Сегодня я расскажу об интересном горном велосипеде, оставившим немалый след в истории этого вида техники. Речь пойдет о Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС.
Эта модель представляет собой третье поколение двухподвесных велосипедов Sрecializеd. Две буквы, вынесенные в название модели «ХС», обозначают предназначение велосипеда – кросс-кантри.
Обзор предшествующей модели можно увидеть здесь:
В конце 1990-х использование двухподвесов в спортивном кросс-кантри вызывало жаркие споры – кто-то утверждал, что повышенная масса никогда не даст равных шансов с хардтейлами, несмотря на достоинства второй подвески, а кто-то вполне логично говорил, что новые технологии и материалы обеспечили настолько легкий вес двухподвесам, что удобство выводит их в прямые конкуренты одноподвесам. Компания Sрecializеd выпуском модели S-Wоrks FSR ХС в 1999-м дала наглядный урок скептикам - на счету этой модели много побед в гонках тех лет. Первой значимой стал титул чемпиона Американской серии NORBA, завоёванный Bart Brentjen. (Bart Brentjen – гонщик, завоевший «золото» на Олимпийских играх 1996 года, на которых впервые проводились соревнования по МТБ.) Дальше – больше, так что модель стала одним из самых успешных кросс-кантрийных двухподвесов в истории.
Рама имеет четырехрычажную подвеску с линком Хорста. В свое время она была изобретена и запатентована Хорстом Лейтнером, впоследствии патент купила компания Specialized. Считается, что этот тип подвески являлся самым прогрессивным в 1990-2000-х годах. Ее конструкция позволяет минимизировать влияние тормоза и цепного привода на работу подвески.
Specialized, будучи монополистом на патент Хорста Лейтнера на рынках Северной Америки, не только сама производила велосипеды с такой подвеской, но и продавала лицензии на ее воспроизводство другим компаниям. К примеру, культовые модели Intense начала 2000-х – «М1», «Tazer FS», «Uzzy SLX» оснащены как раз подвеской по патенту Specialized.
Посмотрите публикацию, посвященную Intense Tazer FS:
Помимо этого, множество тайваньских, китайских и европейских производителей, имевших возможность обойти патент, производили велосипеды с такой подвеской для своих рынков.
Рамы велосипедов Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС производились из собственного, запатентованного компанией, алюминиевого сплава под маркировкой М4. Как утверждалось, трубы из этого сплава имеют больший усталостный ресурс по сравнению с классическими «велосипедными» алю-сплавами.
Задняя подвеска имеет ход 3 дюйма. Первоначально, в 1999-м, в год премьеры модели, рамы выпускались только с креплением под ободные тормоза, но в 2000-м было добавлено крепление для дискового тормоза.
Sрecializеd выпускала целый модельный ряд двухподвесов с такой подвеской, отличавшихся геометрией, предназначением и компонентами – от легкой кросс-кантрийной до даунхилльной. Модель S-Wоrks FSR ХС предлагалась в виде комплектного велосипеда, либо голой рамы или рамы с вилкой. Стоимость велосипеда в США в 1999 году составляла 2999 долларов.
Велосипед, который вы видите в этой публикации, собирался на базе купленной рамы в 2000-м году. Рама изготовлена в 1999-м. При сборке велосипеда использовались топовые компоненты того времени.
Вилка Whitе Вrоthеrs Рrо Fоrх SС 92UL.
Задний амортизатор – пневматический Маnitоu Мсlеоd.
24-скоростное переключение передач обеспечивают карбоновые задний переключатель и ручки Grip Shift модели SRAM ESP 9.0 SL. Передний переключатель Simano Deore XT.
Рулевые подшипники Сhris Кing,
Обода Маviс Х517 26",
Втулка задняя Sресiаlizеd S-Wоrks,
Втулка передняя DТ Swiss 340,
Резина Соntinеntаl Rасе Кing 2.0x26”,
Тормоза V-brаkе изготовлены известной американской компанией Кооkа, выпускавшей дорогущие компоненты высокого класса.
Цепь Sасhs 8 ск.,
Вынос Sun Ringlе,
Руль Rоох Frееridе,
Подседельный штырь Sресiаlizеd,
Седло Еndzоnе.
Велосипед весит около 13 кг.
Велосипед собирался для довольно миниатюрной женщины, использовался аккуратно и имеет небольшой пробег. Веломашины с подобной историей – лучший вариант для коллекционера! ;-)
Посмотрите подборку статей о горных велосипедах, хранящихся в коллекции Веломузея:
https://dzen.ru/suite/57e01584-7e34-43f2-ae89-d0a08f34bd16