Обсуждали недавно в прямом эфире вышедший накануне сериал «Этерна». Прямо в эфире проявилась неожиданная для меня проблема: оказывается, не все различают жанр авторской художественной сказки в литературе и кино от жанра фэнтези.
Если кому интересно, речь идёт об этом обсуждении:
В прямом эфире по разным причинам я не смог внятно проговорить различия между жанрами. Однако сейчас намерен это сделать, поскольку позднее, в комментариях в некоторых социальных сетях дискуссия была продолжена с другими профессионалами.
Самое удивительное для меня заключается в том, что для многих, слишком многих аналитиков (не для рядовых читателей!) этот вопрос вообще не представляется значимым. Какая разница, сказка перед нами или фэнтези? Стоит ли заморачиваться?
И если с разномыслием в понимании жанров я готов мириться (сколько людей, столько и мнений, мало ли), то с указанным исследовательским критическим безразличием я мириться принципиально не готов.
Хороший критик обязан различать жанры. Приведу аналогию с видами спорта. Представьте, что будет, если спортивные судьи станут хоккей оценивать по критериям фигурного катания и наоборот. А что? И там и там лёд, коньки...
В этой статье я расскажу о различии жанров сказки и фэнтези, как оно мне представляется, а в следующей публикации, возможно, приведу подробные аргументы, почему это важно.
Но начать, конечно, стоит с того, что есть...
Общее между сказкой и фэнтези
Оба жанра основаны на фантастике и волшебстве. В них действуют магические существа и предметы, происходят чудеса, а законы реальности часто нарушаются. Однако между авторской волшебной сказкой и фэнтези есть ключевые различия, которые определяют их как отдельные жанры.
1. Сказочное двоемирие: конфликт между реальностью и волшебством
Авторская литературная сказка окончательно сформировалась в эпоху романтизма, в первой трети XIX века. Все ведь помнят сказки Э. Т. А. Гофмана, Л. Тика, В. Гауфа?
Соответственно, главное жанровое отличие сказки — резкое разделение миров: обычной реальности и волшебной. Герой из нашего мира сталкивается с чудесами, которые вторгаются в его жизнь или в которые он попадает.
Примеры:
- «Волшебник страны Оз» — девочка Дороти переносится в волшебную страну.
- «Гарри Поттер» — мальчик узнаёт, что он волшебник, и попадает в Хогвартс.
- «Хроники Нарнии» — дети проходят через шкаф в магическую землю.
- «Старик Хоттабыч» — джинн появляется в советской реальности.
В сказке волшебство приходит извне, оно не принадлежит нашему миру. Герой либо возвращается обратно, либо волшебство исчезает, оставляя его преображённым.
2. Фэнтези — мир, где магия естественна
В отличие от сказки фэнтези — цельный вымышленный мир, где волшебство встроено в саму реальность. Здесь нет «обычного» мира, а если и есть другие измерения, то они так же фантастичны.
Характерные черты фэнтези:
- Неомифология — автор создаёт свою вселенную с историей, народами, магией. Скорее всего он знает концепцию происхождения этого мира, его преображения, возникновения в нём волшебства и т.д.
- Средневековый антураж — рыцари, замки, мечи... Но возможны и другие эпохи.
- Магия — часть природы мира, а не случайное вторжение.
- Нет двоемирия — герои не «попадают» в волшебный мир, они изначально в нём живут.
- Для подростков и взрослых — темы сложнее, мораль не всегда явная.
Примеры чистого фэнтези:
- «Ведьмак» Сапковского — мир, где магия, монстры и политика переплетены.
- «Игра престолов» Мартина — реалистичное фэнтези с драконами и интригами.
- «Волшебник Земноморья» Ле Гуин — магия как философская система.
- «Хроники Амбера» Желязны — путешествия между параллельными мирами.
И да, в отличие от сказки жанр фэнтези оформился гораздо позже — в ХХ столетии, после Второй мировой войны. А это значит, что он напитался энергиями других жанров — научной фантастики, детектива, мелодрамы, философской и религиозной прозы, производственного романа, исторического романа... Здесь мы не будем это обсуждать, но будем иметь в виду, что структура фэнтези почти всегда является более эклектичной.
3. «Властелин колец» — сказка или фэнтези?
Отдельно стоит сказать о художественном мире Дж. Р. Р. Толкиена. Здесь многие путаются: что перед нами? Дело в том, что сам Толкиен был специалистом по европейским мифам, писал эпическую сказку, но его работы стали основой для жанра фэнтези. В «Сильмариллионе» и «Властелине колец» есть:
- Мифология (легенды о создании мира).
- Естественная магия (эльфы, кольца, заклинания).
- Нет «попаданчества» — все герои не из нашего мира.
Однако в «Хоббите» и «Властелине колец» есть важные черты сказки:
- Бильбо и Фродо — «простые» герои, сталкивающиеся с великим злом.
- В конце эпоха волшебства уходит, и мир становится ближе к реальному.
Вывод
- Сказка — два мира, волшебство вторгается в обычную жизнь, часто детская, с моралью.
- Фэнтези — единый волшебный мир, магия естественна, жанр для подростков или взрослых, сложнее по темам.
Толкиен создал мост между сказкой и фэнтези, но современное фэнтези ушло дальше, став самостоятельным жанром с собственными законами.
PS.
Буду рад вежливым возражениям в комментариях. Давайте обсуждать!