Найти в Дзене
Финансовый абзац

Иномарки станут "золотыми" с 1 августа

С 1 августа 2025 года кончается эпоха относительно недорогого ввоза подержанных автомобилей из стран ЕАЭС. Минпромторг, как и обещал, окончательно перекрывает лазейку, через которую можно было за копейки завозить машины российского производства, успевшие покататься по соседним республикам бывшего Союза. Ведомство решило, что российский автопром и без того излишне избалован конкуренцией. Поэтому с августа владельцы подержанных "фольксвагенов", "БМВ", "хендай" и прочих марок, собранных некогда на российских заводах, заплатят полную ставку утилизационного сбора. Размер платежа для самого популярного сегмента — машин с объемом двигателя от 1 до 2 литров — составит 667 000 рублей против прежних символических пяти тысяч. Безусловно, мера призвана поддержать производителей "отечественных" автомобилей, читай АвтоВАЗ. До 2022 года в России собирали машины множества брендов — те же "БМВ", "фольксваген", "шкода" и прочие. Часть продукции шла на экспорт в соседние республики. Теперь эти автомобили
Оглавление

С 1 августа 2025 года кончается эпоха относительно недорогого ввоза подержанных автомобилей из стран ЕАЭС. Минпромторг, как и обещал, окончательно перекрывает лазейку, через которую можно было за копейки завозить машины российского производства, успевшие покататься по соседним республикам бывшего Союза.

Ведомство решило, что российский автопром и без того излишне избалован конкуренцией. Поэтому с августа владельцы подержанных "фольксвагенов", "БМВ", "хендай" и прочих марок, собранных некогда на российских заводах, заплатят полную ставку утилизационного сбора. Размер платежа для самого популярного сегмента — машин с объемом двигателя от 1 до 2 литров — составит 667 000 рублей против прежних символических пяти тысяч.

Как "защищают" отечественный автопром

Безусловно, мера призвана поддержать производителей "отечественных" автомобилей, читай АвтоВАЗ. До 2022 года в России собирали машины множества брендов — те же "БМВ", "фольксваген", "шкода" и прочие. Часть продукции шла на экспорт в соседние республики. Теперь эти автомобили постепенно возвращались через "серые" схемы, поскольку запасы качественных иномарок в стране ограничены.

С точки зрения чиновников, логика понятна: зачем позволять людям покупать относительно свежие и надежные автомобили за разумные деньги, когда можно заставить приобретать продукцию товарища Соколова? Причем по ценам, которые растут как на дрожжах — не сдерживаемые конкуренцией, производители "народных" автомобилей чувствуют себя вольготно.

Льготные условия утильсбора для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, пока сохраняются, но только для машин до трех лет — 3400 рублей. Но кто сейчас будет возиться с настоящими иномарками, произведенными в Германии или Японии, учитывая общий уровень цен и логистические сложности?

Парадокс ситуации в том, что многие из машин, попавших под ограничения, технически являются российскими — их собирали на заводах международных концернов в России. Однако поскольку эти заводы больше не функционируют или переориентированы на другие бренды, власти решили заблокировать даже такой "полуотечественный" импорт.

АвтоВАЗ торжествует

Наглядный пример новой системы: если раньше за ввоз подержанного "фольксваген-тигуана" из Белоруссии нужно было заплатить 5000 рублей, то теперь — 667 400 рублей. Базовая ставка утильсбора для легковых автомобилей составляет 20 000 рублей, но коэффициенты сделают платеж просто неподъемным. При таких расценках любая экономическая целесообразность ввоза исчезает полностью.

Естественно, это приведет к очередному витку роста цен на продукцию АвтоВАЗа. Впрочем, тольяттинские маркетологи и без того не стесняются в ценообразовании — когда у покупателей нет выбора, можно позволить себе любые финансовые эксперименты. Утилизационный сбор планируется ежегодно увеличивать, что означает дальнейшее ужесточение условий для параллельного импорта.

Власти очевидно настроены решительно зачистить рынок от любых альтернатив отечественной продукции. Как результат, российские водители оказались заложниками амбициозных планов по импортозамещению. В теории идея-то неплохая — развивать собственное производство, создавать рабочие места, обеспечивать технологическую независимость. На практике получается классическая история про защиту "молодых отраслей", которые почему-то остаются молодыми десятилетиями.

Что дальше с автомобильным рынком

Данная мера — не последняя в череде ограничений автомобильного импорта. Из перечня машин, пригодных для льготного ввоза, исключены автомобили российского производства, находившиеся более года в странах ЕАЭС. Этот канал поступления недорогих машин с двигателями от 1 до 2 литров теперь перекрыт окончательно.

Повышение ставки утильсбора неминуемо приведет к резкому росту цен на новые иномарки. До февраля 2022 года в России производили автомобили множества марок, часть которых уходила на экспорт. Сейчас эти машины начинают возвращаться в РФ, ведь запасы иномарок известных брендов в хорошем состоянии небезграничны.

С 1 августа российский автомобильный рынок станет еще более закрытым и монополизированным. Покупатели получат меньше выбора по более высоким ценам, а отечественные производители — меньше стимулов для совершенствования продукции. Очевидно, что "отстрел" конкурентов вызовет лишь очередной виток подорожания продукции АвтоВАЗа, но у покупателей выбора уже не будет.

Что, в общем-то, не новость – и раньше было понятно, что все эти игры в "технологический суверенитет" заплатит сам обыватель. Просто не ожидалось, что в таких масштабах.