Найти в Дзене
Минобрнауки России

В День Военно-Морского Флота

Все сухопутные, внимание! Погружаемся в историю и быт подводного флота вместе со старшим преподавателем кафедры проектирования судов СПбГМТУ Ярославом Чуксиным. Указом от 19 марта 1906 года Николай II повелел выделить подводные лодки в новый класс боевых кораблей – до этого они считались миноносцами, только подводными. Вскоре назрела следующая организационная проблема – императору доложили, что из-за риска, несравнимого с риском службы на других кораблях, офицеры-подводники просят в несколько раз увеличить им жалование. На это самодержец якобы ответил: «Дайте им, сколько просят. Расход будет невелик, ибо они все равно либо сгорят, либо утонут». Император, вероятно, не сомневался – выбор этой профессии не может быть случайным, и люди, готовые служить на глубине, осознают риск и всегда знают, на что идут. Основная проблема подводного плавания для человека во все времена – замкнутая атмосфера внутри прочного корпуса. Накапливающиеся со временем вредные примеси норовят убить человека – как
Оглавление

Все сухопутные, внимание! Погружаемся в историю и быт подводного флота вместе со старшим преподавателем кафедры проектирования судов СПбГМТУ Ярославом Чуксиным.

Риск – благородное дело

Указом от 19 марта 1906 года Николай II повелел выделить подводные лодки в новый класс боевых кораблей – до этого они считались миноносцами, только подводными. Вскоре назрела следующая организационная проблема – императору доложили, что из-за риска, несравнимого с риском службы на других кораблях, офицеры-подводники просят в несколько раз увеличить им жалование. На это самодержец якобы ответил: «Дайте им, сколько просят. Расход будет невелик, ибо они все равно либо сгорят, либо утонут». Император, вероятно, не сомневался – выбор этой профессии не может быть случайным, и люди, готовые служить на глубине, осознают риск и всегда знают, на что идут.

Указ императора Николая II «О классификации военных судов российского императорского флота»
Указ императора Николая II «О классификации военных судов российского императорского флота»

Кстати о птичках

Основная проблема подводного плавания для человека во все времена – замкнутая атмосфера внутри прочного корпуса. Накапливающиеся со временем вредные примеси норовят убить человека – какие-то, как угарный газ, почти мгновенно, какие-то – медленно. Как определить наличие этих примесей до того, как станет слишком поздно?

Российские моряки-подводники стали брать на борт птичку канарейку, работавшую в качестве системы газового анализа. Дело в том, что канарейки очень чувствительны к газовому составу атмосферы – от паров хлора, выделяемого аккумуляторной батареей и до углекислого газа, выделяемого экипажем. Совсем небольшой процент вредных примесей в воздухе, который никак не отследить человеку, канарейки чувствуют прекрасно, но, к сожалению, от этого погибают. Так что «канареечная» система была хоть и чувствительной и ложных срабатываний не допускала, но была одноразовой. Вскоре развитие науки и техники позволило применять знакомые нам сегодня приборы, что спасло жизнь множеству канареек.

Гораздо позже, в советское время, птицы вернулись на подводные лодки уже не в качестве оборудования, а в качестве украшения. Подводные лодки проектов 941 (Акула), 949 (Гранит) и 949А (Антей) были оборудованы зонами отдыха, в которых предусмотрены не только широко известные бассейны, но и вольеры для птиц.

Имя твое

Подводные лодки императорского флота назывались, в основном, в честь обитателей подводного мира – «Дельфин», «Акула», «Минога», «Аллигатор». Были и «спонсорские» названия – лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» и «Почтовый» были названы в честь тех, кто собирал деньги на их постройку – потомков графа Шереметева и работников почтового ведомства. Вслед за рыбами пошли кошки – «Барс», «Тигр» и, что интересно, «Львица» (а не лев), а также другие крупные звери – «Вепрь», «Тур», «Волк». Черноморские лодки получали и птичьи имена – от «Гагары» и до «Буревестника».

После Октябрьской революции появились революционеры и в именах лодок – от «Декабриста» и «Карбонария» до «Марксиста». Оставались актуальны и рыбы – «Щука», «Севрюга». С началом массового строительства лодок в предвоенные годы имена иссякли – новые лодки получали только номера.

Во время Великой Отечественной войны сложилась традиция называть лодки в честь коллективов, собиравших средства на их постройку. Самое красочное из таких названий, на наш взгляд, «Рыбник Донбаса» (М-202) – подводная лодка XV серии, принятая в состав ВМФ 19 февраля 1944 г.

В послевоенное время лодки стали настолько секретными, что имена им не полагались. Однако, и в этой завесе секретности случались разрывы, когда даже атомные лодки получали имена – от «Ленинца» (К-137 проекта 667А) и до весьма витиеватого «60 лет шефства ВЛКСМ» (К-524 проекта 671РТМ).

Вокруг света за два раза

Первые мореплаватели, обогнувшие земной шар, хорошо известны. А вот что с первой лодкой, совершившей кругосветку?

6 октября 1942 года подводная лодка С-56, базировавшаяся во Владивостоке, была направлена на усиление Северного флота. Под командованием капитан-лейтенанта Григория Ивановича Щедрина она совершила переход из Владивостока по маршруту: Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор (США) — Сан-Франциско (США) — Панамский канал — Гуантанамо (США) — Галифакс (Канада) — Розайт (Шотландия) — Полярный. 8 марта 1943 года лодка пришла в Полярный. За время перехода она преодолела Тихий океан, Атлантический океан и девять морей. Из 153 суток похода С-56 провела в море 67 суток, пройдя 16 632 морских миль, в том числе 113 под водой.

Подводная лодка С-56 (памятник)
Подводная лодка С-56 (памятник)

К началу 50-х годов на Северный флот начали поступать современные лодки проекта 613 и «ветерана» С-56 было решено отправить на усиление Тихоокеанского флота. В период с 10 июля по 5 октября 1954 года лодка, под командованием капитан-лейтенанта Виктора Ивановича Харченко, совершила переход в надводном положении по Северному морскому пути в составе экспедиции особого назначения ЭОН-64. Сперва она прибыла в бухту Тарья на Камчатке, а затем и во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив настоящий кругосветный поход, пусть и за два раза. Сегодня посмотреть на «путешественницу» можно во Владивостоке, где она установлена в качестве памятника.

Футбол на высшем уровне

В 1963 году экипаж атомной подводной лодки К-181 (проект 627А) под командованием капитана 2 ранга Юрия Александровича Сысоева сумел всплыть в точке Северного полюса. Подводным лодкам и ранее удавалось пройти под полюсом – так, в июле 1962 года «подледную» часть полюса посетила подводная лодка К-3, получившее затем название «Ленинский комсомол». Но вот всплыть ей удалось только на заметном отдалении от макушки планеты. Для К-181 ледовая обстановка оказалась более благоприятной.

Экипаж атомной подводной лодки К-181 (проект 627А) под командованием капитана 2 ранга Юрия Александровича Сысоева
Экипаж атомной подводной лодки К-181 (проект 627А) под командованием капитана 2 ранга Юрия Александровича Сысоева

29 сентября 1963 г., после всплытия в полынье, экипаж К-181 основал новую флотскую традицию: подводники вышли на лед и сыграли в футбол. С тех пор экипажи подлодок, которые всплывали в районе Северного полюса, обязательно играли в футбол. Кстати, штурману подводной лодки Виктору Михайловичу Храмцову удалось еще и искупаться – по его версии, он случайно упал в воду, по версии флотских остряков – упал он специально, чтобы стать первым человеком, купавшимся прямо на полюсе. Такой вот физкульт-поход получился.

За этот поход командиру подводной лодки Юрию Александровичу Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Тянем резину

Наружное резиновое покрытие для современных подводных лодок стало обыденностью, а вот когда оно впервые появилось на наших лодках? Первое гидроакустическое резиновое покрытие называлось «Медуза-2» и имело толщину всего 4 мм. Оно наносилось не только на наружный корпус лодки, но и на внутреннюю сторону обшивки балластных цистерн, а еще и на внутреннюю поверхность прочного корпуса. Всю конструкторскую документацию и технологию нанесения покрытия ЦКБ-18 (ныне это ЦКБ МТ «Рубин») разработало в 1951 г. Первой лодкой, на которую было нанесено это покрытие стала М-105 (XII-я серия) Северного флота. С той поры резина стала гораздо толще, технология нанесения – проще, а сами лодки перестали быть серыми и стали черными – по цвету резины.