Найти в Дзене
Михаил Быстрицкий

Речь Иосифа Сталина перед колхозниками №3. Революция рабов

Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплуатации трудящихся. Одни эксплуататоры сменились другими эксплуататорами (Речь на Первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.). Современные политики неграмотны в истории и в своем восприятии мира, но у прежних политиков в первой половине 20 века было еще меньше возможностей повышать свое образование. Не знаю, как на восприятие непрофессионалов, но, на взгляд историков, то, что здесь Сталин утверждает, звучит как дичь. Сталин имел примитивное образование, однако, он был натаскан в марксизме, и мы видим здесь, как с помощью марксизма он пытается заполнить белые пятна моря своих знаний. Согласно марксизму, формы производства сменяются в виде формаций. В подходе, который стал классическим, выделяют пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную (крепостническую), капиталистиче
Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплуатации трудящихся. Одни эксплуататоры сменились другими эксплуататорами

(Речь на Первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.).

Современные политики неграмотны в истории и в своем восприятии мира, но у прежних политиков в первой половине 20 века было еще меньше возможностей повышать свое образование. Не знаю, как на восприятие непрофессионалов, но, на взгляд историков, то, что здесь Сталин утверждает, звучит как дичь.

Сталин имел примитивное образование, однако, он был натаскан в марксизме, и мы видим здесь, как с помощью марксизма он пытается заполнить белые пятна моря своих знаний.

Согласно марксизму, формы производства сменяются в виде формаций. В подходе, который стал классическим, выделяют пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную (крепостническую), капиталистическую и коммунистическую.

Согласно марксизму, переход от капиталистической к коммунистической формации происходит посредством революции. Русские марксисты воображали, что подобная революция произошла в 1917 году. Якобы пролетариат восстал и свергнул буржуазию. Все это было ложью, конечно. Переворот осуществили интеллигенты, а "пролетариат" в виде простого народа был только безмозглым орудием. Но на 1917 год еще можно было что-то натянуть. Действительно, в 1917-ом и последующих годах мы видим рабочих, которые могли соответствовать понятию "пролетариат". Эти рабочие с оружием в руках боролись против защитников старого строя с мыслью о том, что они изменяют один строй на другой (как их научили марксисты).

Сталин решил просто перенести эту схему в прошлое, в прошлое, о котором он не имел практически никакого представления.

Он думал, что рабы взяли оружие, свергли рабовладельцев и отдали власть крепостникам, мол, гопода крепостники, мы ставим теперь вас во главе, чтобы вы теперь нас эксплуатировали по-крепостнически. Посмотрим, как вы будете вести хозяйство и повысите ли вы экономические показатели.

В чем заключается экономический смысл перехода от несвободного труда к полусвободному?

Зависимые полусвободные земледельцы, характеризующие крепостничество (будем пользоваться сталинской формулировкой для меньшей путаницы) больше заинтересованы в результатах своего труда, чем бесправные рабы, характеризующие рабовладельческую формацию, поэтому крепостничество должно быть более экономически прогрессивным, чем рабовладение.

При смене формаций рабовладельцы сменяются крепостниками, и Сталин делает вывод, что одни и те же люди просто сменили статус.

В реальности, во всех странах, где существовала как государственная власть, так и обработка земли, всегда были полусвободные земледельцы. Свободой они пользовались по-разному, кто-то был близок к рабам, кто-то к свободным. Наиболее известный пример - илоты в Спарте. И эти полусвободные земледельцы не были исключением. Напротив, они обычно доминировали над рабами количественно.

Поэтому не было никакого даже плавного перехода от рабовладельческой формы производства к крепостнической. Эти формации были на протяжении истории смешенными и существовали параллельно.

Парадокс заключался в том, что движение между свободой и несвободой было, в данном случае, обратным. Крепостные крестьяне - не бывшие рабы, а бывшие свободные. Свободные римские земледельцы, которые назывались колонами, были закрепощены в правление Диоклетиана (284-305). Это и послужило основой для средневекового крепостничества.