времени уделяешь размышлениям, тем менее логичной кажется общая картина.

В связи с этим далее представлен список культовых научно-фантастических фильмов, в которых присутствуют сюжетные пробелы, сопоставимые по размеру с астероидом.

Назад в будущее (1985)

-2

Пожалуй, нет более обожаемого блокбастера, чем культовая лента "Назад в будущее". Если вам каким-то чудом удалось избежать просмотра этого шедевра, вот краткое содержание.

Марти Макфлай, волею случая переместившись во времени на DeLorean, попадает в тот самый день, когда его родители были подростками и только познакомились. Оказавшись в прошлом, он не только ставит под угрозу зарождающиеся отношения родителей, но и невольно становится объектом внимания своей юной и пылкой матери. Ой-ой, вот это поворот! Вскоре, глядя на фотографию, прибывшую с ним из будущего, он осознаёт, что рискует своим собственным существованием, ведь его родители могут так и не пожениться. Остаток фильма он проводит, активно сводя своих родителей и отчаянно пытаясь вернуться в свой родной 1985 год.

Его усилия не проходят даром, однако его возвращение в будущее вызывает вопросы. По прибытии становится очевидным, что его родители, кажется, не узнают в Марти того человека, который когда-то сыграл ключевую роль в их знакомстве. Разве они не должны были хотя бы заподозрить неладное? Безусловно, можно возразить, что их знакомство с Марти продлилось всего несколько дней, но какие это были дни! Его мать была в него влюблена, а отец благодаря ему стал увереннее в себе. А потом Марти помог им быть вместе. Неужели их не насторожило бы, что их сын вырос точной копией человека, который так сильно повлиял на их жизни?

Чужой (1979)

-3

Сериал "Чужой" заслуженно считается одной из самых выдающихся научно-фантастических саг в истории кинематографа. Первые две части – бесспорные шедевры, близкие к идеалу. Третья часть имеет свои достоинства и со временем получает все больше признания. Четвёртая же… просто есть, как и приквелы и провальные кроссоверы "Чужой против Хищника".

Однако во всей франшизе есть нечто неизменное – способ появления на свет Ксеноморфов. Схема такова: из яйца появляется Лицехват, он прикрепляется к лицу жертвы, эмбрион через горло имплантируется в грудную клетку, а затем, через некоторое время, детёныш Чужого прорывается наружу, убивая носителя. При этом, судя по всему, жертва до последнего момента не подозревает о своём "интересном положении". Довольно незамысловато, правда?

Но здесь возникает вопрос: новорождённый Чужой – это не крошечное существо. Тот, что вырвался из груди Кейна в первом фильме, был размером с банан. Неужели, если бы у вас в груди, в непосредственной близости от сердца, лёгких и позвоночника, находился предмет размером с банан, вы бы ничего не почувствовали? Ни боли, ни дискомфорта, абсолютно ничего?

Это кажется крайне неправдоподобным. Конечно, эффект внезапности – ключевой элемент ужаса, связанного с появлением Чужих. Если бы Кейн или кто-либо другой с жалобами на боли в груди прошёл обследование и обнаружил инопланетного "гостя", фильмы потеряли бы значительную часть своего очарования. Возможно, мы просто не замечаем этой нестыковки из-за сильного страха?

Бегущий по лезвию 2049 (2017)

-4

"Бегущий по лезвию" заслуженно занимает почётное место в истории научной фантастики. В этой картине Ридли Скотт представил нам историю охотника за головами, "бегущего по лезвию", задача которого — выследить и ликвидировать взбунтовавшихся репликантов. Разворачиваясь в мрачном антиутопическом будущем, фильм ставит перед зрителем глубокие философские вопросы.

В 2017 году вышел "Бегущий по лезвию 2049", продолживший повествование. Зрителей ждала всё та же завораживающая атмосфера, потрясающая визуальная составляющая и масштабные размышления о бытии. Однако, стремясь охватить слишком многое, сценарий рискует потерять внимание к деталям.

В самом начале "Бегущего по лезвию 2049" Кей, персонаж Райана Гослинга, сам являющийся "бегущим по лезвию", заявляет своей цели, что, в отличие от устаревших моделей репликантов, он не может ослушаться приказов и отказаться от своей миссии. Но уже спустя непродолжительное время Кей поступает именно так, нарушая установленные рамки.

Неужели он не говорил обратное совсем недавно? Складывается впечатление, что его точка зрения изменилась довольно быстро. Несмотря на то, что общая атмосфера фильма настолько увлекательна, что подобная несостыковка может ускользнуть от внимания, отрицать её наличие невозможно.

Знаки (2002)

-5

До наступления затяжной полосы творческих неудач М. Найта Шьямалана картина "Знаки" стала его последней заметной работой. В центре сюжета – семья фермеров, пытающаяся пережить двойной удар судьбы: гибель любимой жены и матери, а также вторжение внеземных существ. По сюжету отец семейства, которого играет Мел Гибсон, вместе со своими близкими вступает в противостояние с пришельцами, и неожиданным спасением для них становятся стаканы с водой, расставленные по всему дому.

Этот сюжетный поворот требует разъяснений. В начале фильма зрителю показывают, что маленькая дочь главного героя имеет привычку оставлять повсюду стаканы с недопитой водой. Параллельно нам становится известно, что младший брат персонажа Мела Гибсона (в исполнении Хоакина Феникса) – бывший профессиональный бейсболист. Эти два факта играют ключевую роль в финале, когда выясняется, что пришельцы крайне восприимчивы к воде, и брат героя использует свои навыки, бросая в них стаканы с водой.

До этого момента фильм удерживал внимание зрителей, однако концовка вызвала у многих разочарование. Сюжетная нестыковка оказалась слишком очевидной: как инопланетная цивилизация, способная совершать межзвёздные перелёты, могла не знать о том, что большая часть Земли покрыта веществом, смертельным для них? К моменту кульминации пришельцы уже несколько дней терроризировали планету – неужели нигде не было дождя? Никто из них не сталкивался с повышенной влажностью или системой полива?

Шьямалан предпринял интересную попытку, но, к сожалению, его задумка не сработала.

Нечто (1982)

-6

Признанный многими одним из самых выдающихся научно-фантастических фильмов ужасов, "Нечто" Джона Карпентера повествует о группе исследователей, работающих на изолированной антарктической станции. Они обнаруживают обгоревшие останки загадочного существа странного вида. Первоначально им известно лишь то, что оно причастно к гибели соседней исследовательской группы.

Вскоре выясняется, что это существо не только выжило, но и представляет огромную опасность, обладая способностью заражать живые организмы, включая людей, поглощая их и принимая их облик. Учёным предстоит гонка со временем, чтобы уничтожить монстра, прежде чем он заразит их всех, а затем и всё человечество.

Во главе с харизматичным Куртом Расселом исследователи используют все доступные им средства для борьбы с чудовищем, включая сжигание керосином, взрывы динамитом и обжигание огнемётами. Здесь и кроется сюжетная нестыковка: керосин и динамит – логичный выбор, но зачем в исследовательской лаборатории огнемёты? И не один, а целых два! Как часто этим учёным приходилось прибегать к огню в борьбе с чем-либо?

Эта деталь легко ускользает от внимания, но, задумавшись, становится ясно, что они добавлены исключительно для развития сюжета. Хоть они и полезны для сюжета, они в то же время являются сюжетной дырой.

Парк юрского периода: Затерянный мир (1997)

-7

Первая часть "Парка Юрского периода" была близка к совершенству. Несмотря на некоторые пробелы в сценарии, фильм был настолько мастерски реализован, что зрители либо не обращали на них внимания, либо они не имели значения. Однако продолжение, "Затерянный мир", было встречено неоднозначно.

В "Затерянном мире" группа исследователей спешит изучить динозавров на втором острове, прежде чем это сделают корыстные инвесторы. Фильм демонстрирует множество впечатляюще реалистичных динозавров, а Джефф Голдблюм возвращается в роли любимого зрителями Яна Малкольма. Ключевым недостатком фильма является слабая структура сюжета, содержащая ряд неубедительных моментов. Наиболее спорным является прибытие тираннозавра в Сан-Диего на корабле.

Когда судно прибывает в порт, обнаруживается, что экипаж исчез, предположительно съеденный тираннозавром, находившимся в грузовом отсеке. Но как огромный тираннозавр выбрался из трюма, расправился со всеми на борту (включая тех, кто находился на мостике и в каютах), а затем вернулся обратно в трюм и закрыл за собой дверь? Это абсурд.

Это не первый случай, когда мы видим, как тираннозавр действует как ниндзя. В "Парке Юрского периода" многих удивляло, как тираннозавр незаметно проник в центр для посетителей во время финальной схватки с велоцирапторами, но он это сделал. Для восьмитонного существа, склонного к рычанию, это впечатляющий трюк. В первом фильме мы были готовы проигнорировать эту странность, но сиквел оказался недостаточно хорош, чтобы мы не задавались вопросами.

Армагеддон (1998)

-8

В 1998 году блокбастер "Армагеддон" триумфально ворвался в прокат, собрав внушительную кассу. Публика, похоже, осталась довольна этим размашистым, эффектным, хотя и лишённым глубокого смысла творением Майкла Бэя. Критики на Rotten Tomatoes иронично отметили, что фильм «не блещет умом, подобно астероиду, играющему роль злодея». Но это, кажется, никого не смутило, ведь на экране блистали Брюс Уиллис и Бен Аффлек, а саундтреком служил хитовый трек Aerosmith, который тогда звучал отовсюду.

Но что же сделало "Армагеддон" мишенью для столь беспощадной критики, вплоть до утверждений, что "сценарий мог написать шимпанзе, пересмотревший телевизор"? Достаточно взглянуть на сюжет. На Землю надвигается астероид, и НАСА решает обучить группу бурильщиков, чтобы те отправились в космос, пробурили астероид и взорвали его изнутри. Задумка выглядит приемлемо, пока не начинаешь её анализировать.

Почему НАСА готовит операторов буровых установок к полёту в космос, вместо того чтобы научить астронавтов бурению? Астронавты, как правило, обладают инженерным образованием, высоким интеллектом и умеют выполнять широкий спектр технических задач. Разве не проще научить одного из них управлять буровой установкой, чем обучать целую команду людей без опыта космических полётов выживанию в космосе?

Впрочем, "Армагеддон" никогда и не претендовал на звание интеллектуального кино. Мы смотрели его ради захватывающих взрывов и спецэффектов.

Железный человек 2 (2010)

-9

В 2008 году, когда "Железный человек" дал старт киновселенной Marvel, сложно было представить, насколько масштабным станет этот проект. Сегодня "Сага Бесконечности" насчитывает 23 киноленты, но после выхода "Железного человека 2" в 2010 году многие фанаты ожидали увидеть максимум ещё пару фильмов о Тони Старке. Как же мы заблуждались!

"Железный человек 2", безусловно, стал зрелищным продолжением истории главного героя, однако содержал несколько сюжетных нестыковок, над которыми стоит задуматься. Прежде чем углубиться в детали, вкратце перескажу сюжет. Фильм рассказывает о борьбе Тони Старка за сохранение контроля над своими разработками, в то время как правительство настойчиво стремится заполучить его передовые технологии. Ситуация осложняется, когда конкурент из оружейной индустрии объединяется с опасным специалистом по электронике, имеющим личные счёты к Старку. В результате Тони сталкивается с вооружённым до зубов противником, известным как Хлыст.

Первое столкновение Тони и Хлыста происходит на Гран-при, где Старк неожиданно решает заменить пилота своей компании и принять участие в гонке. В самый разгар соревнований появляется Хлыст и устраивает хаос. Эта сцена захватывает дух, но возникает серьезный вопрос: откуда Хлыст узнал о решении Тони участвовать в гонке? Старк сел за руль непосредственно перед стартом, и маловероятно, что у Хлыста были способности к предвидению. Игнорируя эту логическую неувязку, фильм остаётся увлекательным, но она, несомненно, является существенным пробелом в сюжете.

Матрица (1999)

-10

На рубеже тысячелетий, в 1999 году, фильм "Матрица" произвёл фурор, мгновенно завоевав статус культового и положив начало успешной франшизе, продолжающей своё развитие. "Матрица" повествует о Нео, хакере, узнавшем шокирующую правду: привычная реальность – всего лишь компьютерная симуляция, созданная разумными машинами, эксплуатирующими людей как источник энергии. Сама Матрица – это тюрьма для сознания.

Вырвавшиеся из Матрицы ведут непрерывную борьбу против машин, но всё меняется, когда один из борцов за свободу, Сайфер, решает предать своих товарищей, желая вернуться в симуляцию. В важной сцене Сайфер тайно проникает в Матрицу для встречи с Агентом Смитом, раскрывая зрителям свои предательские намерения.

Однако возникает логический вопрос. Ранее в фильме было показано, что для входа в Матрицу необходим "оператор", управляющий оборудованием для перемещения в симуляцию и обратно. Хотя это явно не проговаривается, подразумевается, что без оператора выход из Матрицы невозможен. Как же Сайферу удалось организовать тайную встречу и вернуться назад? Существует ли некий секретный способ? Или это грубая сюжетная нестыковка?

Звёздные войны

-11

Сага "Звёздные войны" заслуженно занимает почётное место среди самых обожаемых вселенных, покоряя сердца зрителей запоминающимися героями, эпическими битвами и, конечно же, харизматичными Йодами всех возрастов. Поклонники пересматривали фильмы и сериалы бесчисленное количество раз, досконально зная каждый эпизод. Однако столь пристальное внимание неминуемо приводит к обнаружению сюжетных несостыковок и пробелов.

Как объяснить, что Люка прятали от Вейдера, но при этом не скрыли его фамилию Скайуокер? Почему Оби-Ван не узнал дроидов, с которыми был хорошо знаком? Откуда у Леи воспоминания о матери, умершей при её рождении? И, наконец, зачем вообще был нужен Джа-Джа Бинкс? (Хотя, возможно, это уже не сюжетная дыра, а просто риторический вопрос).

Сейчас речь пойдёт об одной конкретной проблеме – противоречивом использовании Силы Дартом Вейдером. Иногда кажется, что Вейдер получает информацию с помощью Силы (или без неё) лишь тогда, когда это удобно для развития сюжета. Например, в "Возвращении джедая" он способен проникнуть в разум Люка и узнать о его сестре, но в "Новой надежде" он не может выяснить у Леи местоположение базы повстанцев? Он способен чувствовать Люка на огромных расстояниях, как между "Суперзвёздным разрушителем" и "Тысячелетним соколом" в "Империя наносит ответный удар", но теряет его из виду в тени во время финальной битвы на второй "Звезде Смерти"? И, кстати, почему он не узнал дроидов, особенно C-3PO, которого он сам и создал?

В конечном итоге, использование Силы Вейдером подчиняется законам драматургии. Означает ли это, что "Звёздные войны" потерпели неудачу? Разумеется, нет.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, какие научно-фантастические фильмы с возрастом стали несмотрибельными.

Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Подписывайтесь, будет интересно.

Возможно, вас также заинтересует:

До новых встреч!