В России набирает обороты тревожная тенденция, связанная с вовлечением несовершеннолетних в мошеннические схемы. Из корысти и по незнанию дети становятся пособниками киберпреступников в качестве дропперов, предоставляющих свои счета и банковские карты для перевода похищенных средств. О способах борьбы с этим злом – читайте в нашем материале.
«Оторопь берет»
Показательным примером может служить история, которую рассказал председатель Кавказского филиала Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России Юрий Кожевников. В марте 2025 года к нему обратился отец несовершеннолетнего, ставшего обвиняемым по двум эпизодам мошенничества на территории Кубани и Крыма. Подросток получил в мессенджере предложение подзаработать и согласился переводить поступающие суммы неустановленному лицу, а теперь он ждет суда с перспективой отправиться в воспитательную колонию. По словам его защитника, вербовщики действовали грамотно и попасться мог любой.
«Втягивание детей в преступные схемы по незаконному обороту денежных средств сегодня представляет серьезную угрозу, – говорит председатель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова. – Юные граждане не всегда осознают всю тяжесть последствий своих действий и становятся инструментом в руках опытных преступников. Это влечет за собой трагические последствия для таких молодых людей и влияет на всю их дальнейшую жизнь. Я убеждена, что объединение усилий представителей власти, правоохранительных структур, общественных институтов, экспертного сообщества позволит нам выработать эффективные меры борьбы с этим явлением».
«По данным Сбербанка, в прошлом году ущерб россиян от мошенников составил 295 миллиардов рублей, – отметил член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, московский правозащитник Александр Брод. – Это колоссальные средства, причем жертвами мошенников становятся не только рядовые граждане, но и чиновники, деятели культуры, науки. Иногда просто оторопь берет, какими инструментами воздействия обладают преступники. Ситуация требует комплексного подхода. Наработки, которые мы сформулируем, я готов передать коллегам в президентский совет, чтобы транслировать опыт Краснодарского края на федеральном уровне».
Кто жертва?
Участники круглого стола высказали конкретные предложения по решению проблемы дропперства, а также обсудили вопрос о справедливости наказания для подростков, вовлеченных в преступные схемы. По мнению Юрия Кожевникова, его подзащитный был уверен, что нашел вполне законную подработку и не осознавал противоправность своих действий. Поэтому юрист считает правильным не применять уголовное наказание за первое такое преступление для несовершеннолетних, заменив его административной ответственностью. Он исходит из того, что так молодой человек получит возможность исправиться и избежать клейма на всю жизнь. Но эти слова вызвали оживленную дискуссию.
«По моему мнению, которое основывается на статистике и личном опыте, несовершеннолетний не поймет, если за первое преступление его привлекать только к административной ответственности, – говорит следователь по особо важным делам первого контрольно-следственного отдела СУ СК России по Краснодарскому краю Виталий Иващенко. – Да, для 10% это может быть спасительным шансом, когда подросток одумается, но 90% через время снова совершат преступление. Тем более не очень уместно говорить об отсутствии умысла в тех случаях, когда человек обналичивает сотни тысяч рублей и передает их третьим лицам. Должен возникнуть вопрос, откуда эти деньги и почему нельзя их перевести законным путем».
Он также сформулировал меры, которые могут помочь решить проблему. Виталий Иващенко считает необходимым четко разграничить дропперов по их функциям и разрабатывать отдельные виды профилактики для каждой категории. Если подросток просто открывает карту и отдает кому-то, то это одно, если сам совершает финансовые операции – другое, а когда помогает жуликам непосредственно в ИТ-сфере – третье. Он видит необходимость привлечения к этой работе Центробанка. Например, предлагает при открытии счета предупреждать детей об ответственности, уведомлять в приложениях банков о рисках действий по просьбе третьих лиц, разработать систему контроля за подозрительными операциями с использованием нейросетей.
«За 6 месяцев дети совершили на территории региона 11 преступлений по статье «Мошенничество», – сообщила начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Краснодарскому краю Татьяна Абраменко. – Это на 12 меньше, чем в прошлом году, но данная категория составляет у нас 13% в общей структуре ИТ преступности. Тема очень актуальная. Мы готовы выделять сотрудников и помогать в профилактике. Необходимо обучать детей мерам безопасности при общении в соцсетях, дополнить программы образования и проводить в школах уроки финансовой грамотности, доводить информацию на собраниях и в родительских чатах».
Легкий заработок
Председатель комитета Совета молодых депутатов по вопросам законности, правопорядка и правой защиты граждан при Законодательном Собрании края Юлия Пшеничная, преподающая соответствующие дисциплины, представила портрет типичного несовершеннолетнего дроппера и факторы риска. Чаще всего такие преступления совершают подростки мужского пола, которые хотят получить деньги и воспитываются в неполных семьях. Она отметила, что эта проблема – результат совокупности факторов, таких как низкий уровень правовой и финансовой грамотности в семьях, культ богатства и легкого заработка в интернете, недостаток внимания к воспитанию детей.
«Сначала у нас возникла проблема закладок наркотиков, а теперь добавилось дропперство, – говорит Юлия Пшеничная. – Мы все движемся к высоким технологиям, но получаем такие же крупные проблемы. Наша главная задача – объяснить молодому поколению на доступном языке, что это за беда и какие могут быть последствия. Я солидарна с коллегами, которые предлагают для профилактики демонстрировать видеоролики. Нам не хватит представителей правоохранительных органов, которые могли бы ходить по школам и все рассказывать. А наглядная демонстрация того, какое наказание можно получить, отложится у многих детей. Картинка преступника, который находится в местах лишения свободы, наверняка будет возникать в их головах».
Важное замечание о причинах проблемы сделал уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак. По его словам, наша законодательная и правоприменительная «машина» работает медленно и не успевает подстраиваться под реалии сегодняшнего дня. К примеру, запрет на оформление банковских карт несовершеннолетними без согласия родителей начал действовать только с этого года. Также он отметил, что многое зависит от операторов сотовой связи, которые хорошо знают о проблеме, но решают не слишком активно. Сергей Мышак считает, что все дело в получаемой ими коммерческой наживе. Они зарабатывают большие деньги за переводы и этот вопрос не решить без государственно-административных мер регулирования.
Эксперты обратили внимание и на другую проблему. В правоохранительных органах не хватает специалистов по высоким технологиям для борьбы с мошенниками из-за уровня зарплат. С другой стороны, предлагающие законные вакансии для несовершеннолетних работодатели платят совсем мало и даже близко не могут конкурировать с преступниками. Одним словом, проблема серьезная, комплексная, и решение ее требует дальнейшей проработки и немалых усилий.