Геннадий Лосец. Поэзия янтаря. Мастерство и откровение
"Янтарь — удивительный камень, ставший символом калининградской школы. Это не материал, а собеседник", — признаётся в своей книге Геннадий Лосец.
Его альбом «Поэзия янтаря» (2012) — редкий сплав автобиографии и искусствоведческого исследования.
О чём эта книга?
«Поэзия янтаря» — визуальный манифест художника, бросающего вызов традициям. Через автобиографические заметки и работы (от ранних чеканок до 3D-скульптур) Лосец раскрывает:
- Эволюцию материалов — от простых вставок к доминированию «пейзажного» янтаря, где природные включения формируют сюжеты.
- Технические открытия — окрашивание камня в кипящем масле, инкрустацию янтарём по янтарю, создание полнообъёмных скульптур.
- Философию мастера — связь искусства с личной историей: войной, морем, социальными потрясениями.
Пример: Брошь «Атлантида» (1980) использует слои камня как «морское дно», а в кулоне «Летучий голландец» трещины имитируют корабельные снасти.
Янтарь как исповедь: От моря к ювелирному делу
Ключевой перелом в творчестве Лосеца случился в 1971 году, когда он после 10 лет в мореходстве ушёл на судостроительный завод «Янтарь». Кругосветные плавания сформировали его эстетику:
- Морские мотивы в чеканке: панно «Вечный огонь» и «Дети войны» стали реакцией на послевоенные травмы.
- Отказ от «украшательства»: «Традиционные формы, актуальные сто лет назад, выглядели устаревшими в эпоху космических полётов».
- Первые эксперименты: сочетание мельхиора и меди в брошах, где камень был лишь акцентом.
Цитата из книги: «В 1971 году я порвал с морем... Беспокойство гнало меня к новым берегам. Янтарь стал тем маяком».
Революция в камне: Почему Лосец не терпел «устаревших орнаментов»
1. Рождение «дизайнерского стиля». В 1980-х Лосец создал направление, перевернувшее калининградскую школу:
- Геометрический конструктивизм: браслеты «Эксперимент» (1981) и «Орбита» (1988) с полированными вставками.
- Контраст материалов: в гарнитуре «Солярис» (1990) холодный металл обрамляет «тёплый» камень.
- Поэтическое противоядие: «Жёсткие формы могут убить душу янтаря», — потому в браслете «Апрель» (1980) рифлёные поверхности имитируют весеннюю капель.
80-е годы стали временем настоящего прорыва. Лосец одним из первых в Калининграде отошел от привычных орнаментальных украшений и начал создавать работы в новаторском «дизайнерском» стиле. Будучи тонко чувствующим художником, Лосец понимал, что холодная рациональность металла может вступить в противоречие с живым теплом янтаря, «лишить его души». И здесь раскрывается еще одна грань его мастерства — умение находить гармонию. Он привносит в строгие дизайнерские конструкции «легкую поэтическую струю».
2. Технологическое новаторство
- Окрашивание камня: единственный мастер, освоивший технологию кипячения в масле (до 3 суток!). Результат: глубина резьбы в шкатулке «Пан» (1995).
- Инкрустация янтарём по янтарю: светлые рельефы на тёмной основе создают эффект витража.
- Скульптурный прорыв: переход от барельефов к 3D-формам — памятник Канту (2004), где философ «выходит» из камня.
Создатель и его время
- Детство. Интересно, что в своих ранних опытах, когда из-за отсутствия средств на покупку игрушек он сам мастерил их, строгал и выпиливал, уже проявлялись задатки будущего мастера. В 3-4 классах школы на уроках труда он освоил токарный станок по дереву и любил делать шахматы. Его детские опыты, например, вырезанные вензеля на топорище, уже тогда вызывали одобрение у взрослых.
- Калининград: город-метафора. Переломным моментом в его юности стал переезд в 16 лет к матери в Калининград. Город, еще лежавший в послевоенных руинах, поразил его воображение своей необычной красотой: сочной зеленью, таинственными крепостями и, конечно, близостью моря. Десять лет жизни Лосец отдал флоту, совершая кругосветные рейсы и впитывая впечатления, которые позже выплеснутся в его графических и чеканных работах. Однако, как он сам пишет, им все больше овладевало беспокойство, ощущение, что его истинное призвание — не морская карьера. В 1971 году он принимает судьбоносное решение «порвать с морем» и окончательно посвятить себя искусству. Этот шаг от морских просторов к тишине мастерской стал началом его пути к янтарю.
Поэзия янтаря как диалог с вечностью
Центральной темой книги является философия творчества Лосеца, которую он называет "поэзией янтаря". Этот термин отражает его глубокое понимание работы с янтарем как не просто технического процесса, но как духовного диалога с природой и временем.
"Янтарь — это застывшая смола, которая текла сотни тысяч лет назад. Работая с ним, я чувствую связь с теми эпохами, которые остались позади. Каждый кусочек янтаря — это капсула времени, хранящая следы жизни прошлого. Моя задача — не просто создать красивое изделие, а помочь этому следу прошлого заговорить с современным человеком", — пишет Лосец в книге.
Он развивает идею, что янтарь обладает своей "душой", которую мастер должен уважать и раскрывать, а не подавлять своими амбициями. Это отношение проявляется в его подходе к обработке камня: он стремится к минимализму в оформлении, чтобы янтарь мог "говорить сам за себя".
Философия творчества: между королями и шутами
«Поэзия янтаря» — это не только демонстрация техник, но и «откровение» художника. В своих размышлениях Лосец предстает как мыслитель, для которого искусство — это способ говорить о вечном. Одна из его сквозных тем — «короли и шуты», образы, которые позволяют ему рассуждать о человеческой судьбе, власти и мудрости.
Он не боится остросоциальных тем, его графические листы полны экспрессии и гротескных образов, затрагивающих совесть и призывающих к противостоянию злу. При этом в живописи он остается приверженцем реалистической школы, цитируя Бродского о «наносах дряни 20 века» в современном искусстве. Лосец также размышляет о судьбе калининградской школы янтарного искусства. Он с горечью говорит о проблемах с доступом художников к качественному сырью и о том, что долгие годы местная школа оставалась в тени. Но он же с убежденностью утверждает: школа существует, и ее необходимо развивать, воссоздавая «утерянные традиции старых мастеров Прибалтики». В этом он видит и свою миссию — быть «промежуточным звеном» между поколениями, связать оборванную нить времен.
Для кого эта книга?
- Коллекционеры янтаря, которые часто сталкиваются с дефицитом экспертных материалов. Эта книга - уникальный архив техник: от окрашивания до инкрустации.
- Молодые ювелиры. Алгоритмы работы с камнем: от эскиза до финишной полировки.
- Культурологи, для которых существует неочевидность калининградской школы. В книге доказательства её существования через 200+ работ.
От чтения к обсуждению: Ваш следующий шаг
Это произведение сочетает в себе глубокие технические знания, философские размышления и личные откровения мастера, создавая целостную картину художественной обработки янтаря как уникального вида искусства. Лосец не просто делится своими секретами, но и устанавливает диалог между поколениями, связывая утраченные традиции с современными инновациями.
«Поэзия янтаря» — не просто альбом. Это приглашение к диалогу о том, как личная история становится искусством. Если вас зацепили:
- Контраст моря и камня в работах Лосеца...
- Парадокс его «дизайнерского стиля»...
- Или тайна окрашенного янтаря...
➜ Присоединяйтесь к Telegram-каналу.
Калининград ООО Живем. 2012 г. 151 с. цв. фотоил. Твердый переплет, Увеличенный формат, Мелованная бумага.
На моём канале есть другие статьи, связанные с янтарём