Вы знаете, что у нас не бывает каникул? Мы вдохновенно работаем и учимся в течение всего проектного года! Научно-практические конференции, мастерские, консультации… И в этот раз серия консультаций экспертов «Тканых историй деревни Кузьмовыр» совпала с научно-исследовательской практикой студентов направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета.
Конечно, такие совпадения не случайны, а тщательно спланированы. Студенты под руководством заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ИИиД УдГУ Елены Ковычевой и доцента кафедры Ирины Косаревой приехали в экспедицию, чтобы познакомиться с ткачеством и другими традиционными ремеслами Игринского района. А участники нашего проекта в Кузьмовыре, Байвале и Чуралуде с нетерпением ждали встреч с Ириной Алексеевной и Еленой Ивановной, чтобы продолжить знакомство, начатое на конференции «Традиционная культура в полиэтническом пространстве», получить новые знания, а также экспертные мнения о собранной ими коллекции самотканых полотен и старинной одежды. Так что в течение игринской экспедиционной недели учились все.
– Во время экспедиции в Игринском районе мы познакомились с коллекциями тканых изделий Кузьмовыра и Сепа, а также посетили Игринский районный краеведческий музей и Игринский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел, – делится впечатлениями о поездке доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Института искусств и дизайна УдГУ Ирина Алексеевна Косарева. – Конечно, все увиденное легло на душу, оставило яркий след. И везде есть замечательные вещи.
В Кузьмовыре собрана интересная коллекция пестряди. Пестрядь – это образцы поздних тканей, которые пришли на смену белому холсту. Вообще традиционно удмурты шили одежду из белого холста, который считался сакральным. Белый цвет для них был священным, о чем есть немало свидетельств этнографов. И отказ от белой одежды происходил очень непросто. Но в конце концов эта практичная, менее маркая, декоративная, более простая в изготовлении одежда вытеснила удмуртскую вышитую одежду с ее сакральной символикой. Сначала она была заменена ткаными узорами по белому холсту. И у северных удмуртов появляются рубахи с «полосатыми» рукавами, где на рукавах три полоски. Ранние вещи имеют более широкие узорные полосы, которые располагались поверх красной полосы на белом рукаве. И чем дальше по времени, тем шире становились эти красные полосы и у́же узорные браные полосочки. Народ экономил время: никто не хотел долго возиться с изготовлением одежды, все стремились сделать это побыстрее.
В кузьмовырской коллекции мы увидели одну традиционную белую рубаху северных удмуртов со скромным браным узором на рукаве и одно полотенце с браным узором. И эта техника браного узорчатого ткачества, безусловно, является наиболее ярким проявлением художественного вкуса, творческих потребностей.
Самые замечательные образцы декоративных полотенец хранятся в коллекции Народного музея исчезнувших деревень в Сепе. Когда-то в начале своей научной деятельности я привозила из Дебёсского района полотенчико, которое было опубликовано в альбоме «Удмуртское народное ткачество» Константина Михайловича Климова в 1987 году. Потом аналоги таких полотенец я встречала в других местах. И мои студенты тоже обнаруживали подобные вещи, тканые композиции. И браные праздничные полотенца, которые я увидела в коллекции Сепа, очень мне понравились. Это были вещи, которые создавали для праздничного оформления дома, их не использовали повседневно. На этих полотенцах – геометрические узоры: есть полотенце с крупным геометрическим узором, сложными ромбическими фигурами, и есть – с мелкой разработкой узоров. Мастерица была очень ограничена в средствах – белый холст, белый фон, красный стежок нити. Но длинные стежки по белому фону они чередовали с белыми просветами, которые тоже приобретали какие-то геометрические очертания, и с геометрическими фигурами, заполненными мелкой красно-белой крапинкой. Вот, собственно, эти три элемента. Но, используя их, они иногда добивались удивительных декоративных эффектов.
Если вернуться к Кузьмовыру, там мы видим образцы разнообразной пестряди – ткани и одежды из нее. Это все поздние явления. Сохранились заготовки тканей, в том числе для создания плотной теплой верхней одежды. Женщины старались обеспечить свою семью, чтобы никто не мерз, чтобы все были здоровы. И они все делали с запасом, впрок, и затем хранили. А потом вещи остались невостребованными. Так тоже случается. Все были очень работящие, экономные, бережливые, поэтому многое сохранилось нетронутым. Но оно, видимо, давало владельцам чувство уверенности в завтрашнем дне, что они не останутся без одежды, смогут себе что-то сшить.
В кузьмовырской коллекции меня заинтересовали фрагменты изделий, или даже целые изделия – может быть, скатерти, занавесы, небольшие покрывала на сундуки… Я поняла предназначение не всех этих изделий. Но они выполнены в очень специфической технике, которая называется «браная в рубчик». Эту технику использовали мастера в земских мастерских, которые в начале двадцатого века были созданы на территории современного Шарканского района, в селе Сосновка. В эти мастерские приходили крестьянские девушки, их немножко обучали, и они ткали изделия, где появилась новая орнаментика. Возможно, этот прием не совсем новый – удмуртские мастерицы наверняка знали его, и у южных удмуртов были очень красивые концы головных полотенец, выполненные в этой технике. «Браная в рубчик» – это когда узорная нить с лицевой стороны уходит не на изнаночную сторону, а внутрь ткани. И ткань становится более плотной, а с изнанки там ничего нет. И эта узорная нить, когда она уходит внутрь ткани, немного просвечивает через более светлые нити, которые создают основу ткани. И появляется эффект такой пастельности.
Техника «браная в рубчик» широко применялась в мастерских Сосновки. Неделю девушки ткали эти изделия. Затем, в субботу или воскресенье, когда проходили ярмарки, все это выносилось на продажу и раскупалось жителями. Шарканские удмурты, например, обшивали такими сотканными полосами полотенца, которыми декорировали красный угол избы. Также их вшивали в нарядные белоснежные шортдэремы, праздничную женскую одежду. Между станом – основной частью шортдэрема – и широкой яркой оборкой вставлялась декоративная полоса. Она вытеснила прежний известный нам способ декорирования, когда позументная нить прикреплялась простой нитью к поверхности, формируя узоры. Вот эту позументную вышивку, декорировавшую шортдэремы, и заменили такими очень эффектными, красивыми вставками, выполненными в ткацких мастерских в технике «браная в рубчик».
И этот «браный рубчик» доходил и до бассейна реки Чепцы. Ведь северные удмурты – в том числе и Кузьмовыр, и Сеп, и другие близлежащие деревни – были единой человеческой популяцией, связанной родственными, брачными, дружескими отношениями. Люди помогали друг другу, общались, устраивали гостевания, проводили совместные праздники... И, конечно, они видели изделия друг друга – происходил обмен художественными впечатлениями и опытом. И эти художественные явления бытовали на широкой территории.
То, что сегодня сохранилось от тех изделий, к сожалению, лишь остатки былой роскоши. И не везде это зафиксировано и исследовано, потому что глобальных этнографических исследований удмуртского народа во всех проявлениях традиционной культуры не проводил никто.
Не обследован в значительной степени и бассейн реки Чепцы. Поэтому вещи, которые хранятся в Сепе, Кузьмовыре, представляют большой интерес. Хотелось бы и дальше проводить изыскания, чтобы не дать этим артефактам исчезнуть, уйти из жизни.
И меня, конечно, потрясла своим богатством коллекция, которая хранится в Игринском центре декоративно-прикладного искусства и ремесел, особенно скатерти. Сейчас эта коллекция, насколько я знаю, присоединена к Игринскому краеведческому музею, хотя по-прежнему находится в том здании, где работают мастерицы центра. Она достойна того, чтобы ее опубликовать – красивым большим содержательным альбомом, на хорошей бумаге и с качественным научным текстом. Прежде всего потому, что там собраны вещи, которые не освещены в искусствоведческой литературе по народному искусству.
– Вы уже сказали, что побывали не только в Игре и Кузьмовыре, но и в соседнем с Кузьмовыром Сепе, где проектная работа «КАМА рекордз» велась вместе с местным сообществом в течение многих лет. Народный музей исчезнувших деревень, Культурный квартал деревни Сеп, Sep Community, «Секретная карта деревни Сеп», реновация Сепского дома культуры… Это и многое другое случилось как раз благодаря социокультурному проектированию. Ваши впечатления об увиденном?
– Меня, конечно, впечатлило то, что я увидела в Сепе – как реально можно преобразить сельскую среду, если уделять ей внимание. Туда были вложены средства, там поработали дизайнеры. И была создана среда, которая сразу переносит куда-то в очень уютную культурную современную сельскую местность. Я словно бы почувствовала себя где-то в шведской или норвежской глубинке, где все обустроено, все хорошо. Хотелось бы, чтобы подобные преобразования были и в других населенных пунктах. Понятно, что это не является фундаментальной основой жизни. Таковой для сохранения сельских населенных пунктов, семей, появления детей, поддержания жизни в сельской местности служит прежде всего, конечно, наличие рабочих мест, связанных с сельскохозяйственным производством. Чтобы люди, живя на своей земле, могли производить необходимую для российского народа продукцию, чтобы был заработок. А без заработка… построй хоть какие прекрасные клубы… Но то, что я увидела, родило во мне такие чувства, что я сказала себе: «Я бы хотела здесь пожить». Походить в гости к Татьяне Ксенофонтовне Мосовой, посидеть в клубе, где есть прекрасная библиотека и даже роскошное многотомное издание «История искусства», по которому можно изучать историю мирового искусства, сидя в стенах Сепского дома культуры…
– Ирина Алексеевна, чем была интересна эта экспедиция в Игринский район лично для вас как ученого и исследователя?
– Эта поездка открыла во мне какое-то дыхание. Точнее, она сделала мое спертое дыхание свободным. Пребывание среди людей глубинки, сельской интеллигенции – а мы в основном общались с представителями сельской интеллигенции, которые всю жизнь прожили в физическом, духовном, нравственном, интеллектуальном, профессиональном труде – это очень ценно. Что-то у меня раскрылось в грудной клетке…
И, честно говоря, я расширила свой кругозор. У меня издан большой альбом по удмуртскому ткачеству, но там всего лишь очень небольшой раздел по ткачеству северных удмуртов. А тут – новые вещи. Есть о чем подумать, на что поглядеть. Конечно, север Удмуртии остается малоисследованным. У меня в монографиях приводятся примеры ткачества более чем четырехсот удмуртских деревень – а вот севера Удмуртии очень мало. Хотя он очень интересный, север нашей республики, – многонациональный, многоконфессиональный, где проживают удмурты, русские, бесермяне, чепецкие татары, православные, старообрядцы... Все это, конечно, нужно изучать, потому что может быть скоро утрачено.
– Одна из ваших консультаций была связана с авторской капсульной коллекцией удмуртской одежды, над которой в рамках нашего проекта сейчас работает Наталья Русских. И мы знаем, что вы продолжите такое научно-творческое сотрудничество и дальше…
– Это так. И те работы, что мне показала Наталья Владимировна, меня необычайно впечатлили. Художественным вкусом, современным дизайном, тем, как это все сделано, насколько все тонко, рафинированно. Я поняла, что эти вещи будут востребованы, что они уникальные, авторские, хороши и по цвету, и по декоративным элементам. Я буду с замиранием сердца следить за ее успехами. И всегда буду готова ответить на ее вопросы, как и на вопросы всего кузьмовырского сообщества.
Текст – Светлана Мальцева.
Фото – Елена Ковычева, Татьяна Мосова, Светлана Мальцева.
Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ