Привет, на связи Adlook!
Поиск информации в интернете уже никогда не будет прежним.
Если вы еще не осознали, на пороге каких глобальных перемен мы стоим, и продолжаете продвигать сайт через SEO-оптимизацию — устраивайтесь поудобней. Эта статья для вас.
Долгое время люди искали ответы на свои вопросы по одному и тому же сценарию: заходили в поисковик, вводили запрос, а затем выбирали ссылки из выдачи и переходили на сайты. С развитием нейросетей и AI-поиска меняется сама логика этого процесса. Пользователям больше не нужно тратить время на веб-серфинг и блуждать по разным страницам. Все стало гораздо проще: теперь достаточно задать вопрос нейросети, а она выдаст сжатый и четко сформулированный ответ, на основе самых актуальных и достоверных источников.
Таким образом, для владельцев сайтов, которые продвигаются с помощью привычных инструментов, сейчас ключевой вопрос — как попасть в источники, рекомендуемые нейросетями. Ведь именно за ними будущее поиска и трафика.
Что такое GEO-оптимизация, и чем она отличается от SEO
Привыкайте к новой терминологии.
GEO (Generative Engine Optimization) — это процесс оптимизации контента специально под нейросети и генеративные модели ИИ, такие как ChatGPT, YandexGPT, DeepSeek, Perplexity или GigaChat.
Чтобы понять, как работает GEO-оптимизация, нужно сначала разобраться с тем, по какому принципу Al-модели подбирают источники и генерят ответы.
Нейросети, как правило, обучаются на огромных массивах данных и буквально «собирают» ответ из множества текстов — десятков или даже сотен источников в интернете, фильтруя из них наиболее релевантные, структурированные и авторитетные.
Конечно, они не «понимают» авторитетность в человеческом смысле. Скорее, выводят закономерности из того массива информации, на котором учились. Проще говоря, определяют, какие варианты ответа чаще встречаются и кажутся более «типичными» или «правдоподобными» по статистике.
Итак, наша основная задача — понять, каким должен быть контент, чтобы заслужить «доверие» ИИ.
По каким критериям нейросети выбирают сайты как первоисточник
Критериев в выборе первоисточников на самом деле много, Al-модели учитывают не только технические параметры сайта, но и качество, структуру и авторитетность информации.
Вот, над чем нужно работать каждому вебмастеру:
1) SEO-оптимизация. Нейросети активно используют данные из поисковой выдачи, поэтому высокие позиции в Google и Яндекс по-прежнему имеют значение.
2) Возраст домена. Сайты с долгой историей и стабильной репутацией, которые не меняли тематику, не попадали под санкции, вызывают больше доверия у нейросетей.
3) Структура сайта и контента. Важно, чтобы на сайте была логика в иерархии страниц, удобная навигация и карта сайта, понятные URL, метатеги. Текстовый контент на сайте также должен иметь понятнуюструктуру, разделение на смысловые блоки, заголовки H1-H6.
4) Контекстная релевантность. Простыми словами Al-модель оценивает, насколько содержание вашего сайта соответствует запросу или теме обсуждения. Контент должен быть подробным, содержать точные определения, полезные практические рекомендации.
Хорошо, если в структуре статьи есть FAQ — это такой раздел, обычно в конце материала, в котором автор дает краткие ответы на главные вопросы по теме. Подобрать наиболее популярные запросы, чтобы поставить их в FAQ, можно с помощью специальных инструментов, например, Wordstat от Яндекса.
Таким образом, вы облегчаете задачу нейронкам: им не нужно создавать новые тексты — они просто берут готовые, четко сформулированные ответы из вашего FAQ и показывают их пользователям.
5) Авторитетность источника или «E-E-A-T». Аббревиатура расшифровывается как «опыт — экспертиза — авторитетность — надежность». Значение имеет, например, указание авторства контента, ссылок на источники, наличие контактов и реквизитов, положительные отзывы о ресурсе в интернете. В общем, любая информация, которая заставит нейросети «думать», что ваш сайт реальный, живой и достоверный.
6) Тематика и ниша. По некоторым темам (медицина, наука, юриспруденция) ИИ ориентируется только на крупные источники. В узких нишах даже маленький, но экспертный блог может восприниматься как источник, если других данных мало.
7) Оригинальность контента, обновляемость и регулярность публикаций. Тексты на сайте обязательно должны быть уникальными, копипаст нейросети не приветствуют. Кроме того, важно постоянно обновлять контент, регулярно публиковать новые материалы, чтобы как можно чаще попадать в зону внимания ботов. Старые тексты можно переиздавать с актуализацией.
8) Ссылочная масса. Чем больше авторитетных сайтов ссылаются на ваш ресурс, тем выше шансы, что контент попадет в обучающие датасеты нейросетей. Особенно высоко ценятся упоминания в крупных медиа, энциклопедиях, образовательных и гос. ресурсах. Внутренние ссылки также имеют значение: они помогают при индексации, так как контент становится проще найти поисковым ботам.
9) Технические параметры сайта. Безусловно, значение имеет и скорость загрузки страниц, мобильная адаптивность, HTTPS, корректная индексация.
Правда ли, что SEO больше не нужен?
Представим, что это действительно так. Но тогда напрашивается вопрос: откуда же алгоритмы будут брать актуальную информацию, если люди перестанут выпускать новые статьи на сайтах? Согласитесь, вопрос более похож на риторический. Свежий, полезный и SEO-оптимизированный контент будет нужен всегда. Поэтому GEO-оптимизация — это не замена традиционному SEO, а скорее его дополнение.
Чем отличаются эти два способа оптимизации текста сравним в таблице.
Как видно, эффективная GEO-стратегия невозможна без сильной SEO-базы. Нейросети, не встроенные в поисковики, могут «гуглить» через них для получения актуальной информации, именно поэтому SEO-оптимизация будет важна еще долго время. Сейчас максимально перспективным можно считать подход GEO + SEO, где оба инструмента работают вместе.
Что можно сделать, чтобы повысить шансы быть замеченным ИИ
Наконец, перейдем к самому интересному — практическим рекомендациям: что можно сделать, чтобы нейросети рекомендовали ваш ресурс как первоисточник и использовали контент с вашего сайта для генерации нейроответов.
Не скрывайте индексацию сайта для роботов нейросетей и поисковиков
Контент должен быть открыт для сканирования. Многие крупные языковые модели именно так подбирают себе данные для обучения и выдачи ответов — «читают» (скрейпят) сайты. Если индексация заблокирована, что нейросеть попросту не увидит ваш ресурс.
Что делать?
Проверьте файл robots.txt на сайте. В нем не должно быть строк типа:
User-agent: GPTBot
Disallow: /
или
User-agent: Google-Extended
Disallow: /
Если вы хотите разрешить доступ, например, ChatGPT, надо написать так:
User-agent: GPTBot
Disallow:
Или просто вообще не указывайте его в robots.txt.
Можно также открыть только некоторые разделы сайта, а остальные скрыть. Например, вы хотите показывать нейросетям только блог с текстовыми статьями. Тогда запись должна быть такой:
User-agent: GPTBot
Disallow: /
Allow: /blog/
Создавайте «машиночитаемый» контент
ИИ легче понять и переработать информацию, если она изложена логично и структурировано. Вот, как этого добиться:
- Используйте заголовки и подзаголовки H1-H6 по иерархии, чтобы текст имел четкую и понятную структуру.
- Применяйте разметку и форматирование. Можно добавлять нумерованные и маркированные списки, таблицы, отбивки, блоки FAQ — такой формат подачи информации хорошо воспринимается не только людьми, но и машинами.
- Используйте HTML5-теги, они помогают ботам понимать структуру страницы (<article>, <section>, <aside>, <nav>, <footer>).
Публикуйте экспертный и уникальный контент
Пишите статьи, которые полно и подробно отвечают на конкретные вопросы пользователей. При этом не делайте копипаст с других источников, а следите за оригинальностью и процентом антиплагиата (в этом помогут сервисы типа text.ru, Advego и другие). Избегайте чрезмерного использования ключевых слов в ущерб естественности.
Ясность и фактологичность — два критерия, на которые вам стоит взять курс. Факты, статистические данные должны быть подтверждены ссылками на надежные источники или документы, а не взяты из головы. Старайтесь создавать тексты простым языком и без воды, не перегружайте их эмоциями, абстракциями и бесполезными рассуждениями.
Повышайте авторитетность сайта
Проверяйте периодически упоминания о вашем сайте в интернете, какие отзывы пишут пользователи на агрегаторах и отзовиках, какой цифровой след оставляется в целом. Если есть качественные обратные ссылки, упоминания вашего ресурса в СМИ, новостных пабликах, соцсетях, то это большое преимущество. Такие вещи влияют на доверие ИИ и увеличивают шанс использования вашего контента в нейроответах.
Работайте над SEO и GEO одновременно
Продолжайте работать над поисковой оптимизацией. Хорошие позиции в поиске помогают, быть замеченным нейросетями.
Чего стоит избегать
- SEO-переспама. Как уже говорили выше: не циклитесь на ключевиках в ущерб смыслу, лучше делайте тексты как можно более читаемыми.
- Кликбейта без реальной ценности. Такой контент тоже быстро вычисляется роботами и негативно сказывается на репутации ресурса. Сюда же относится упоминание неподтвержденных фактов, событий и откровенный фейк.
- Переписывания очевидного, общедоступного и поверхностного контента. Стремитесь создавать уникальные экспертные материалы, которые действительно несут пользу читателям. ИИ умеет распознавать рерайтинг и игнорирует дублирующий контент при обучении.
Как проверить, есть ли ваш сайт в датасетах
После прочтения этой статьи многим владельцам сайтов, наверняка, захочется проверить: попал ли из ресурс в известные датасеты, используемые для обучения нейросетей. Проще говоря, ссылается ли уже Алиса, ChatGPT и Perplexity на ваш контент.
Так вот, однозначно сейчас на этот вопрос ответить невозможно: очень мало прямых инструментов для полного сканирования таких датасетов. Большие корпусы (такие, как Common Crawl, Wikipedia, научные публикации) закрыты и их составы не раскрываются.
Тем не менее, есть несколько действий, которые помогут косвенно понять, присутствует ли ваш контент в подобных источниках и насколько он доступен для ИИ.
Поверьте индексацию в поисковиках
Если ваш сайт хорошо индексируется Google, Яндекс, велика вероятность, что он попадает и в крупные публичные базы, на которых обучают модели ИИ (например, Common Crawl). Проверить можно через сервисы типа Google Search Console или Яндекс.Вебмастер.
Используйте сервисы анализа контента с ИИ
Некоторые онлайн-инструменты (например, доступные в России — TypeSet IO, WebScore AI) позволяют оценить, насколько текст с вашего сайта «распознается» и воспринимается нейросетями. Они косвенно показывают, насколько контент известен и «читаем» ИИ.
Проверьте упоминания и цитируемость
Анализ ссылочной массы, упоминаний и охват контента можно проверить через SEO-сервисы (Linkbuilder.su, , SimilarWeb, Serpstat, Megaindex — российские платформы, полностью доступны). Чем больше обратных ссылок и упоминаний в СМИ, тем выше вероятность попадания в датасеты.
Используйте общедоступные корпуса
Например, если ваш сайт входит в общедоступные базы типа Wikipedia, arXiv или крупных сборников, проверить это можно вручную — просто найти ссылки на сайт в таких источниках.
Краткий чек-лист для создания «машиноуважаемого» контента
В заключение еще раз пройдем по основным моментам. Что нужно сделать, если сайт у вас уже есть, но вы хотите, чтобы нейросети на него активно ссылались.
1. Откройте сайт для индексации нейросетями. Контент должен быть доступен роботам для «чтения» и скрейпинга.
2. Создавайте экспертный, уникальный и понятный контент. Отвечайте на конкретные вопросы пользователей, избегайте копипаста и переспама ключевиков.
3. Используйте заголовки H1-H6, списки, таблицы, FAQ, HTML5-теги. Чем лучше структура статей, тем легче ИИ «понимает» материал.
4. Работайте над репутацией сайта, получайте обратные ссылки с авторитетных источников, стимулируйте отзывы, следите за упоминаниями в СМИ и соцсетях.
5. Обновляйте и дополняйте материалы регулярно.
6. Оптимизируйте технические параметры.
7. Сочетайте SEO и GEO-стратегии.
Итак, логика поиска информации стремительно меняется. Чтобы ваш ресурс оставался на виду и получал качественный трафик, нужно адаптироваться к новым реалиям: стать источником, который нейросети доверяют и часто цитируют. Если вы начнете заниматься этим сейчас, то получите преимущество перед конкурентами, которые еще не поняли «фишку» и долго раскачиваются. Кроме того, нейросети как новый канал трафика обязательно принесут стабильный приток целевой аудитории. Считайте, что это еще один современный способ продвижения сайта — без финансовых вложений.
Если тема нейросетей вас заинтересовала, переходите в блог Adlook. У нас есть еще много полезного про ИИ и новые возможности продвижения и монетизации сайтов:
Это был Adlook. На связи!