При всей внешней простоте вопроса тема правильно настроенных зеркал всегда остаётся актуальной для любого водителя и машины. Современные видеокамеры с обзором на 360° пока что не в состоянии полноценно заменить обычные зеркала заднего вида. Просто потому что чисто физически невозможно смотреть на монитор на передней панели и одновременно визуально контролировать пространство вокруг машины.
И ещё одно: скорость реакции на ситуацию, которую водитель видит в реальности своими глазами, почти в 2,5 раза выше, чем анализ обстановки на экране.
Итак, в обычном легковом автомобиле имеется три зеркала: одно в салоне над головой, ещё пара — слева и справа на внешних кронштейнах. Главная задача левого и правого зеркал — помогать контролировать ситуацию на дороге в задней полусфере.
Приоритет салонного зеркала
Но большую часть информации об обстановке позади машины водитель получает от салонного зеркала. На то чтобы оторвать взгляд от дороги и мельком взглянуть на отражение над головой, потребуется 0,3–0,5 секунды. А вот для просмотра левого или правого зеркала нужно чуть повернуть голову, на что уходит почти секунда. Так что приучайте себя работать преимущественно с салонным зеркалом.
Многие водители даже меняют стандартное зеркало на более удлинённое, иногда даже на сферическое (панорамное) или асферическое. Целесообразность такой замены во многом зависит от размеров и конструкции машины. Но даже современные конструкции салонных зеркал не устраняют слепых зон. Как ни крути, а часть обзора в задней полусфере всегда будет закрыта стойками кузова.
Настройка салонного зеркала
Обычно эксперты рекомендуют отрегулировать само кресло. Если это первая поездка на конкретном автомобиле, то, наверно, есть смысл подогнать сиденье. Для повседневной машины в этом нет особой нужды. Мало того, если усесться за руль, то можно обнаружить, что салонное зеркало заднего вида настроено как-то странно. То есть в него виден задний ряд сидений и больше ничего.
Так уж получается, что после первых 10–15 минут за рулём посадка водителя меняется, становится глубже — человек как бы проседает в кресле. Если эти первые 15 минут придётся двигаться в плотном потоке машин, то нужно будет приподнять зеркало, чтобы вид через заднее окно был по нижнему срезу отражения.
Потом на дороге регулировать зеркало будет некогда, но уже через пять минут изображение будет выравниваться, стремиться к центру отражающей поверхности.
Адаптация к условиям движения
И ещё одно — очень важно сразу сделать акцент: довернуть салонное зеркало влево или вправо так, чтобы чуть лучше видеть область вокруг слепой зоны с левого или с правого борта машины. Всё зависит от того, где придётся ехать в данный конкретный момент.
Если следующие 15–20 минут предполагается движение по загородной трассе или обычной однорядной дороге, то можно ничего не делать. А если планируется ехать в плотном потоке машин на нескольких полосах, то выверните зеркало так, чтобы лучше видеть слепые зоны справа. Именно с этой стороны чаще всего появляются велосипедисты, скутеристы и мотоциклисты, а также недобросовестные участники движения на повреждённых автомобилях.
Иногда при въезде с трассы на городские улицы некоторые водители инстинктивно подают тело вперёд, отрываясь от спинки и меняя своё положение. Это придаёт уверенности, но главное — улучшает обзор слепых зон, создаваемых передними стойками кузова.
Динамическая регулировка
Не забывайте, что салонное зеркало тоже нужно сразу же перерегулировать. Иногда при очень напряжённом движении будет полезным одновременно довернуть левое зеркало. В такие моменты понимаешь, насколько полезным бывает электропривод регулировок зеркал.
Левое зеркало
По функциональности и информативности левое зеркало заднего вида практически не уступает салонному. Мало того, некоторые водители утверждают, что вполне могли бы обойтись одним лишь левым зеркалом. И действительно, в небольшом городе, в посёлке или просто на загородной трассе вполне можно ехать с одним левым зеркалом.
В такой ситуации все угрозы приходят с левой стороны, и даже если размер слепой зоны увеличится, то это никак не повлияет на ситуацию.
Поэтому левое зеркало нужно регулировать как можно более тщательно. Обычно эксперты дают две рекомендации. Первая — нужно отдельно регулировать положение зеркала для случая движения по трассе и отдельно для маневрирования задним ходом.
Техника регулировки левого зеркала
В последнем случае зеркало выворачивают так, чтобы было видно заднее крыло и колесо — остальное не имеет значения.
Для движения в потоке машин левое зеркало предварительно выравнивают в горизонтальной плоскости. В отражении нужно видеть обе дверные ручки и часть крыла. Кузов машины в зеркале должен занимать примерно 1/3–1/4 изображения. Остальное — это проезжая часть.
Если нужно срочно уточнить ситуацию, то можно быстро наклонить голову и заглянуть «глубже» за слепую зону. Если не получается, то нужно ставить зеркала большего размера.
Что касается регулировок в вертикальной плоскости, то положение корпуса зеркала настраивают так, чтобы условная линия разделения асфальта и неба проходила на 2/5 от нижней кромки изображения.
Регулировка правого зеркала
Для правой стороны кузова рекомендации те же. Единственное, что некоторые водители сильно «поднимают» и «закручивают» зеркало. Линию горизонта опускают довольно низко, так что по нижнему срезу отражения остаётся видимым лишь краешек бампера.
Что касается горизонтальной плоскости, то зеркало сильно «заворачивают». Двери и заднее крыло занимают почти половину изображения, но это позволяет видеть транспорт, подбирающийся к вашей машине, на довольно большом удалении. В правое зеркало обычно заглядывают реже, так что раннее обнаружение даст небольшой запас времени для реагирования на обстановку.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв