Найти в Дзене

Художник, рисующий черта: злой гений Николай Калмаков

Пожалуй, в русском искусстве начала XX века есть два художника-противоположности, но с очень схожим подходом к живописи. Давайте сравним. Представьте себе живопись яркую и эстетичную, очень декоративную, будто бы выложенную из драгоценных камней, на мифологическую или религиозную тематику, и у моделей большие глаза и взгляд пронзительный. Все это о Врубеле. Но все то же самое можно сказать и про Николая Калмакова, с той лишь существенной разницей, что если Врубель писал Демона, то Калмаков - множество демонов, и если у Врубеля русалка утягивает витязя под воду своим поцелуем, то у Калмакова любая нимфа с его картины утянет куда поглубже и лучше с такой не связываться. Хорошо, что они всего лишь нарисованные, и мы просто смотрим, так? Сын русского офицера и итальянки, Калмаков впитал в себя множество влияний, мотивы греческой мифологии и экзотику Востока, живопись Возрождения и особую чувственную пластику Ар Нуво, и театр, и страшные сказки Гофмана. Иногда про чью-то живопись говорят, б
Картина Николая Калмакова
Картина Николая Калмакова

Пожалуй, в русском искусстве начала XX века есть два художника-противоположности, но с очень схожим подходом к живописи. Давайте сравним. Представьте себе живопись яркую и эстетичную, очень декоративную, будто бы выложенную из драгоценных камней, на мифологическую или религиозную тематику, и у моделей большие глаза и взгляд пронзительный. Все это о Врубеле.

Николай Калмаков, "Нимфы в гроте"
Николай Калмаков, "Нимфы в гроте"

Но все то же самое можно сказать и про Николая Калмакова, с той лишь существенной разницей, что если Врубель писал Демона, то Калмаков - множество демонов, и если у Врубеля русалка утягивает витязя под воду своим поцелуем, то у Калмакова любая нимфа с его картины утянет куда поглубже и лучше с такой не связываться. Хорошо, что они всего лишь нарисованные, и мы просто смотрим, так?

Николай Калмаков, "Леда и лебедь"
Николай Калмаков, "Леда и лебедь"

Сын русского офицера и итальянки, Калмаков впитал в себя множество влияний, мотивы греческой мифологии и экзотику Востока, живопись Возрождения и особую чувственную пластику Ар Нуво, и театр, и страшные сказки Гофмана.

Николай Калмаков, "Астарта"
Николай Калмаков, "Астарта"

Иногда про чью-то живопись говорят, будто бы она светится внутренним светом. Это справедливо и для Калмакова, однако это не дневной свет. а отраженный лунный и какой-то галлюцинаторный. Но зато каков талант.

Калмаков немного напоминает тематикой своих работ и внутренним напряжением о Франце фон Штуке, о котором еще предстоит написать.

Франц фон Штук, "Голова медузы"
Франц фон Штук, "Голова медузы"

Калмаков ловил чорта: он сделал десятки эскизов и рассказывал об этом сам так:

Вы понимаете, вот уже столько времени я ловлю его и никак не могу поймать... Иногда мелькнет передо мной его глаз... иногда хвост... иногда копыто его ноги, но целиком я еще не увидел его, как ни стерегу и не ловлю

Николай Калмаков, "Девушка и чорт"
Николай Калмаков, "Девушка и чорт"

Женщины с картин Калмакова - это роковые женщины, ломающие судьбы и покоряющие мужчин. Они одновременно красивы - но и кошмарны, особенно в своих гримасах, сквозь которые мы видим, возможно, огромную гордыню или просто безумие. Вот посмотрите:

Николай Калмаков, "Негритянка"
Николай Калмаков, "Негритянка"

Напоминает об известной сцене из сериала "Твин Пикс":

-8

Сравним работы Калмакова с творчеством Врубеля:

Михаил Врубель, "Демон и Тамара"
Михаил Врубель, "Демон и Тамара"

У Врубеля мы тоже видим демонические проявления, но его картины на эту тему про любовь.

Николай Калмаков, "Вечерние огни"
Николай Калмаков, "Вечерние огни"

У Калмакова никакой любви нет, но много страсти и сексуальности. Парадокс заключается в том, что Калмаков, предположительно, сочувствовал или являлся участником аскетической секты Скопцов, и то как он пишет женщин - это отражение своего страха перед ними: Калмакову они казались очень опасными греховными существами.

Николай Калмаков, "Негритянка"
Николай Калмаков, "Негритянка"

Спасибо за внимание!