Найти в Дзене
Тех Лаб

Почему чиновники СССР хотели запретить фильмы про Петрова и Васечкина.

Фильмы о приключениях Петрова и Васечкина, знакомые каждому ребёнку времён позднего СССР, стали настоящим феноменом, породившем целое поколение поклонников. Маша Старцева, Вася Петров и Петя Васечкин – имена, которые до сих пор вызывают улыбку и ностальгию. Однако за кажущейся простотой и детской непосредственностью этих картин скрывается удивительная история, история противостояния таланта и советской бюрократической системы, история, о которой мало кто знает в полном объёме.

Создатель этих незабываемых фильмов, Владимир Алеников, талантливый режиссёр и сценарист, столкнулся с серьёзными препятствиями на пути к экранизации своих идей. Его обвинили в, казалось бы, немыслимом для советского кинематографа – преклонении перед "загнивающим Западом". Алеников, родившийся в Ленинграде в 1948 году, начал свой творческий путь в легендарном киножурнале "Ералаш", где сначала работал драматургом, а затем перешёл к режиссуре.

-2

Именно там, среди зарисовок и шуток, родились образы Петрова и Васечкина – контрастные, яркие, непохожие друг на друга, но при этом неразлучные друзья. Худенький, пронырливый и изобретательный Петя Васечкин и упитанный, спокойный и рассудительный Вася Петров – эти герои отражали, пусть и в стилизованном виде, реальность советских школ, их радости и проблемы. Алеников сумел найти тот тонкий баланс между юмором и реализмом, который и позволил его фильмам стать столь популярными.

-3

Однако путь фильмов к зрителю был далеко не простым. После завершения съёмок в 1983 году, картины оказались на грани забвения. Несмотря на награды, полученные на зарубежных фестивалях детского кино, что само по себе было довольно необычным для советской продукции, в самой стране фильмы не спешили выпускать. Первая серия была показана лишь 1 июня 1984 года, а продолжение – "Каникулы Петрова и Васечкина" – спустя почти два месяца, 28 и 29 июля. Эта задержка была вызвана не техническими проблемами, а серьёзным идеологическим противостоянием.

-4

Ключевым моментом стало "итоговое просмотр" готовых лент руководством. Борис Михайлович Хессин, руководитель творческого объединения "Экран", человек, от которого зависел выход фильмов на Центральное телевидение, выразил своё категорическое неодобрение. Его реакция, описанная Алениковым в своей книге "Свой почерк в режиссуре", была крайне эмоциональной. Хессин, стуча кулаками по столу, возмущался, что дети в фильме ведут себя не "как наши дети", что их поведение и диалоги не соответствуют советским нормам. Особую критику вызвали песни, исполняемые персонажами, их слова и музыкальное оформление. Хессин считал их непатриотичными, навязывающими "чуждый" западный образ жизни. Он недвусмысленно заявил, что эти фильмы "в эфир не выйдут никогда".

-5

За этими резкими словами скрывалось, по всей видимости, не просто неприятие стиля и формы, а глубинное непонимание самой сути произведений Аленикова. Режиссёр, вопреки обвинениям, не стремился прославлять Запад, а лишь показывал жизнь советских школьников с присущей ему иронией и тонким юмором. Возможно, именно такая непринуждённость и отсутствие явной пропаганды вызвала недоверие у представителей советской идеологической машины. Они не привыкли к такому открытому, не идеализированному изображению реальности.

-6

Режиссер Владимир Алеников столкнулся с невероятными трудностями, пытаясь выпустить свои фильмы на экраны. Это была не просто борьба за творческую реализацию; каждая картина, оставшаяся невостребованной, ставила крест на его карьере. В советской киноиндустрии клеймо "неблагонадежного" режиссера было смертельным приговором – ни одна студия больше не рискнула бы сотрудничать с ним. Ситуация осложнялась тем, что фильмы Аленикова, посвященные приключениям пионеров Петрова и Васечкина, несмотря на очевидный успех на закрытых показах среди деятелей культуры, застревали на полке.

-7

После демонстрации лент Гостелерадио СССР и творческое объединение "Экран" были завалены письмами с горячими просьбами пустить фильмы в эфир. Подписи под этими письмами внушали уважение и страх одновременно: композитор Дмитрий Кабалевский, художественный руководитель первого в мире Детского музыкального театра Наталия Сац, известные писатели Анатолий Алексин и Сергей Михалков – игнорировать такие обращения было попросту невозможно. Однако, главная преграда стояла в лице могущественного Сергея Герасимовича Лапина, председателя Гостелерадио СССР, человека, известного своим антисемитизмом и деспотическим характером. Во время телефонного разговора Аленикова с Лапиным, режиссер, в попытке убедить его, упомянул о наградах, полученных первым фильмом о Петрове и Васечкине на международных кинофестивалях. Вместо поддержки, он услышал яростный отпор: "Нам, дорогой мой, Запад не указ! Они специально дают свои хорошие призы нашим плохим картинам, чтобы выставить нас на посмешище! Мы ещё разберёмся, что это за умник ухитрился отправить ваш фильм на этот кинофестиваль!" Этот гневный выпад был лишь прелюдией к унижению.

-8

Лапин, узнав, что Аленикова всего 35 лет, посоветовал ему сменить профессию. Для любого режиссера подобное заявление стало бы крушением надежд. Но отчаянный Алеников, не собираясь сдаваться, решился на отчаянный шаг: он пригласил на просмотр фильмов о Петрове и Васечкине Ирину Юрьевну Андропову, главного редактора журнала "Музыкальная жизнь" и дочь уже скончавшегося к тому моменту (февраль 1984 года) Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. Алеников зарезервировал специальный зал для "семьи Андроповых", подчеркивая тем самым значимость этого события. По сути, он поставил на карту все, положившись на влияние и авторитет семьи Андропова. Этот шаг был не только смелым, но и крайне рискованным, поскольку непредсказуемость реакции могла окончательно погубить его карьеру. Однако, ставкой были не только фильмы – это была борьба за саму возможность продолжать работать режиссером в сложной и политизированной среде советского кино.

-9

Спустя семь дней "Приключения Петрова и Васечкина" дебютировали в телеэфире. Любопытно, что Ирина Юрьевна так и не появилась на премьерном показе.

-10

Фильмы Аленикова стали победой художественного таланта над бюрократическими препонами. Их популярность свидетельствует о том, что режиссёр сумел найти ключ к сердцам зрителей, создав фильмы, которые остаются актуальными и любимыми многими поколениями. История их создания же напоминает нам о сложностях творческого процесса в условиях тоталитарного режима, где даже детская кинолента могла стать предметом ожесточённых идеологических баталий. Эта история – яркий пример того, как искусство может побеждать, даже встречаясь с кажущимися непреодолимыми препятствиями. История, которая должна быть известна и внимательно изучена всеми любителями кино.

-11