Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Горный велосипед с одной из самых совершенных систем задней подвески конца 1990-х - начала 2000-х - Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС.

Сегодня я расскажу об интересном горном велосипеде, оставившим немалый след в истории этого вида техники. Речь пойдет о Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС. Эта модель представляет собой третье поколение двухподвесных велосипедов Sрecializеd. Две буквы, вынесенные в название модели «ХС», обозначают предназначение велосипеда – кросс-кантри. Обзор предшествующей модели можно увидеть здесь: В конце 1990-х использование двухподвесов в спортивном кросс-кантри вызывало жаркие споры – кто-то утверждал, что повышенная масса никогда не даст равных шансов с хардтейлами, несмотря на достоинства второй подвески, а кто-то вполне логично говорил, что новые технологии и материалы обеспечили настолько легкий вес двухподвесам, что удобство выводит их в прямые конкуренты одноподвесам. Компания Sрecializеd выпуском модели S-Wоrks FSR ХС в 1999-м дала наглядный урок скептикам - на счету этой модели много побед в гонках тех лет. Первой значимой стал титул чемпиона Американской серии NORBA, завоёванный Bart Brentje

Сегодня я расскажу об интересном горном велосипеде, оставившим немалый след в истории этого вида техники. Речь пойдет о Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС.

Эта модель представляет собой третье поколение двухподвесных велосипедов Sрecializеd. Две буквы, вынесенные в название модели «ХС», обозначают предназначение велосипеда – кросс-кантри.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Обзор предшествующей модели можно увидеть здесь:

В конце 1990-х использование двухподвесов в спортивном кросс-кантри вызывало жаркие споры – кто-то утверждал, что повышенная масса никогда не даст равных шансов с хардтейлами, несмотря на достоинства второй подвески, а кто-то вполне логично говорил, что новые технологии и материалы обеспечили настолько легкий вес двухподвесам, что удобство выводит их в прямые конкуренты одноподвесам. Компания Sрecializеd выпуском модели S-Wоrks FSR ХС в 1999-м дала наглядный урок скептикам - на счету этой модели много побед в гонках тех лет. Первой значимой стал титул чемпиона Американской серии NORBA, завоёванный Bart Brentjen. (Bart Brentjen – гонщик, завоевший «золото» на Олимпийских играх 1996 года, на которых впервые проводились соревнования по МТБ.) Дальше – больше, так что модель стала одним из самых успешных кросс-кантрийных двухподвесов в истории.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рама имеет четырехрычажную подвеску с линком Хорста. В свое время она была изобретена и запатентована Хорстом Лейтнером, впоследствии патент купила компания Specialized. Считается, что этот тип подвески являлся самым прогрессивным в 1990-2000-х годах. Ее конструкция позволяет минимизировать влияние тормоза и цепного привода на работу подвески.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Specialized, будучи монополистом на патент Хорста Лейтнера на рынках Северной Америки, не только сама производила велосипеды с такой подвеской, но и продавала лицензии на ее воспроизводство другим компаниям. К примеру, культовые модели Intense начала 2000-х – «М1», «Tazer FS», «Uzzy SLX» оснащены как раз подвеской по патенту Specialized.

Посмотрите публикацию, посвященную Intense Tazer FS:

Помимо этого, множество тайваньских, китайских и европейских производителей, имевших возможность обойти патент, производили велосипеды с такой подвеской для своих рынков.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рамы велосипедов Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС производились из собственного, запатентованного компанией, алюминиевого сплава под маркировкой М4. Как утверждалось, трубы из этого сплава имеют больший усталостный ресурс по сравнению с классическими «велосипедными» алю-сплавами.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Задняя подвеска имеет ход 3 дюйма. Первоначально, в 1999-м, в год премьеры модели, рамы выпускались только с креплением под ободные тормоза, но в 2000-м было добавлено крепление для дискового тормоза.

Sрecializеd выпускала целый модельный ряд двухподвесов с такой подвеской, отличавшихся геометрией, предназначением и компонентами – от легкой кросс-кантрийной до даунхилльной. Модель S-Wоrks FSR ХС предлагалась в виде комплектного велосипеда, либо голой рамы или рамы с вилкой. Стоимость велосипеда в США в 1999 году составляла 2999 долларов.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед, который вы видите в этой публикации, собирался на базе купленной рамы в 2000-м году. Рама изготовлена в 1999-м. При сборке велосипеда использовались топовые компоненты того времени.

Вилка Whitе Вrоthеrs Рrо Fоrх SС 92UL.

Задний амортизатор – пневматический Маnitоu Мсlеоd.

24-скоростное переключение передач обеспечивают карбоновые задний переключатель и ручки Grip Shift модели SRAM ESP 9.0 SL. Передний переключатель Simano Deore XT.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рулевые подшипники Сhris Кing,
Обода Маviс Х517 26",
Втулка задняя Sресiаlizеd S-Wоrks,
Втулка передняя DТ Swiss 340,
Резина Соntinеntаl Rасе Кing 2.0x26”,
Тормоза V-brаkе изготовлены известной американской компанией Кооkа, выпускавшей дорогущие компоненты высокого класса.
Цепь Sасhs 8 ск.,
Вынос Sun Ringlе,
Руль Rоох Frееridе,
Подседельный штырь Sресiаlizеd,
Седло Еndzоnе.

Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский двухподвес Sрecializеd S-Wоrks FSR ХС 1999 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед весит около 13 кг.

Велосипед собирался для довольно миниатюрной женщины, использовался аккуратно и имеет небольшой пробег. Веломашины с подобной историей – лучший вариант для коллекционера! ;-)

Посмотрите подборку статей о горных велосипедах, хранящихся в коллекции Веломузея:

https://dzen.ru/suite/57e01584-7e34-43f2-ae89-d0a08f34bd16

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Страница из каталога велосипедов Sрecializеd на сезон 2000 года.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из каталога велосипедов Sрecializеd на сезон 2000 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.