Статьи / Неврозы и эмоциональные расстройства
Синдром жертвы - это приобретенная личностная черта, когда человек считает себя жертвой негативных действий других людей или обстоятельств и живет в постоянном ожидании несчастий, бед, обмана и предательства.
Почему человек выбирает для себя такой способ жить?
Чаще всего он и сам не понимает как оказывается в плену своих негативных установок и как вся жизнь его становится подчиненной страху и предубеждениям.
Что способствует такому поведению?
А начинается все, как правило, в раннем детстве.
Человек не рождается с установкой «Быть жертвой». Таким он становится. Часто корни синдрома жертвы лежат в реальном опыте травмы отвержения, насилия, пренебрежения или тотального контроля в детстве.
Если в детстве родители его часто наказывали, делали замечания и одергивали на каждом шагу, если его много критиковали, были чрезмерно строгими с ним, если сравнивали его с другими - "хорошими" детьми, которые всегда были чем-то лучше, чем он, если взрослые были излишне принципиальны и требовательны, то ребенок находился в напряженном состоянии постоянной тревоги, в ожидании негативной оценки или наказания.
Он мог оказываться в ситуациях, где его потребности, чувства, желания игнорировались взрослыми. Когда с ним не считались, когда он был беззащитен, несчастен и беспомощен.
Если родители решали все проблемы ребенка, не давая ему возможности быть самостоятельным, учиться самому принимать решения, отвечать за свои поступки, самому справляться с трудностями, когда надо - обращаться за помощью и получать ее, то у него могло развиться убеждение в своей собственной несостоятельности и некомпетентности, а в результате - безволии и зависимости от других.
Если ребенок рос в семье, где один из родителей или оба играли роль жертвы, он мог у них перенять эту модель поведения, невольно копируя их привычки и способы реагирования на жизненные вызовы.
Или когда действия ребенка не приводили к желаемому результату, а его усилия игнорировались/обесценивались значимыми для него взрослыми, это могло приводить к тому, что у него опускались руки и он переставал даже пытаться сделать, преодолеть, постараться.
В результате он мог усвоить эту роль, когда от него ничего не зависит, что болеть и быть беспомощным может быть выгодно, потому что тебя тогда не накажут, а, возможно, еще проявят внимание и заботу, и так необходимое любому ребенку душевное тепло.
Люди с синдромом жертвы склонны обижаться и долго помнить потом обиды. Они могут постоянно прокручивать в голове сказанные с кем-то в прошлом слова, помнить все неблаговидные поступки, несправедливость людей, поступивших плохо по отношению к ним, и никак не могут это простить и отпустить.
Человеку с синдромом жертвы свойственна склонность видеть во всем проблемы и угрозы, он ждет отовсюду неприятностей и подвохов, при этом сам отвергает факт того, что можно смотреть на жизнь более оптимистично и позитивно, и что не все так критично на самом деле.
Самоисполняющиеся пророчества.
Из-за своего негативного мышления и бездействия человек часто сам создает себе ситуации, которые подтверждают его убеждения о том, что он жертва и все у него плохо, и что ждать ему ничего хорошего не приходится. Ему становится все труднее видеть положительные стороны жизни и добрых людей.
Иногда это очень выгодная позиция: можно сколько угодно ныть, жаловаться, болеть, принимать заботу и повышенное внимание, можно обвинять кого-то одного или всех сразу — семья, дети, друзья, подруги, правительство, космос, в конце концов.
Человек с синдромом жертвы *выбирает* оставаться в этой роли, даже когда у него есть возможность изменить ситуацию или принять ответственность за свою жизнь на себя.
Сколько его ни утешай, ни уговаривай, что ему ни предлагай, он все равно остается в своей излюбленной позиции жертвы, в своей зоне комфорта.
В роли жертвы есть свои определенные выгоды.
Человек с низкой самооценкой может находить "безопасность" в роли жертвы, так как она снимает с него давление ответственности и поиска самостоятельных решений и действий.
Есть и вторичные выгоды — это сознательное или бессознательное получение внимания, сочувствия, освобождение от обязанностей, заботу, иногда даже материальную помощь от окружающих.
В семье все крутится вокруг «жертвы». Такое положение дает человеку особые права и власть над близкими и домочадцами. Он получает поддержку и внимание, самоутверждается.
В результате такое поведение может стать бессознательной мотивацией для поддержания человеком этой роли, его стилем жизни.
На самом деле оставаясь пассивным, человек не желает что — либо предпринимать или менять в себе, в своей жизни. Его и так все устраивает.
Когда же ему предлагают помощь, поддержку или решение, он часто отвергает ее, находя массу причин почему: "это не сработает", "у меня все равно не получится", «я не смогу», «мне не до этого». Он даже может злиться, проявлять агрессию, если кто-то пытается давать ему советы или пытается помочь ему. Любое предложение взять на себя ответственность за свои действия или решения воспринимается им как угроза или обвинение.
Синдром жертвы" (или позиция жертвы, менталитет жертвы) – это не клинический диагноз в психиатрии, а скорее устойчивый паттерн мышления, поведения и реагирования на жизненные обстоятельства, при котором человек постоянно видит себя пострадавшим от внешних сил, других людей или судьбы, не принимая на себя ответственность за свою жизнь и свой выбор.
Это состояние значительно отличается от быть настоящей жертвой насилия, несправедливости или трагических обстоятельств. Настоящая жертва испытывает боль, гнев, страх и другие сильные эмоции, но ее реакция – это результат реального внешнего воздействия.
Оставаться в роли жертвы, даже когда есть возможность изменить ситуацию или принять ответственность за свою жизнь на себя, - это выбор самого человека.
Продолжение следует.
Ирина Владимировна Ахраменко
Консультации: WhatsAp: 8 - 921-389-05-17