Найти в Дзене
Лариса Долина

ЛАРИСА ДОЛИНА о музыкальной карьере, цензуре, санкциях и желании петь только в России

Ссылка на интервью >> Tatarka FM. А сейчас мне бы очень хотелось поговорить о начале вашей музыкальной карьеры. Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в музыкальной школе по классу виолончель? Л.А. Ну по классу виолончель я оказалась случайно. Но до этого еще было два класса по классу фортепиано. Ну я бросила. Знаете, все дети в этом возрасте не хотят, чтобы их заставляли делать того, чего они не хотят делать. Папа вдруг во дворе увидел свою подругу детских лет. Оказалось, что Жанна Михайловна Герасименко в то время уже была заведующей кафедрой виолончели в музыкальном училище в Одессе. И вдруг она говорит: «Лора, покажи-ка мне свои пальчики». Я показываю ей свои пальчики. Она смотрит и говорит: «Боже, какие подушечки! Да они же просто созданы для игры на виолончели». Я начала заниматься на виолончели. Учёба давалась мне очень легко. Правда у меня очень хорошая музыкальная память. Я все этюды выучиваю: сажусь не за неделю, как все нормальные дети. За день. За один вечер я выучиваю в

Ссылка на интервью >>

Tatarka FM. А сейчас мне бы очень хотелось поговорить о начале вашей музыкальной карьеры. Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в музыкальной школе по классу виолончель?

Л.А. Ну по классу виолончель я оказалась случайно. Но до этого еще было два класса по классу фортепиано. Ну я бросила. Знаете, все дети в этом возрасте не хотят, чтобы их заставляли делать того, чего они не хотят делать. Папа вдруг во дворе увидел свою подругу детских лет. Оказалось, что Жанна Михайловна Герасименко в то время уже была заведующей кафедрой виолончели в музыкальном училище в Одессе. И вдруг она говорит: «Лора, покажи-ка мне свои пальчики». Я показываю ей свои пальчики. Она смотрит и говорит: «Боже, какие подушечки! Да они же просто созданы для игры на виолончели». Я начала заниматься на виолончели. Учёба давалась мне очень легко. Правда у меня очень хорошая музыкальная память. Я все этюды выучиваю: сажусь не за неделю, как все нормальные дети. За день. За один вечер я выучиваю всю программу и сдаю на пятерки на радость папе и маме. Дальше я иду своим путём как своим путём. А как же дальше музыкальное училище, потом консерватория. Я говорю: «Вы что хотите, чтобы я сидела в симфоническом оркестре? Да меня слышно никому не будет. Я буду играть в группе. А я прирождённый солист».

«Я просто спела, и с тех пор за меня началась борьба»

Л.А. В 16 лет, когда начался учебный год, и я начала посещать десятый класс, звонит моя подруга, с которой мы вместе в самодеятельности. А я пела тогда очень активно.

Звонит и говорит: «Слушай, конкурс объявили на замещение вакантных должностей в вокальный ансамбль «Волна» при Одесской филармонии в большой эстрадный оркестр «Мы-одесситы». Но я заболела и не смогу прийти на конкурс. Ты сможешь меня заменить?». Я пошла на конкурс и спела. И с тех пор началась за меня борьба: «Так, всё! Ты-солистка филармонии». Я говорю: «Я не могу. Я в школе учусь. Я заменила просто девочку заболевшую». Они: «Как это в школе, какой школе?» Я говорю: «Десятый класс». Тут такое началось-«мама, не горюй!». В Одессе тогда был Комитет по делам несовершеннолетних. Председателем этой комиссии был директор нашей школы.

Значит в отличии от всех тех кто там был на заедании этой комиссии (там в основном разбирали школьных хулиганов) - и тут вдруг такая маленькая девочка 16 лет. Такая скромненькая девчонка. Мне так было неудобно, стыдно, неловко. Ну и значит встаёт директор школы Александр Яковлевич (вот до сих пор помню как его звали) и говорит: «Вот у нас сейчас будем разбирать дело школьницы. Очень хотят её в ансамбль новый. Может отпустим её в качестве исключения? А вдруг она прославит нашу школу, наш город, когда-то станет популярной?».

Тогда слова звезда не было. Это сейчас у нас везде кругом одни звёзды. «Может она прославит нас всех. Давайте отпустим её!». Ну его же слово решающее, он же председатель комиссии. Кто ему будет возражать?

А до этого же был ресторан! Я в 13 лет работала в ресторане. История такая. Чтобы не перепрыгивать, я вам расскажу сразу. Поскольку я пела в самодеятельности, то, естественно, все музыканты города были мне знакомы. Я со всеми дружила, я с ними пела. Музыканты, одна группа известная говорит: «Слушай, давай попоёшь у нас в ресторане немного». Я говорю: «Вы что, с ума сошли? Мне 13 лет, я в школе, у меня восьмой класс». «Пять рублей тебе будем за вечер платить, за два часа». Я говорю: «Надо с мамой, папой говорить. Они меня точно не пустят». Эти музыканты каждый день на протяжении целого вечера ходили к нам как на работу уговаривать, уговаривать и уговаривать. Мой папа вообще сразу сдался. И так началась моя концертная деятельность. В 13 лет я стала солисткой этого ансамбля и два раза в неделю я ездила туда на 2 часа. Папа меня каждый день меня забирал. Ну не каждый, два раза в неделю. И самое страшное было для меня, чтобы никто из педагогов не дай бог не зашёл в этот ресторан. Я за месяц заработала 85 рублей! И мы сразу их все оставили на толчке. И в этом новом свитере, который мы купили, я пришла в школу на следующий день после того как решение было принято в мою пользу. Однок4лассники: «Ты чего вырядилась? А где твоя форма? А где учебники? Где портфель?». «А я больше не ваша одноклассница. Я теперь артистка. Я с этого дня работаю в Одесской филармонии». «Ого! Вот ты врёшь»-говорят мне. «Ну, хотите верьте, хотите нет, но я пришла с вами попрощаться».

Десятый-одиннадцатый класс я заканчивала заочно. У нас была в Одессе единственная заочная школа, и я вот между гастрольными поездками приезжала и сдавала экзамены.

Tatarka FM. 13 лет. 13 лет ребёнок вообще, девочка нецелованная. Но в ресторане вы поёте. но я ведь в ресторане вы поёте, ядумаю, на детские песни. Как это вот, как на себя примерить, Это же не просто на себя примерить.

Л.А. Я слушала взрослую музыку, начиная с 10-летнего возраста

Tatarka FM. Было понимание что вы поёте?

Л.Д. Конечно, такого как сейчас, нет. Не было понимания. Я пела, просто я любовалась своим голосом. Я-маленький ребёнок, что вот голос появился, и я им любуюсь, я его чувствую, я его слышу. Никакого понимания, конечно, не было. Голосила и всё. И всё это с опытом приходит, а тогда на это не обращал внимания. И мои музыканты не говорили мне об этом, видимо. Как-то им не до этого было или может быть им не нужно было, чтобы я на это обращала внимание. Я сама до этого дошла много-много лет спустя.

Театр на Таганке. О подготовке к постановке «Суини Тодда (иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «С как мать своего ребёнка. Я эту3 роль родила. уини Тодда, маньяк-цирюльник с Флит-стрит»название взяла в Инете : набрала Л.Д. в театре на таганке)

Tatarka FM. Ваш дебют в этом спектакле состоялся несколько лет назад. И как тогда писали журналисты, что вы буквально поселились в театре на двамесяцев. И даже был такой момент, когда вы хотели отказаться от роли.

Л.А. Да, в самом начале. Когда начала репетировать с концертмейстером свою вокальную партию. Сложность была невероятная и у меня не укладывалось в голове. Мелодия-много очень песенного материала, вокального, И у меня не укладывается в голове. Я не понимаю в чём дело и мне от этого становится плохо, плохо… С каждым днём всё хуже и хуже. Я позвонила Ире Апексимовой: «Ира, похоже я откажусь». Она сказала: «Возьми себя в руки и давай репитируй». Ну и я взяла себя в руки и начала репетировать, то есть продолжать. Когда более-менее вокальные партии стали укладываться, мы начали репетировать, собственно, драматический спектакль. И вот два месяца по 12 часов здесь каждый день.

Tatarka FM. А было такое, что, например, вы могли обратиться за каким-то актёрским советом?

Л.А. Конечно. Вот это как раз мне и нужно было и мне труппа очень помогала. Я бесконечна благодарна каждому актёру и без них я бы не справилась. Роль отрицательная. Но при этом она постоянно меняется, моя героиня. Потому что действие происходит, и она меняется в течение спектакля. То она любит, то она ненавидит, то она ведьма страшная. Ну в общем и надо было, конечно, так подойти к этому, чтобы мне поверили и чтобы меня ненавидели.

«Я эту роль родила». Лариса Долина о своей героине-Миссис Ловетт

Tatarka FM. Играя роль, вот в чём вы испытываете: может быть отвращение к своей героине? А может быть жалость?

Л.А. Я свою героиню очень люблю. Иначе я не смогла бы её сыграть. Любой персонаж, если ты берёшься за него, это ты его рожаешь, как мать своего ребёнка. Я эту роль родила. А как можно не любить своего ребёнка?

Tatarka FM. В чём она вам понятна как женщина?

Л.А. Она такая же целеустремлённая, как я. Такая же сильная, как я. И она умеет также сильно любить, как я. И также сильно ненавидеть, как я.

Tatarka FM. А вот как вы для себя объяснили вот в чём её драма? Почему она ну демоном стала, просто монстром? Делает пирожки из людей.

Л.А. Она делает это всё из любви к главному герою. Она положила к его ногам свою жизнь, свою стезю, свой путь и так далее. Она так любила его и так хотела быть с ним рядом, что она вот эту историю придумала, предложила ему и думала, что всё будет хорошо, что всё наладится. Уже даже и ребёнок в их жизни появился - Тоби.

Tatarka FM. Многие зрители знают эту историю по фильму с Джонни Деппом. Скажите мне, пожалуйста: вы, перед тем как приступить к роли, смотрели этот фильм?

Л.А. Миллион раз.

Tatarka FM. И вы что-то почерпнули от Картер или, наоборот, противоположно хотели сделать?

Л.А. Нет-нет. Вы знаете дело в том, что сложная вокальная партия, она, как мне показалось, должна петься грамотно. Хелена Бонэм Картер потрясающая актриса, но она там не очень поёт. Правда надо отдать ей должное: она выучила все ноты, А это очень сложно. Это невероятной сложности музыкальный материал. Я пою по-своему, она поёт по-своему. Если режиссёр картины хотел её видеть именно такой: не очень хорошо поющей, но хорошо играющей, это его право. Здесь же всё по-другому. Мюзикл всё-таки это театр и здесь надо выдавать по полной

О самом сложном периоде в своей жизни-переезде в Армению

Tatarka FM. 4 года в Армении. Вы неоднократно , что это был для вас не самый лёгкий период

Л.А. Эти четыре года сделали меня абсолютно взрослым человеком. Я за 4 года повзрослела лет на 20, наверное. Появились первые седые волосы, очень тяжело было. Было время, когда я голодала. Снимала номер в гостинице, который оплачивала Ереванская филармония. Потом они перестали платить, и я начала от подружки к подружке перебегать, переезжать. Было также, что я жила нелегально в общежитии музыкального училища в комнате с тремя девочками. Приходили коменданты общежития, я пряталась под кроватью.

Tatarka FM. Вот унизительно это было? Как это самолюбию?

Л.А. Страшно было оказаться на улице просто, поэтому для меня тогда не было слова унизительно. Я счастлива, что у меня появились такие подружки, которые меня приняли. Не было жилья, и денег не было. Платить нечем было. Раз в месяц были какие-то концерты, за которые я получала какие-то копейки. А уезжать домой это значит… Ну как вам сказать? Я обманула себя, обманула родителей и так далее. Я не хотела их огорчать и. писала, что всё хорошо. Открыточки посылала маме каждый день. Покупала по 3 копейки открытки и писала: «Мама, всё хорошо. У меня всё нормально. Всё идёт по плану». На самом деле в моей жизни это был самый тяжёлый период. Вторые 2 года уже . были попроще, потому что я тогда уже была солисткой Государственного эстрадного оркестра Армении. Тогда были очень интересные и поездки гастрольные, и репертуар, конечно , тоже не мой. Я пришла туда джазовой певицей, а джазовая певица уже была-Татевик Оганесян. И маэстро Орбелян сказал, что мне не нужна ещё одна джазовая певица. И я пела всё, кроме джаза, на итальянском языке, на армянском языке. Я пела.

Tatarka FM. Великолепно. Ни за что не подумаешь, что вы человек, не владеющий армянским языком.

Л.А. Я за 8 месяцев пребывания в Армении выучила весь разговорный армянский. У меня склонность к языкам. Я ведь до того как стала мечтать стать певицей, хотела стать переводчицей. Но желание петь было сильнее. И тут тоже были скандалы с мамой. «Артистка… Да что эти артисты! Это не профессия. Это просто ужас какой-то. Ты же превратишься там в уличную девку».

«Она до последнего не приняла мой выбор». Почему мама Ларисы была против и до последнего не принимала ее выбор стать певицей

Tatarka FM. Я вот хочу сейчас просто молодым зрителям объяснить, что в то время (мы говорим о том как Лариса Александровна работала в ресторане) девушке было неприлично даже оказаться в ресторане в качестве гостя. Не говоря уже о том, чтобы стоять и петь. И в принципе для женщины артистом быть это такое себе было неоднозначное.

Л.А. В то время моя мама обладала потрясающе красивым сильным голосом. В своё время ей родители запретили быть артисткой И она решила, что это правильное решение. И по отношению ко мне тоже. И она до конца, до конца так и не приняла мой выбор. Любила сидеть в залах на моих концертах, она мной гордилась. Но могла знаете что? Вот сидит плачет, когда я пою. Я её всегда поднимаю, чтобы зал посмотрел: о, моя мама сидит в зале. И зрители ей аплодировали, она рыдала от счастья. А могла после концерта подойти к кому-то из моих музыкантов и сказать: «Да, всё хорошо. Но лучше бы она вышла замуж, родила детей, сидела бы дома». Это как? Вот как два человека живут в одном, вот как? Вот как такое может быть-я всегда удивлялась.

Tatarka FM. А вот сейчас вы в её возрасте и вот сейчас об этом вспоминаете как?

Л.А. Обидно очень. Сначала я ей пыталась доказать, что это моё. Ей доказывать не надо было. Она видела восторженные взгляды зрителей, аншлаги на моих концертах. Она слышала как я пою, можно было изменить моё мнение как-то.

Лариса Долина о нападениях

Tatarka FM. Я знаю точно, что всегда женщины красивые, яркие привлекали к себе особое внимание мужчин, особенно когда они вечерами возвращались, например, откуда-то одни. Я знаю, что у вас был такой случай. Можете рассказать?

Л.А. У меня было два случая. Один случай нападения - попытка изнасилования в подъезде. После работы в ресторане. Я всегда просила музыкантов: «Ну кто-нибудь, ну проводите меня домой».

«Ой, Лара, ты живёшь в одном квартале. Здесь тебя все знают». Я говорю: «Да неужели?»...

Продолжение следует.