Найти в Дзене

Дом Соломонова: от ювелирных клейм до плавучей церкви

Гуляя по улице Чалабяна — той самой, что раньше носила благозвучное название Николо-Часовенная, я вдруг снова ловлю себя на мысли, что каждый старый дом здесь будто шепчет свою историю. Но чтобы понять, о чём именно шепчет вот этот двухэтажный с мезонином и сложной судьбой, мне пришлось нырнуть с головой… нет, не в Кутум, а в архивы. И вот так, листая пожелтевшие страницы с 1905-го по 1918-й, сталкиваешься с фамилией, которая, кажется, вросла в город — Соломонов. Сначала — вроде как только гласный Городской думы. Потом — казначей Общественного собрания. Потом — и вовсе член Санитарно-больничной комиссии, и член правления Страхового общества от огня имущества. Да он везде! Причём рядом по спискам — кто? Да всё уважаемые люди: Склабинский, Франгулов, Сапожников, Губин… А значит, Николай Григорьевич Соломонов был не просто чиновником — уважаемым, узнаваемым и заметным горожанином. Каково же было моё удивление, когда в других разделах той же «Книжки» в Списках купцов и торговцев города Аст
Оглавление

Гуляя по улице Чалабяна — той самой, что раньше носила благозвучное название Николо-Часовенная, я вдруг снова ловлю себя на мысли, что каждый старый дом здесь будто шепчет свою историю. Но чтобы понять, о чём именно шепчет вот этот двухэтажный с мезонином и сложной судьбой, мне пришлось нырнуть с головой… нет, не в Кутум, а в архивы.

📚 Копаешься себе в «Памятных книжках Астраханской губернии»…

И вот так, листая пожелтевшие страницы с 1905-го по 1918-й, сталкиваешься с фамилией, которая, кажется, вросла в город — Соломонов.

Сначала — вроде как только гласный Городской думы. Потом — казначей Общественного собрания. Потом — и вовсе член Санитарно-больничной комиссии, и член правления Страхового общества от огня имущества. Да он везде!

Причём рядом по спискам — кто? Да всё уважаемые люди: Склабинский, Франгулов, Сапожников, Губин… А значит, Николай Григорьевич Соломонов был не просто чиновником — уважаемым, узнаваемым и заметным горожанином.

А вот вид от стен Благовещенского монастыря на дом Соломонова
А вот вид от стен Благовещенского монастыря на дом Соломонова

💍 А потом — бац! — и ювелир!

Каково же было моё удивление, когда в других разделах той же «Книжки» в Списках купцов и торговцев города Астрахани по специальностям их торговли я снова нахожу Соломонова... среди мастеров и владельцев ювелирных мастерских, а также торговцев ювелирными иконостасами, киотами, церковной утварью!

А рядом — не кто-нибудь, а некий
Иван Григорьевич Соломонов. Видимо, брат. Работают на одной улице, чеканят оклады, украшают киоты. И всё это — в доме Соломонова на Николо-Часовенной.

🔨 А потом — ещё один поворот: найдено клеймо!

Всё бы ничего, но случайно на сайте nummi.ru нашлись еще и клейма астраханских ювелиров XIX века!
И кто там?

  • Григорий Давыдович Соломонов,
  • Давыд Давыдович Соломонов.

Тут уж картина начала складываться — перед нами настоящая династия астраханских ювелиров, где Григорий, по всей видимости, отец Николая и Ивана.

То есть наш герой —как минимум
второе поколение ремесленников, продолжавшее семейное дело в родном доме, стоящем и по сей день.

🚢 Плавучая церковь, или когда храм плывёт по Волге

Но настоящую дрожь в сердце вызвала находка в одной статье:

Первая в России плавучая церковь
Первая в России плавучая церковь
"Мастер Соломонов изготовил орнаментированный иконостас для первой в России плавучей церкви Святителя Николая..."

Это не выдумка! В 1910 году по Астрахани и по всей Волге курсировал пароход-храм — настоящая церковь на воде, с куполами, иконами, звонницей, трапезной, фельдшером и даже иеромонахом на борту.

О ней писали газеты, её встречали с молебнами,
Николай II прислал телеграмму, а иконостас для неё делал именно Соломонов.

Мастер — наш. Из того самого дома. Из той самой лавки. Из той самой семьи.

Фото плавучей церкви
Фото плавучей церкви

🏡 Дом с мезонином

А теперь вернёмся к дому. Стоит он на нынешней улице Чалабяна, когда-то — Николо-Часовенная.

А вот вид дома с улицы Чалабяна... здесь вид дома уже весьма плачевный
А вот вид дома с улицы Чалабяна... здесь вид дома уже весьма плачевный

Дом двухэтажный, с выразительным мезонином, сохранившимися наличниками, и, кажется, вросший в землю так же, как фамилия его владельца — в историю города.

Интересное архитектурное решение - скошенный угол дома
Интересное архитектурное решение - скошенный угол дома

Когда-то в нём чеканили оклады, принимали заказы, торговали ювелирными украшениями. Возможно, именно в этом доме был задуман иконостас для парохода-церкви. Возможно, именно здесь составляли сметы, выбирали орнаменты, подбирали сусальное золото.

🧱 А сегодня…

А сегодня этот дом, увы, в запустении, хоть и является жилым.

А вот и "вечные леса" на фасаде дома
А вот и "вечные леса" на фасаде дома

Штукатурка осыпается. Фасад обнажает старую кирпичную кладку. А строительные леса, которыми его украсили ещё к юбилею города в 2008 году, так и стоят — как декорации к фильму о потерянной надежде.

🤔 Но ведь мы знаем, кто здесь жил

И это уже не просто старый дом.

Это — дом Соломоновых, династии ювелиров, общественных деятелей, ремесленников, создававших ювелирные произведения искусства, служивших городу, и оставивших след, пусть и выцветший, но важный.

Однако дом все еще стоит и даже выполняет свою основную функцию - он жилой!
Однако дом все еще стоит и даже выполняет свою основную функцию - он жилой!

Если тебе интересна судьба таких домов — заглядывай в окна, листай книжки, читай таблички. А я — коромыслик твой астраханский — ещё не раз расскажу, что нашёл под черепицей старого города. 😊