Как продать больше, выбрать, подготовиться, что сделать на самой ярмарке - рассказываю про свой опыт.
С начала создания своей мастерской я участвовала в ярмарках четыре раза. Это возможно и не очень много для того, чтобы называть себя экспертом, но достаточно, чтобы сделать некоторые выводы и поделиться.
Сама я специализируюсь на вязании портретных игрушек и брелоков по фотографиям питомцев, а в свободное время создаю мастер-классы и вяжу на наличие разные породы собак - именно с таким ассортиментом (и немного игрушками из прошлого разнообразия) я вышла на последнюю ярмарку и это «выстрелило».
Ярмарка - это тоже продукт
Чем больше рекламы маркета вы замечаете, тем больше людей будет. Если у ярмарки есть продвижение, значит, больше людей приедут целенаправленно за покупками, а не просто увидят лавки мастеров и будут разглядывать
Бывает и так, что ярмарка - часть большого мероприятия: концерта, фестиваля, чем ближе ваша продукция к тематике, тем успешнее для вас будут продажи
Я участвовала в ярмарке в рамках большого праздника «День поля». И за неделю-две до мероприятия связала брелоки в виде коров, хрюшек, цыплят и цветов. Мимо проходила девушка-ветеринар и забрала почти всех сельскохозяйственных малышей. Однако знаю, что еще круче были продажи у мастериц, которые привезли кокошники. У меня очень много раз спрашивали «где здесь можно купить кокошник?»
Глазу нужно зацепиться: оформление стола
Особенно когда вокруг много мастеров ваш стол должен отличаться: яркая продукция, украшения, гирлянды, открытки.
У меня в этом провал был на первых трех ярмарках точно. Лишь недавно я себе купила специальную подставку для брелоков и теперь ее видно издалека, а еще скатерть и трендовую ткань-дорожку. Но этого вообще мало: в планах к следующей ярмарке купить подставки, нарисовать открытки, сделать гирлянду.
Вдохновляйтесь на Pinterest по запросу «оформление ярмарки», я пока похвастаться не могу, но обещаю сделать отдельную статью, когда мое оформление будет мне казаться хорошим.
Почему оформление важно? Как только вы выделяетесь, хочется подойти и посмотреть: «а что же там такое?», а там где посмотреть интересно, можно и купить. Классно, если к моменту участия у вас уже есть логотип и фирменные цвета, которые вы вплетете в оформление.
Что можно использовать на ярмарках? Крутящиеся конструкции, самосборные витрины, стенды, полки-лестницы для демонстрации товаров, светящиеся или бумажные гирлянды - все это можно найти на маркетплейсах.
Вот так стол оформила я: средненько, мало продукции, мало украшений (еще и скатерть новая, можно было бы и погладить))).
Вы лицо бренда и на ярмарку как на праздник
Для меня участие в ярмарке праздник, независимо от того, какой будет итог. Я надеваю яркие костюмы или платья, крашу реснички, вешаю украшения и много улыбаюсь, что потом вечером сводит скулы. И может сам факт наряженного продавца не сделает вам много продаж, однако оставит приятное впечатление.
На моей самой первой ярмарке я делила стол с подругой, которая хотела развивать свой бренд одежды. Она не хотела сама стоять весь день за прилавком и пригласила какую-то девочку. Девочка пришла в черном, с неаккуратной прической и вообще никак незаинтересованная в бренде. Я сразу поняла, что шансов будет мало.
Я стараюсь не оставлять надолго прилавок и не делегировать продажи, просто потому что у меня нет таких людей, которые смогут ответить на все вопросы, начиная от «а что там внутри?» до «а мою собаку сколько стоит связать?». А еще беру с собой пряжу и вяжу:)
Да и просто совет: будьте открыты и доброжелательны, не настойчивы, меньше залипайте в телефон, больше следите за продавцами вокруг, подмечайте их фишки.
Вязаный ассортимент
Моя формула проста. Дорогие и большие - очень мало: они мне для привлечения внимания, средних в размере и цене - чуть больше, брелоки и мелочь - очень много.
Повторюсь, я не совсем была довольна своим ассортиментом в последнюю ярмарку, но вот как бы хотела сделать на следующей: 3-4 большие плюшевые собаки, 5-10 средних из хлопковой пряжи, по 7-8 брелоков разных пород (в последний раз было по 3 - это мало).
Расставаться с деньгами нам всегда сложно, но небольшие суммы на товары не первой необходимости все же можно потратить.
В ассортименте мне еще важно сочетание товаров. Мне не нравится, когда связано пять зайцев по разным схемам, рядом Дел мороз и лохматая сумка. Но это вопрос вкусовщины. Лично я буду стремиться к ассортименту из домашних питомцев, это моя основная цель к следующим ярмаркам
Надейся на лучшее, готовься к худшему
Неудачи бывают всегда. Ярмарка на улице и пошел дождь, на майские люди предпочли шашлык вместо похода в тц, целевой аудитории не было в этот день на ярмарке, стенд с дешевыми украшениями с алиэкспресс украл все внимание - такое бывает и к этому нужно быть готовыми
Что можно сделать, так это выжать из ярмарки максимум. Если вы ведете соцсети, то ярмарка - это кладезь контента. Например, на своей последней ярмарке мимо меня проходили люди со своими питомцами точь-в-точь по окрасу как брелоки, я просила их сфотографировать, после ярмарки сделала видео, которое «залетело» в одной соцсети на 400 тысяч просмотров, а во второй на 70 тысяч. Это позволило мне расписать заказы почти на 3 месяца вперед. Сюда я это видео тоже выложила, но просмотров тут поменьше
Еще ярмарки - прекрасное место для нетворкинга. Можно посмотреть, что делают другие коллеги, спросить про их опыт участия в ярмарках, развитии своего дела, а может и вовсе придумать совместную коллаборацию. Новые знакомства и знания вообще очень полезны для маленьких мастеров
Как искать ярмарки в своем городе?
Во-первых, нужно отбросить все страхи и застенчивость. Видите ярмарку в парке? Подойдите и спросите, как мастер на ней оказался. Примерно таким образом, у меня сейчас скопилась некоторая часть телеграм-каналов/пабликов моего региона, через которые можно попасть на ярмарки.
Во-вторых, поисковые системы и социальные сети. Ищите по ключевым словам "ярмарка", "маркет", "выставка", "ремесленники" и добавляйте ваш город.
В-третьих, обратитесь в региональный центр "Мой бизнес". Они могут быть непосредственными организаторами ярмарок (тогда можно участвовать в ярмарке с господдержкой), а могут поделиться полезными контактами тех, кто организует. В двух ярмарках в тц я участвовала с господдержкой, а на Дне поля оказалась благодаря программе "Маркет молодых" от Росмолодежь.Предпринимай.
Резюмирую
Я всеми руками, ногами и крючками за участие в ярмарках. Для внимательного мастера они становятся отличным способом собрать обратную связь, понять, стоит ли двигаться в определенном направлении.
Но! Ярмарка - это место, к которому нужно готовиться заранее (чего я, к своему стыду, не делаю), и место, где исход непредсказуем. Иногда еле-еле покрывается аренда, иногда не покрывается вовсе. Но, знаете...кто не рискует, тот потом не празднует доход с игристым.
Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и чуточку помогла в развитии вашего маленького бизнеса. Подписывайтесь на канал, здесь я рассказываю, как вяжу игрушки по фотографиям, выкладываю мастер-классы и делюсь опытом развития своего дела.
Рада буду интересным вопросам в комментариях и предложениям, на какие темы писать статьи еще