По следам «Тёмного князя»
Дудин монастырь, что стоит в полугоре на правобережье Оки в 40 км по прямой от Нижнего, впервые упоминается под 1445 годом.
В Вологодско-Пермской летописи речь идет о трагичном моменте в истории Московского княжества, когда в сражении под Суздалем татарами был взят в плен великий князь Василий II. Князь Углича Дмитрий Шемяка имел намерение захватить престол. Он вступил в переговоры с ханом Улу-Мухаммедом.
Осенью 1445 года от Шемяки к хану продвигалось посольство с дьяком Федором и татарином Бегичем. Москвичам удалось перехватить послов.
«А Федор диак с Бегичем в ту же пору поидоша из Мурома судном, а кони отпустиша берегом. [далее говорится, что послы узнали: хан отпустил Василия II] Они же оттуда воротишася, переняша Федора под Дудиным монастырем, а он плывет с Бегичем Окою рекою».
Для татарина эта история закончилась плохо. Дьяк и Бегич вернулись с полпути в Муром. Там их переняли великокняжеские воеводы и убили Бегича.
Эту историю я излагал в 25-й главе цикла «Тёмный князь»:
Эту историю я знал лет с 16 – в книжках вычитал. Как же я удивлялся местным байкам об основании монастыря.
Тут надо отметить, что я родился и вырос в нескольких километрах от этого места и в детстве не раз бывал на развалинах.
Царь и пастушок
Так вот, я всегда говорю, у нас в России хорошая байка должна быть связана с Иваном Грозным. И местные жители, и дед родной – все мне рассказывали одну и ту же историю.
Дескать плыл рекою Иван Грозный. Пристал к берегу отдохнуть. На заре разбудил его рожок (дудка) пастушка. Осерчал грозный царь, велел срубить пастушку голову. И покатилась головушка под окский откос и остановилась в полугоре.
Позже царь раскаялся и повелел основать на том месте, где остановилась голова, монастырь. И назвал его Дудиным.
То-то пробил меня когнитивный диссонанс. Как же так – первое упоминание в 1445 году и вдруг Иван Грозный?
Видать, тот же диссонанс пробил и журналистов, литераторов, собирающих местные байки. Они люди грамотные, тоже умеют даты сопоставлять. В их книжках «Иван Грозный» аккуратно заменен на «великий князь» – безымянный.
Есть еще одна дата. Она, между прочим, была выжжена на стене монастырских развалин, что я видел в детстве – 1408 год. Откуда взялась?
Тут дело в том, что в описи имущества Спасо-Преображенского собора (уничтожен в 1930 году) в Нижегородском кремле есть запись о хранимом Евангелие с пометкой о том, что книга была вкладом в Дудин монастырь. И вклад этот помечен 1408 годом. Стало быть, в этом году монастырь уже существовал.
Нет-нет, вы не подумайте, упаси меня Бог возводить на Василия I (1389-1425) обвинение в убийстве пастушка.
Поздняя история
Что у нас еще есть на Дудин монастырь? Предания, говорящие о посещении монастыря Сергием Радонежским. Если учесть, что старец скончался в 1392 году, и если его посещение правда, то дата основания монастыря сместилась бы в XIV век. Но предания к делу не подошьешь.
Известно, что в XVI веке Дудину монастырю принадлежали окрестные деревни. В этой связи я бы с большим интересом отметил, что известные мне с детских лет деревни уже существовали в XVI веке. И это вполне доказуемо. Неплохо.
Никита Иванович Одоевский в 1597 году сделал в Амвросиев Дудин монастырь богатый вклад. Значит, монастырь уважала московская аристократия.
Наконец, мы вступаем в XVII век. В 1621 году в Нижнем Новгороде составлялась опись. По ней-то мы и узнаем о многих постройках. Что касается Дудина монастыря, то:
«В Березопольском стану, на берегу Оки реки, под увалом, в полугоре Амвросиев Дудин монастырь, а в монастыре церковь Успение пречистые Богородицы, древяна... Да на монастыре ж храм святого великочудотворца Николы, древянной. На колоколнице 6 колоколов да часы боевые, стоят над святыми воротами, да колокол Благовестник, а в нем 44 пуда. Да под монастырем на берегу Оки храм древян Ильи Пророка».
Итак, все монастырские постройки в начале XVII века были деревянными. За монастырем числились 2 села и 16 деревень – 258 дворов. К концу века число дворов выросло до 421.
В 1677 году в монастыре начали каменное строительство. Первым заложили Успенский собор. Вот остатки этого собора я детстве и застал.
Конец и снова начало
В XVIII веке Екатерина II провела монастырскую реформу. Много монастыре по России «пошло под нож». Упразднили тогда и Дудина монастырь. Церковь стала просто приходской для ближних деревень (самая близкая – Тетерюгино).
Уже в 1930-е годы при советской власти закрыли и эту церковь. А монастырские постройки стали растаскивать на кирпич. Использовать их для хозяйственных нужд, видимо, сочли неудобным – очень уж трудно спускаться к монастырю от населенных пунктов. Легче поломать.
Так и стояли руины до моих детских лет. В кустах крапивы, в окружении старых могильных плит приходского кладбища. Волновали воображение.
Волновали они и деятельных верующих, которые смогли протолкнуть в 2006 году начало строительства на месте монастыря. Впрочем, они это называют «восстановление».
Но, помилуйте, какое ж это восстановление? Смотрю я нынче на возрожденный монастырь (Успенский собор, колокольня) – выглядит как новодел. Руины выглядели интереснее, честное слово.
Я понимаю, что для веры, для службы, для прихожан новое здание – это хорошо и правильно. Но сейчас в Дудине монастыре много скучнее, чем в годы моего детства.
------
Все публикации рубрики "Монастыри России":