Людмиле Дубининой, вернее уже Людмиле Николаевне, на днях исполнилось 75 лет.
Мы с ней познакомились в Усолье-Сибирском, она жила с нами по соседству на одном этаже по улице Ватутина. Мы подружились, и эта дружба сохраняется до сих пор, несмотря на то, что Людмила Николаевна переехала сначала в Шелехов, а потом в Байкальск. И мы потянулись сначала за ней в Шелехов, а в Байкальск приезжаем каждый год на горнолыжку, либо на Байкал. Гостеприимнее хозяйки не найти на всём белом свете.
Но речь о другом, о том, как будучи администратором в ресторане «Ангара» в центре Иркутска она встречалась с премьер-министром Франции Жаком Шираком, американским певцом Дином Ридом, польской певицей Анной Герман, а также Валерием Ободзинским, Владимиром Винокуром и другими звездами эстрады СССР.
Послушать ее всегда было одним удовольствие. В крайний визит я сделал с ней импровизированное интервью за рюмкой чая. Мы с моей доброй хозяйкой «на Ты», поэтому обойдусь без лишнего этикета.
- Люда, когда ты стала поваром, как пришла в профессию?
- Нет, в пятнадцать лет я получила направление учиться в город Шахты, Ростовской области на официантку. Время осеннее, а у меня нет сапог, пошли на рынок и купили сапоги, а у них пятки отклеенные. Училась я на Высших Всесоюзных курсах администраторов и барменов, у нас была замечательная наставница, прекрасно знавшая предмет. Благодаря ее знаниям, отзывчивости, умению общаться, учеба в течение года шла с огромным удовлетворением и, хотя я обучалась «с нуля», быстро освоила все азы профессии.
- Чему вас обучали, что там трудного: принеси-отнеси, закажи?
- Нам положено было знать сервировку стола, знать блюда, как и какие куда поставить, например, прожарку нужно ставить на металлическую подставку. В профессии много своих тонкостей. Нас учили обслуживать элиту общества, руководителей. Мне сразу понравилась профессия, она предполагала общение с людьми, чистоту, ухоженность.
- После учёбы ты сразу окунулась в работу официанткой или администратором?
- Не получилось. Я вернулась в родительский дом в Изобильный, а там профессия невостребованная. Мы с подругой двинулись в дальний путь за романтикой в Бурятию в Селенгу. Устроились на стройку, потаскала три дня кирпичи, песок и задумалась. А тут как раз увидела объявление о вакансии в ресторан администратора. Меня взяли и начались замечательные будни.
Мы обслуживали министров, членов КПСС, руководителей высокого ранга в банкетном зале. Мою профессиональную работу заметил один иркутский коммунистический начальник и порекомендовал меня в Иркутск. Быстро оформили увольнение и уже на следующий день я оказалась в Иркутске в ресторане «Ангара». Так я стала Maître d'hôtel в банкетном зале в центральной гостинице областного центра Восточной Сибири.
- Разумеется, здесь вашему персоналу и тебе, как администратору пришлось обслуживать высший свет, сливки общества?
- Посчастливилось встретиться с будущим президентом Франции Жаком Шираком. Встреча получилась нечаянной. Я не видела его никогда, в то время на телевидении был один канал. Вижу идет мне навстречу высокий импозантный мужчина и направляется через малый зал к банкетному. Я успела повесить большой амбарный замок на дверь, чтобы простые посетители не помешали высокопоставленному лицу. Я ему говорю: «Сюда нельзя, здесь вскоре будет Жак Ширак».
Он начал мне что-то объяснять, но я не могу понять, о чем он говорит. Я ему снова про «нельзя», а он с улыбкой мне объясняет по-иностранному. Тут своего босса догоняет вся делегация и до меня доходит, что разговаривала я с самим господином Шираком.
- Ты же видела и певицу Анну Герман, и Дина Рида…
- Я их только видела, подходила, но не общалась. Анна Герман у нас гастролировала после аварии, носила обувь лёгкую без каблуков. Она ведь была высокой. Приезжала с доктором-женщиной, она всегда находилась рядом. Они завтракали, обедали, а вот ужинали в номере. У нас на этажах находились прекрасно оснащенные продуктами буфеты.
- В то время в Иркутске не было изобилия продуктов, не так ли?
- Конечно, за мясом выстраивались очереди, многие продукты были в дефиците. Только не у нас, наш директор затаривался всеми доступными и недоступными продуктами. Для своих работников он устраивал продмагазин, и мы ящиками покупали тушенку, сгущенку, фрукты, компоты, варенья.
- С Валерием Ободзинским встречались?
- Да, он был на пике своей карьеры, много гастролировал, часто бывал в Иркутске, Ангарске. После концертов я ему отдельно накрывала стол, присаживалась к нему и он с удовольствием со мной разговаривал. Однажды спросил: «Люда, ты в меня влюблена?», а я ему: «В вас вся страна влюблена и ваши песни знает каждый человек». Он не пил в ресторане, хотя потом о нем написали, что водка подорвала его здоровье. Мы ходили на его концерты, он нам давал контрамарки. Я всегда вспоминаю встречи с Валерием и считаю его настоящей первой звездой СССР.
Помню Леонова, Винокура, помню триумфальное выступление ансамбля военной песни имени Александрова. Один из офицеров чуть не закружил мне голову, он влюбился в меня так, что чуть не остался в Иркутске.
- В то время официанты и ты, как метрдотель одевались как-то по-особому или ничем не выделялись?
- У меня и еще у пяти администраторов (два в малом зале, два в Большом и два в Банкетном) были пошиты отдельные красивые одежды. У нашего руководителя ресторана брат возглавлял пошивочное ателье, там нам шили персональные одежды. «Тройка» состояла из куртки, юбки голубого цвета и кофты с большими чёрными бантами. В каждую официантку можно было влюбиться. Молодой я тоже была очень привлекательна и отбоя от женихов не было.
- Я знаю, что ты долго не могла жить на одном месте. В каких только городах и весях нашей огромной страны ты не жила. И вот лет двадцать назад ты оказалась в нашем городе. Как долго ты прожила в Усолье-Сибирском?
- Если честно, в Усолье у меня сложилось хуже всего из того, что было. Нормальной работы не было, приходилось пахать на три фронта, везде вставляли шпильки и палки в колёса. Мы с мамой решились на переезд в другой город и не жалеем.
Автор: Леонид Мухин, журналист. Фото Людмилы Дубининой из архива автора.
Возрастное ограничение: 16+