Найти в Дзене

«Браная в рубчик»… и другие кузьмовырские особенности

Вы знаете, что у нас не бывает каникул? Мы вдохновенно работаем и учимся в течение всего проектного года! Научно-практические конференции, мастерские, консультации… И в этот раз серия консультаций экспертов «Тканых историй деревни Кузьмовыр» совпала с научно-исследовательской практикой студентов направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. Конечно, такие совпадения не случайны, а тщательно спланированы. Студенты под руководством заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ИИиД УдГУ Елены Ковычевой и доцента кафедры Ирины Косаревой приехали в экспедицию, чтобы познакомиться с ткачеством и другими традиционными ремеслами Игринского района. А участники нашего проекта в Кузьмовыре, Байвале и Чуралуде с нетерпением ждали встреч с Ириной Алексеевной и Еленой Ивановной, чтобы продолжить знакомство, начатое на конференции «Традиционная культура в полиэтническо

Вы знаете, что у нас не бывает каникул? Мы вдохновенно работаем и учимся в течение всего проектного года! Научно-практические конференции, мастерские, консультации… И в этот раз серия консультаций экспертов «Тканых историй деревни Кузьмовыр» совпала с научно-исследовательской практикой студентов направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета.

Конечно, такие совпадения не случайны, а тщательно спланированы. Студенты под руководством заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ИИиД УдГУ Елены Ковычевой и доцента кафедры Ирины Косаревой приехали в экспедицию, чтобы познакомиться с ткачеством и другими традиционными ремеслами Игринского района. А участники нашего проекта в Кузьмовыре, Байвале и Чуралуде с нетерпением ждали встреч с Ириной Алексеевной и Еленой Ивановной, чтобы продолжить знакомство, начатое на конференции «Традиционная культура в полиэтническом пространстве», получить новые знания, а также экспертные мнения о собранной ими коллекции самотканых полотен и старинной одежды. Так что в течение игринской экспедиционной недели учились все.

– Во время экспедиции в Игринском районе мы познакомились с коллекциями тканых изделий Кузьмовыра и Сепа, а также посетили Игринский районный краеведческий музей и Игринский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел, – делится впечатлениями о поездке доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Института искусств и дизайна УдГУ Ирина Алексеевна Косарева. – Конечно, все увиденное легло на душу, оставило яркий след. И везде есть замечательные вещи.

В Кузьмовыре собрана интересная коллекция пестряди. Пестрядь – это образцы поздних тканей, которые пришли на смену белому холсту. Вообще традиционно удмурты шили одежду из белого холста, который считался сакральным. Белый цвет для них был священным, о чем есть немало свидетельств этнографов. И отказ от белой одежды происходил очень непросто. Но в конце концов эта практичная, менее маркая, декоративная, более простая в изготовлении одежда вытеснила удмуртскую вышитую одежду с ее сакральной символикой. Сначала она была заменена ткаными узорами по белому холсту. И у северных удмуртов появляются рубахи с «полосатыми» рукавами, где на рукавах три полоски. Ранние вещи имеют более широкие узорные полосы, которые располагались поверх красной полосы на белом рукаве. И чем дальше по времени, тем шире становились эти красные полосы и у́же узорные браные полосочки. Народ экономил время: никто не хотел долго возиться с изготовлением одежды, все стремились сделать это побыстрее.

В кузьмовырской коллекции мы увидели одну традиционную белую рубаху северных удмуртов со скромным браным узором на рукаве и одно полотенце с браным узором. И эта техника браного узорчатого ткачества, безусловно, является наиболее ярким проявлением художественного вкуса, творческих потребностей.

Самые замечательные образцы декоративных полотенец хранятся в коллекции Народного музея исчезнувших деревень в Сепе. Когда-то в начале своей научной деятельности я привозила из Дебёсского района полотенчико, которое было опубликовано в альбоме «Удмуртское народное ткачество» Константина Михайловича Климова в 1987 году. Потом аналоги таких полотенец я встречала в других местах. И мои студенты тоже обнаруживали подобные вещи, тканые композиции. И браные праздничные полотенца, которые я увидела в коллекции Сепа, очень мне понравились. Это были вещи, которые создавали для праздничного оформления дома, их не использовали повседневно. На этих полотенцах – геометрические узоры: есть полотенце с крупным геометрическим узором, сложными ромбическими фигурами, и есть – с мелкой разработкой узоров. Мастерица была очень ограничена в средствах – белый холст, белый фон, красный стежок нити. Но длинные стежки по белому фону они чередовали с белыми просветами, которые тоже приобретали какие-то геометрические очертания, и с геометрическими фигурами, заполненными мелкой красно-белой крапинкой. Вот, собственно, эти три элемента. Но, используя их, они иногда добивались удивительных декоративных эффектов.

Праздничное полотенце в технике «браная в рубчик» из коллекции Народного музея исчезнувших деревень
Праздничное полотенце в технике «браная в рубчик» из коллекции Народного музея исчезнувших деревень

Если вернуться к Кузьмовыру, там мы видим образцы разнообразной пестряди – ткани и одежды из нее. Это все поздние явления. Сохранились заготовки тканей, в том числе для создания плотной теплой верхней одежды. Женщины старались обеспечить свою семью, чтобы никто не мерз, чтобы все были здоровы. И они все делали с запасом, впрок, и затем хранили. А потом вещи остались невостребованными. Так тоже случается. Все были очень работящие, экономные, бережливые, поэтому многое сохранилось нетронутым. Но оно, видимо, давало владельцам чувство уверенности в завтрашнем дне, что они не останутся без одежды, смогут себе что-то сшить.

В кузьмовырской коллекции меня заинтересовали фрагменты изделий, или даже целые изделия – может быть, скатерти, занавесы, небольшие покрывала на сундуки… Я поняла предназначение не всех этих изделий. Но они выполнены в очень специфической технике, которая называется «браная в рубчик». Эту технику использовали мастера в земских мастерских, которые в начале двадцатого века были созданы на территории современного Шарканского района, в селе Сосновка. В эти мастерские приходили крестьянские девушки, их немножко обучали, и они ткали изделия, где появилась новая орнаментика. Возможно, этот прием не совсем новый – удмуртские мастерицы наверняка знали его, и у южных удмуртов были очень красивые концы головных полотенец, выполненные в этой технике. «Браная в рубчик» – это когда узорная нить с лицевой стороны уходит не на изнаночную сторону, а внутрь ткани. И ткань становится более плотной, а с изнанки там ничего нет. И эта узорная нить, когда она уходит внутрь ткани, немного просвечивает через более светлые нити, которые создают основу ткани. И появляется эффект такой пастельности.

Покрывало в технологии «браная в рубчик» из коллекции Кузьмовырского дома культуры
Покрывало в технологии «браная в рубчик» из коллекции Кузьмовырского дома культуры

Техника «браная в рубчик» широко применялась в мастерских Сосновки. Неделю девушки ткали эти изделия. Затем, в субботу или воскресенье, когда проходили ярмарки, все это выносилось на продажу и раскупалось жителями. Шарканские удмурты, например, обшивали такими сотканными полосами полотенца, которыми декорировали красный угол избы. Также их вшивали в нарядные белоснежные шортдэремы, праздничную женскую одежду. Между станом – основной частью шортдэрема – и широкой яркой оборкой вставлялась декоративная полоса. Она вытеснила прежний известный нам способ декорирования, когда позументная нить прикреплялась простой нитью к поверхности, формируя узоры. Вот эту позументную вышивку, декорировавшую шортдэремы, и заменили такими очень эффектными, красивыми вставками, выполненными в ткацких мастерских в технике «браная в рубчик».

И этот «браный рубчик» доходил и до бассейна реки Чепцы. Ведь северные удмурты – в том числе и Кузьмовыр, и Сеп, и другие близлежащие деревни – были единой человеческой популяцией, связанной родственными, брачными, дружескими отношениями. Люди помогали друг другу, общались, устраивали гостевания, проводили совместные праздники... И, конечно, они видели изделия друг друга – происходил обмен художественными впечатлениями и опытом. И эти художественные явления бытовали на широкой территории.

Фартук из коллекции Кузьмовырского дома культуры с элементом ткани «браная в рубчик»
Фартук из коллекции Кузьмовырского дома культуры с элементом ткани «браная в рубчик»

То, что сегодня сохранилось от тех изделий, к сожалению, лишь остатки былой роскоши. И не везде это зафиксировано и исследовано, потому что глобальных этнографических исследований удмуртского народа во всех проявлениях традиционной культуры не проводил никто.

Не обследован в значительной степени и бассейн реки Чепцы. Поэтому вещи, которые хранятся в Сепе, Кузьмовыре, представляют большой интерес. Хотелось бы и дальше проводить изыскания, чтобы не дать этим артефактам исчезнуть, уйти из жизни.

И меня, конечно, потрясла своим богатством коллекция, которая хранится в Игринском центре декоративно-прикладного искусства и ремесел, особенно скатерти. Сейчас эта коллекция, насколько я знаю, присоединена к Игринскому краеведческому музею, хотя по-прежнему находится в том здании, где работают мастерицы центра. Она достойна того, чтобы ее опубликовать – красивым большим содержательным альбомом, на хорошей бумаге и с качественным научным текстом. Прежде всего потому, что там собраны вещи, которые не освещены в искусствоведческой литературе по народному искусству.

– Вы уже сказали, что побывали не только в Игре и Кузьмовыре, но и в соседнем с Кузьмовыром Сепе, где проектная работа «КАМА рекордз» велась вместе с местным сообществом в течение многих лет. Народный музей исчезнувших деревень, Культурный квартал деревни Сеп, Sep Community, «Секретная карта деревни Сеп», реновация Сепского дома культуры… Это и многое другое случилось как раз благодаря социокультурному проектированию. Ваши впечатления об увиденном?

– Меня, конечно, впечатлило то, что я увидела в Сепе – как реально можно преобразить сельскую среду, если уделять ей внимание. Туда были вложены средства, там поработали дизайнеры. И была создана среда, которая сразу переносит куда-то в очень уютную культурную современную сельскую местность. Я словно бы почувствовала себя где-то в шведской или норвежской глубинке, где все обустроено, все хорошо. Хотелось бы, чтобы подобные преобразования были и в других населенных пунктах. Понятно, что это не является фундаментальной основой жизни. Таковой для сохранения сельских населенных пунктов, семей, появления детей, поддержания жизни в сельской местности служит прежде всего, конечно, наличие рабочих мест, связанных с сельскохозяйственным производством. Чтобы люди, живя на своей земле, могли производить необходимую для российского народа продукцию, чтобы был заработок. А без заработка… построй хоть какие прекрасные клубы… Но то, что я увидела, родило во мне такие чувства, что я сказала себе: «Я бы хотела здесь пожить». Походить в гости к Татьяне Ксенофонтовне Мосовой, посидеть в клубе, где есть прекрасная библиотека и даже роскошное многотомное издание «История искусства», по которому можно изучать историю мирового искусства, сидя в стенах Сепского дома культуры

Ирина Алексеевна Косарева ведет индивидуальную консультацию с Людмилой Серафимовной Широбоковой
Ирина Алексеевна Косарева ведет индивидуальную консультацию с Людмилой Серафимовной Широбоковой

– Ирина Алексеевна, чем была интересна эта экспедиция в Игринский район лично для вас как ученого и исследователя?

– Эта поездка открыла во мне какое-то дыхание. Точнее, она сделала мое спертое дыхание свободным. Пребывание среди людей глубинки, сельской интеллигенции – а мы в основном общались с представителями сельской интеллигенции, которые всю жизнь прожили в физическом, духовном, нравственном, интеллектуальном, профессиональном труде – это очень ценно. Что-то у меня раскрылось в грудной клетке…

И, честно говоря, я расширила свой кругозор. У меня издан большой альбом по удмуртскому ткачеству, но там всего лишь очень небольшой раздел по ткачеству северных удмуртов. А тут – новые вещи. Есть о чем подумать, на что поглядеть. Конечно, север Удмуртии остается малоисследованным. У меня в монографиях приводятся примеры ткачества более чем четырехсот удмуртских деревень – а вот севера Удмуртии очень мало. Хотя он очень интересный, север нашей республики, – многонациональный, многоконфессиональный, где проживают удмурты, русские, бесермяне, чепецкие татары, православные, старообрядцы... Все это, конечно, нужно изучать, потому что может быть скоро утрачено.

– Одна из ваших консультаций была связана с авторской капсульной коллекцией удмуртской одежды, над которой в рамках нашего проекта сейчас работает Наталья Русских. И мы знаем, что вы продолжите такое научно-творческое сотрудничество и дальше…

– Это так. И те работы, что мне показала Наталья Владимировна, меня необычайно впечатлили. Художественным вкусом, современным дизайном, тем, как это все сделано, насколько все тонко, рафинированно. Я поняла, что эти вещи будут востребованы, что они уникальные, авторские, хороши и по цвету, и по декоративным элементам. Я буду с замиранием сердца следить за ее успехами. И всегда буду готова ответить на ее вопросы, как и на вопросы всего кузьмовырского сообщества.

Ирина Алексеевна Косарева подарила Кузьмовырскому дому культуры свою монографию «Искусство узорного ткачества удмуртского народа»
Ирина Алексеевна Косарева подарила Кузьмовырскому дому культуры свою монографию «Искусство узорного ткачества удмуртского народа»

Текст – Светлана Мальцева.

Фото – Елена Ковычева, Татьяна Мосова, Светлана Мальцева.

Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ