Найти в Дзене

Чем авторская волшебная сказка отличается от фэнтези и почему это важно?

Обсуждали недавно в прямом эфире вышедший накануне сериал «Этерна». Прямо в эфире проявилась неожиданная для меня проблема: оказывается, не все различают жанр авторской художественной сказки в литературе и кино от жанра фэнтези.
Если кому интересно, речь идёт об этом обсуждении: В прямом эфире по разным причинам я не смог внятно проговорить различия между жанрами. Однако сейчас намерен это сделать, поскольку позднее, в комментариях в некоторых социальных сетях дискуссия была продолжена с другими профессионалами. Самое удивительное для меня заключается в том, что для многих, слишком многих аналитиков (не для рядовых читателей!) этот вопрос вообще не представляется значимым. Какая разница, сказка перед нами или фэнтези? Стоит ли заморачиваться?
И если с разномыслием в понимании жанров я готов мириться (сколько людей, столько и мнений, мало ли), то с указанным исследовательским критическим безразличием я мириться принципиально не готов.
Хороший критик обязан различать жанры. Приве
Оглавление
Сказка или фэнтези? Вот в чём вопрос...
Сказка или фэнтези? Вот в чём вопрос...

Обсуждали недавно в прямом эфире вышедший накануне сериал «Этерна». Прямо в эфире проявилась неожиданная для меня проблема: оказывается, не все различают жанр авторской художественной сказки в литературе и кино от жанра фэнтези.

Если кому интересно, речь идёт об этом обсуждении:

В прямом эфире по разным причинам я не смог внятно проговорить различия между жанрами. Однако сейчас намерен это сделать, поскольку позднее, в комментариях в некоторых социальных сетях дискуссия была продолжена с другими профессионалами.

Самое удивительное для меня заключается в том, что для многих, слишком многих аналитиков (не для рядовых читателей!) этот вопрос вообще не представляется значимым. Какая разница, сказка перед нами или фэнтези? Стоит ли заморачиваться?

И если с разномыслием в понимании жанров я готов мириться (сколько людей, столько и мнений, мало ли), то с указанным исследовательским критическим безразличием я мириться принципиально не готов.

Хороший критик обязан различать жанры. Приведу аналогию с видами спорта. Представьте, что будет, если спортивные судьи станут хоккей оценивать по критериям фигурного катания и наоборот. А что? И там и там лёд, коньки...

В этой статье я расскажу о различии жанров сказки и фэнтези, как оно мне представляется, а в следующей публикации, возможно, приведу подробные аргументы, почему это важно.

Но начать, конечно, стоит с того, что есть...

Общее между сказкой и фэнтези

Оба жанра основаны на фантастике и волшебстве. В них действуют магические существа и предметы, происходят чудеса, а законы реальности часто нарушаются. Однако между авторской волшебной сказкой и фэнтези есть ключевые различия, которые определяют их как отдельные жанры.

С моей точки зрения называть историю Гарри Поттера фэнтези категорически недопустимо... Читайте дальше — будет понятно, почему
С моей точки зрения называть историю Гарри Поттера фэнтези категорически недопустимо... Читайте дальше — будет понятно, почему

1. Сказочное двоемирие: конфликт между реальностью и волшебством

Авторская литературная сказка окончательно сформировалась в эпоху романтизма, в первой трети XIX века. Все ведь помнят сказки Э. Т. А. Гофмана, Л. Тика, В. Гауфа?

Соответственно, главное жанровое отличие сказки —
резкое разделение миров: обычной реальности и волшебной. Герой из нашего мира сталкивается с чудесами, которые вторгаются в его жизнь или в которые он попадает.

Примеры:

  • «Волшебник страны Оз» — девочка Дороти переносится в волшебную страну.
  • «Гарри Поттер» — мальчик узнаёт, что он волшебник, и попадает в Хогвартс.
  • «Хроники Нарнии» — дети проходят через шкаф в магическую землю.
  • «Старик Хоттабыч» — джинн появляется в советской реальности.

В сказке волшебство приходит извне, оно не принадлежит нашему миру. Герой либо возвращается обратно, либо волшебство исчезает, оставляя его преображённым.

Мир Ведьмака имитирует альтернативную реальность по другим правилам. Всё иначе...
Мир Ведьмака имитирует альтернативную реальность по другим правилам. Всё иначе...

2. Фэнтези — мир, где магия естественна

В отличие от сказки фэнтези — цельный вымышленный мир, где волшебство встроено в саму реальность. Здесь нет «обычного» мира, а если и есть другие измерения, то они так же фантастичны.

Характерные черты фэнтези:

  1. Неомифология — автор создаёт свою вселенную с историей, народами, магией. Скорее всего он знает концепцию происхождения этого мира, его преображения, возникновения в нём волшебства и т.д.
  2. Средневековый антураж — рыцари, замки, мечи... Но возможны и другие эпохи.
  3. Магия — часть природы мира, а не случайное вторжение.
  4. Нет двоемирия — герои не «попадают» в волшебный мир, они изначально в нём живут.
  5. Для подростков и взрослых — темы сложнее, мораль не всегда явная.

Примеры чистого фэнтези:

  • «Ведьмак» Сапковского — мир, где магия, монстры и политика переплетены.
  • «Игра престолов» Мартина — реалистичное фэнтези с драконами и интригами.
  • «Волшебник Земноморья» Ле Гуин — магия как философская система.
  • «Хроники Амбера» Желязны — путешествия между параллельными мирами.

И да, в отличие от сказки жанр фэнтези оформился гораздо позже — в ХХ столетии, после Второй мировой войны. А это значит, что он напитался энергиями других жанров — научной фантастики, детектива, мелодрамы, философской и религиозной прозы, производственного романа, исторического романа... Здесь мы не будем это обсуждать, но будем иметь в виду, что структура фэнтези почти всегда является более эклектичной.

Профессор Толкиен опять всех запутал...
Профессор Толкиен опять всех запутал...

3. «Властелин колец» — сказка или фэнтези?

Отдельно стоит сказать о художественном мире Дж. Р. Р. Толкиена. Здесь многие путаются: что перед нами? Дело в том, что сам Толкиен был специалистом по европейским мифам, писал эпическую сказку, но его работы стали основой для жанра фэнтези. В «Сильмариллионе» и «Властелине колец» есть:

  • Мифология (легенды о создании мира).
  • Естественная магия (эльфы, кольца, заклинания).
  • Нет «попаданчества» — все герои не из нашего мира.

Однако в «Хоббите» и «Властелине колец» есть важные черты сказки:

  • Бильбо и Фродо — «простые» герои, сталкивающиеся с великим злом.
  • В конце эпоха волшебства уходит, и мир становится ближе к реальному.

Вывод

  • Сказкадва мира, волшебство вторгается в обычную жизнь, часто детская, с моралью.
  • Фэнтезиединый волшебный мир, магия естественна, жанр для подростков или взрослых, сложнее по темам.

Толкиен создал мост между сказкой и фэнтези, но современное фэнтези ушло дальше, став самостоятельным жанром с собственными законами.

PS.
Буду рад вежливым возражениям в комментариях. Давайте обсуждать!