Наверно, про конфликт Москвы и БакЫ не писал только самый ленивый. Я не ленивый, но был на работе, некогда было писать. Если честно, то я особо и не понял суть конфликта, да и особо не вникал. Почитал "экспертов" - и в очередной убедился, что у нас очень много экспертов и анал-итеков, и каждый в свою дуду дует.
Особое обострение у экспертов и их почитателей вызвали заявленные Трампом "адские санкции, дата введения которых, что примечательно, выпадает на третье сентября. Произошло это на фоне конфликта с БакЫ, что вызвало у них эффект взорвавшейся боНбы. Что поделать, белки-истерички правят в этом мире.
Особенно забавляет, что все эти аналитики напирают на то, что Азербайджан стремится вытеснить Россию с рынка углеводородов. По крайней мере в Европе. И все ссылаются на речь Алиева, где тот заявляет, что Азербайджан будет увеличивать добычу до 2030 года. Вот пример рассуждений, незамутненных никакими расчетами, одного из подобных экспертов:
Честно говоря, я даже не понимаю, откуда берутся такие аналитики и эксперты. Как можно вообще называть человека экспертом, если тот даже не удосужился сделать простейшие расчеты, но с апломбом изрекает выводы космического масштаба? И потом эти выводы обсасывают тысячи комментаторов, которые точно также не в ладах ни с Гуглом, ни с калькулятором. Ну тогда я постараюсь выполнять простейшую аналитическую работу за них, боюсь только, что мои труды не принесут мне звание самого завалящего экспертишки и даже анал-итика. Впрочем я и не стремлюсь к этому.
Начнем сравнение с добычи
Посмотрите для интереса этот график, где указана добыча нефти в странах в миллионах тонн по годам с 1992 по 2024 год включительно, который я сделал прямо на коленке.
Может он не смотрится красиво, но очень нагляден. В девяностых нефть стоила копейки, поэтому добыча ее была либо стабильно низкой, как в Азербайджане, в России же было сильное сокращение. Кроме того, страны переживали глубочайший кризис, который сопровождался военными конфликтами на территории стран: Карабах в Азербайджане и нефтедобывающая Чечня в России. Не до жиру, быть бы живу.
В конце девяностых начинается рост добычи, это связано с мировой динамикой роста цен на нефть. Своими силами это не получилось бы сделать ни у нас, ни, тем более, в Азербайджане. Уже СССР сильно отстал в современных технологиях бурения, ремонта и добычи, а после его распада прошло уже почти десять лет, и отставание стало практически безнадежным. Пришлось приглашать иностранных специалистов. Нет, не узбеков-гастарбайтеров, а настоящих, представителей нефтесервисных компаний, таких как Weatherford, Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и прочих ведущих ТНК. А также создавать совместные предприятия по кабальному договору о СРП (соглашения о разделе продукции), но тогда другого варианта и не было.
Азербайджану пришлось еще более тяжко. Сухопутная часть страны была изучена вдоль и поперек, и ожидать там найти новые месторождения было из области фантастики. Зато шельф был очень богат, еще в начале восьмидесятых там были обнаружена группа глубоководных шельфовых месторождений: Азери, Чираг, Гюнешли с общими геологическими запасами под миллиард тонн.
Неких уникальных разработок у самостоятельной страны не было, особенно в области шельфовых разработок, потому что в СССР практически их не разрабатывали за исключением "Морских камней" все в той же АзССР.
Но развитие во всем мире пошло другим путем, острова не отсыпали за редким исключением, это долго и дорого, а добычу вели с морских платформ. Создать с нуля такое Азербайджан просто не мог. Спасением стал так называемый Гюлистанский контракт (Контракт века) с ведущими нефтяными международными компаниями, включая наш Лукойл (компания вышла из проекта в 2002 году), который был заключен в 1994 году.
Да, он был не так выгоден стране, как это было прописано в рекламных прожектах, по факту Азербайджану не досталось 80% общей прибыли, но тем не менее именно благодаря ему страна получила деньги (148,3 миллиарда долларов с 2001 по 2019 гг.), запустила экономику и победила в Карабахском конфликте. Именно благодаря разработке шельфовых месторождений удалось увеличить добычу до пикового значения 50,838 миллионов тонн в 2010 году, после чего началось падение добычи.
Сейчас Азербайджан добывает в пределах 30 миллионов тонн нефти в год и перспектив роста запасов нет. Правда уже имеющиеся запасы оцениваются в миллиард тонн, это очень хорошо для такой небольшой страны. Но они практически все относятся к трудноизвлекаемым, требуют дорогостоящих инвестиций и результат прироста будет невелик, при этом понадобятся годы, чтобы в более-менее серьезном объеме нарастить добычу. Геология - наука серьезная и чудес не бывает.
Что касается замены России на энергетическом рынке Европы Азербайджаном, то эти заявления вызывают смех
ЕС даже при нисходящем тренде потребляет свыше 500 миллионов тонн нефти ежегодно! Абсолютный рекорд по экспорту нефти был поставлен Азербайджаном в 2010 году, тогда отправили за рубеж 31,86 миллионов тонн сырой нефти. При этом ЕС в том же году потребил 612 миллионов тонн нефти!!! Россия и в том же году поставила на экспорт 250,4 миллиона тонн, из которых 80%, практически 200 миллионов тонн, пришлось на ЕС и другие европейские страны. То есть треть от всего объема потребляемой нефти.
Абсолютный же рекорд по экспорту был поставлен в 2019 году, тогда в Нидерланды было поставлено 46,2 млн. т., Германия - 18,9 млн. т., Италия - 14,6 млн. т., Польша - 13,3 млн т., Финляндия - 9,9 млн. т. и так далее. Общая доля при этом на рынке ЕС и Европы снизилась, но все равно была огромной.
Да что там говорить, даже в прошлом году, когда российская нефть находилась под огромным множеством ограничений и санкций, порядка 13 процентов от экспорта попали в Европу, а это, на минуточку, 31 миллион тонн. То есть гораздо больше, чем добывает Азербайджан, основными импортерами нефти из которого традиционно являлись именно европейские страны (порядка 73,5% процентов в 2024 году), особенно Италия. Как она сможет заменить десятки, если не сотни миллионов тонн из России - про это горе-эксперты внятно сказать не могут. Но при этом ничтоже сумняшеся делают анализ космического масштаба и такой же глупости.
При этом вероятность увеличить добычу нефти крайне мала. Пик добычи в Азербайджане был пройден дважды, первый раз в 1941 году - 23,482 миллионов тонн и в 2010 - 50,838 миллионов тонн.
При этом второй пик связан с экстенсификацией, а не интенсификацией, то есть не путем ввода новых технологий на разработанных площадях, а вводом новых, ранее не разрабатываемых очень крупных месторождений.
Подобных козырей в рукаве у Азербайджана уже нет, вероятность найти новый Чараг, Зафар-Машал или Сураханы околонулевая. Вот найти газ на больших глубинах еще возможность есть, а нефть - крайне маловероятно. Интенсифицировать добычу с помощью современных третичных и даже четвертичных методов увеличения нефтеотдачи можно, но это долго, дорого и такого резкого прироста не будет. Хорошо, если удастся снизить падение скорости добычи, но новые рекорды Азербайджану в нефтянке вряд-ли уже когда грозят.
Какие же можно сделать выводы?
Начнем с того, что как бы там не пыжился усатый азербайджанский батька, что бы не лепетали горе-эксперты, Азербайджан никогда не сможет заместить выпавшие объемы российской нефти, да и газа. Сравните пару цифр, в 2019 году Россия поставила в Европу далеко не рекордные 192,558 млрд м3 природного газа из 738 миллиардов и3 добытых. А в прошлом, 2024 году, азербайджанские газовики добыли рекордные 50,3 миллиарда кубических метров, и которых в разные страны мира было поставлено 25,5 миллиардов кубометров. Разница в цифрах на порядки. Да, возможно Азербайджан сможет увеличить добычу и поставки, но незначительно. Это будет один из многочисленных поставщиков газа и нефти в Европу, все, о чем мечтали в Третьем энергопакете европейцы, но есть нюанс: приходится платить гораздо больше, а цель была обратная - снизить цены на энергоносители, а не наоборот, поднять их.
Россия же, в обозримом будущем, на европейский рынок вряд ли вернется. Потому что никто не мог предположить, что европейские лидеры начнут пакостить России с какой-то невероятной мстительностью, нанося колоссальный ущерб собственной промышленности и экономике. Предыдущий опыт континентальной блокады и "свиной войны", похоже, напрочь был забыт европейскими правителями. А жаль.
Назвать эту ситуацию хорошей нельзя. Санкции и ограничение торговли, что бы не говорили, наносят серьезный вред нашей стране. Но при этом дают шанс овладеть новыми рынками и технологиями, в первую очередь по сжижению и транспортировке природного газа. Запереть наши углеводороды вряд-ли получится, слишком серьезные объемы на рынке, которые заместить некому, по крайней мере быстро. Альтернатива будет найдена, и когда все это закончится, то тогда станет ясно, кто больше пострадал от этого, а кто больше выиграл.
Еще на эту тему: