Найти в Дзене
Урал Звук

О мощности автомобильных усилителей

Выбор усилителя (или усилителей) для автомобильной аудиосистемы не такой простой вопрос, как кажется. Многие считают, что чем мощнее усилитель – тем лучше. Это верно только отчасти. Во-первых, нужно учитывать чувствительность акустической системы. Чем она выше – тем меньшая мощность нужна для получения той же громкости. Если разница в чувствительности динамиков 3 дБ – мощность усилителей для той же громкости должна отличаться в два(!) раза. Если 6 дБ – уже в четыре раза, и так далее. Поэтому для сабвуферов и низкочастотных динамиков мощность усилителей всегда требуется намного выше, чем для «эстрадки» или рупорных пищалок. Во-вторых, нужно учитывать не совсем очевидную вещь: распределение энергии музыкального сигнала по спектру. Для большинства музыкальных жанров максимум энергии сосредоточен на низких частотах, на средних частотах энергии немного меньше, а на высоких частотах совсем мало. То есть для баса мощности нужно больше, и запас карман не тянет. В-третьих, нужно учитывать харак

Выбор усилителя (или усилителей) для автомобильной аудиосистемы не такой простой вопрос, как кажется.

Многие считают, что чем мощнее усилитель – тем лучше. Это верно только отчасти. Во-первых, нужно учитывать чувствительность акустической системы. Чем она выше – тем меньшая мощность нужна для получения той же громкости. Если разница в чувствительности динамиков 3 дБ – мощность усилителей для той же громкости должна отличаться в два(!) раза. Если 6 дБ – уже в четыре раза, и так далее. Поэтому для сабвуферов и низкочастотных динамиков мощность усилителей всегда требуется намного выше, чем для «эстрадки» или рупорных пищалок.

  • Например, усилитель мощностью 50 Вт работает с акустикой чувствительностью 93 дБ. Если поставить более басовитую, но менее чувствительную акустику (87 дБ), для той же громкости потребуется усилитель мощностью 200 Вт!

Во-вторых, нужно учитывать не совсем очевидную вещь: распределение энергии музыкального сигнала по спектру. Для большинства музыкальных жанров максимум энергии сосредоточен на низких частотах, на средних частотах энергии немного меньше, а на высоких частотах совсем мало. То есть для баса мощности нужно больше, и запас карман не тянет.

В-третьих, нужно учитывать характер основного музыкального материала. Классический рок и другие записи прошлых лет выполнены с большим динамическим диапазоном – то есть разница между громкими и тихими местами весьма заметна, и усилителю необходим примерно десятикратный запас мощности для неискажённого воспроизведения самых громких мест. Современные коммерческие записи старательно «причёсывают», чтобы они звучали плотнее и громче – поэтому резких выбросов громкости нет, и большой запас мощности усилителю не требуется.

С учётом всех перечисленных факторов сабвуферный моноблок мощностью 1 кВт может спокойно соседствовать с усилителем для «эстрады» мощностью 2х80 Вт.

Вы думаете, это всё? Нет, всё только начинается. Нужно ещё продумать структуру аудиосистемы – но об этом в следующий раз.

Одна и та же запись в исходном (вверху) и «коммерческом» варианте (внизу). Стало громче и монотоннее
Одна и та же запись в исходном (вверху) и «коммерческом» варианте (внизу). Стало громче и монотоннее