Нам рассказывали, что дождь в солнечной Феодосии большая редкость. Что с марта по сентябрь осадки могут выпасть всего пару раз за сезон, но в июне 2025 года, видимо, что-то пошло не так.
Главной целью посещения Феодосии была Картинная галерея И.К. Айвазовского, но до нее еще предстояло дойти. Автобус выкинул на остановке «Белая Акация», пройдя вперед, мимо феодосийского городского отдела полиции, перед носом встала круглая Музейная площадь. Главной доминантой, которой, на мой взгляд, является фонтан с бронзовой скульптурной композицией «Пара под зонтом» работа московского скульптора И.В. Макаровой, установленная здесь в 2017 году.
Скульптурная композиция представляет собой отлитые из бронзы фигуры двух влюбленных, соединившихся в момент объятий. Фигуры портретируемых водружены на небольшой постамент из каменной породы в форме полусферы, помещенный в центре многоугольного бассейна. Герои, укрывающиеся от внезапно начавшегося ливня под зонтиком, с которого стекают водные струйки, запечатлены в полный рост. Их взгляды, безучастные к природным невзгодам, устремлены друг на друга. Девушка застыла в легком летнем сарафане, подол которого развивается на ветру, а брюки молодого человека подвернуты, чтобы не намочить их в луже. Крайне романтично, скажу я вам. И место удачное: далее спуск к набережной через уютные дворики, кафе «Аркадия», «Афродита» и дальше шум моря, ласкающий слух.
«Влюбленные» на данном пятачке не единственные, кто достоин внимания. Тут же, на одной из стен музея Александра Грина, построенного в 1891 году можно лицезреть большое рельефное панно «Бригантина», изображающее устремленный вперед парусник. Панно было создано в 1981 году и призвано хранить память о романтичном морском мире писателя Александра Грина. Здесь Александр Грин проживал с 1924 по 1929 год. В этих комнатах создал множество рассказов и такие известные свои произведения, как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана».
А напротив панно, на углу дома по адресу Земская улица, 1 установлена гранитная стела о награждении Феодосии орденом Отечественной войны I степени - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1982 года. Весьма оригинально. Чтобы помнили.
Море приближалось, как и свинцовые облака. Набережную от остальной части города разделяла железная дорога.
Железной дороге в Феодосии уже свыше 100 лет, если быть точнее 133 года в 2025 году. А все началось с того, что в августе 1892 года была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги.
Стоит отметить, что руку к железной дороге приложил не кто иной, как знаменитый художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Он внес огромный вклад в развитие города. Айвазовский стал инициатором строительства железной дороги, а также одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги. Благодаря прокладке железной дороги возрос оборот Феодосийского порта, мощный импульс развития получила экономика города.
Перешагнув пути, мы оказались на набережной, на которой, к нашему сожалению, велись работы по благоустройству. Разглядеть красоты Набережной Десантников не удалось в полной мере. Тучи над нами стали бронзоветь еще больше. Кое-как погуляли по аллее сувениров, дойдя до парка аттракционов «Сказка», открывшегося здесь в 2020 году на месте старого развлекательного комплекса на набережной Десантников между железнодорожным вокзалом и причалом № 15. Нас туда тянуло исключительно ради Колеса обозрения, поднимающего пассажиров на высоту 28 метров.
Пока гром не грянул, ливень не пошел, успели помочить ноги на галечном пляже и разглядеть порт.
Феодосийский морской торговый порт громадный. Крупнейшее предприятие Феодосии, расположено в западной части незамерзающего Феодосийского залива. Решение о строительстве порта Феодосии было принято в 1885 году и не мало важную роль в его создании сыграл все тот же уроженец этих мест- Айвазовский. Строительство порта велось в 1891—1895 годах. На строительство порта было выделено 4 200 000 рублей. Поначалу оно велось хозяйственным путем, но потом работы были сданы подрядчику — инженеру Шевцову. Он приступил к выполнению заказа с конца 1891 года, а после смерти Шевцова в июле 1892 года работы продолжил строитель Ялтинского и Севастопольского портов известный инженер-строитель генерал Александр Львович Бертье-Делагард.
Дождь-таки грянул. И в это самое время мы успели юркнуть в Картинную галерею Айвазовского.
Знаменитейший художник-маринист Иван Константинович Айвазовский, уроженец Феодосии. Сделал много для своего родного города, поэтому память о нем чуть ли не на каждом шагу. Глыба. Одно из самых посещаемых мест с недавних пор в Феодосии – это Картинная галерея имени И.К. Айвазовского, расположенная в центре города, почти прямо у берегов моря.
Настоящее имя гения— Ованес Айвазян (Гайвазовский), он родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 г оду в семье армянских переселенцев, затем окончил Симферопольскую гимназию. Живописью занимался с детства и в 1833 году, в 16 лет, поступил на обучение в пейзажный класс в Императорскую Петербургскую академию художеств, которая теперь носит его имя. В 1839 году заканчивает академию с большой золотой медалью и дальше отправляется путешествовать по Европе: Венеция, Швейцария, Германия, Франция, Англия значились в его списке.
В 1844 году Российская Академия художеств присвоила ему звание академика и одновременно был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника. А в 1947 году он и вовсе стал профессором академии художеств.
С 1846 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, преподавал в созданной им художественной мастерской, а в 1880 году основал картинную галерею, а еще через год стал почетным гражданином Феодосии.
Айвазовский знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Малороссии, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Санкт-Петербург. Писал картины на библейские и исторические темы.
Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своём родном городе Феодосия в возрасте 82 лет.
Теперь о галерее, собственно. Феодосийская картинная галерея им. И. Айвазовского – один из старейших музеев Юга России и первая на ее территории публичная картинная галерея. После смерти художника картинная галерея, согласно его завещанию, перешла во владение города. В 1921 году галерея была национализирована, в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны. Долгое время была на масштабной реконструкции и только 14 марта 2024 года открылась после реставрации.
Галерея находится в 2-х зданиях – уникальных памятниках архитектуры ХIХ века – в доме И.К. Айвазовского и особняке его сестры. Наиболее значительное из них — дом И.К. Айвазовского, построенный по проекту и под руководством художника. Встречает у галереи памятник Айвазовскому, который открыли в 1930 году на средства горожан. Автором памятника является близкий друг художника-мариниста — И. Гинзбург. Скульптор изобразил Айвазовского сидящим на пьедестале, а в руках главные инструменты — кисть и палитра. Чуть ниже надпись: «Феодосия — Айвазовскому». Судя по начищенному ботинку художника, эта часть монумента пользуется наибольшей популярностью. Возможно, она как-то исполняет желание, раз трут именно его. Теперь точно путь только в галерею.
Вначале тебя встречается автопортрет Ивана Константиновича Айвазовского с его знаменитыми бакенбардами – характерная черта внешности, «визитная карточка» художника. Тут же портреты его семьи. Картины поражают сразу же.
Первой такой пораженной картиной стала одна из последних его работ – «Константинополь. Закат.» На полотне изображён город Константинополь на берегу залива. Поверхность воды подёрнута лёгкой рябью. По водной глади скользят рыбацкие лодки и парусники. Большую часть картины занимает изображение ночного неба, которое кажется бордово-розовым от пронзительно-яркого света полной оранжевой луны. На крутом берегу видны разнообразные городские дома, на переднем плане автор изобразил большую мечеть, построенную незадолго до этого. На воду опускается лёгкий ночной туман, из-за чего и дома, и лодки, и само море кажутся слегка размытыми.
Тут также представлена мебель художника, включая английские консольные кабинетные часы и уникальное венецианское зеркало, принадлежащее Айвазовскому, а также другие личные мемориальные вещи И.К. Айвазовского: ружьё, трость, стяг, шкатулка художника.
Полотно «Неаполитанский залив в лунную ночь», написанную в 1842 году, ранее мне доводилось видеть. Интересная работа, как раз в тот период, когда Айвазовский путешествовал по Европе. На картине автор изобразил слегка посеребрённые сверкающим лунным светом плывущие по небу лёгкие облака. Вдали в дымке тумана виден силуэт Везувия, а за ним — морской горизонт. По спокойной глади залива скользят парусные судёнышки. На палубе одного из них виден яркий огонёк, который отражается в зеркальной глади моря. В центре полотна автор выписал полную серебристую луну и широкую лунную дорожку, бегущую по воде.
Картина «Буря на океане» 1964 года вызывает волнение, не только из-за холодных, серебристо-серых, синих тонов, а еще потому что у картины нет надежды. Художник мастерски передаёт ощущение сильной бури, изображая разбушевавшиеся волны, стремительно плывущие по небу облака и, в центре композиции, корабль под парусами и где-то в правой углу человек, ухватившийся за почти ушедшей в воду мачте, а где-то мало заметно кружат белоснежные чайки.
А вот картина «Волга у Жигулёвских гор» 1887 года вызывает спокойствие и тепло так, как и задумывал художник. На картине изображена спокойная и атмосферная сцена на Волге. Доминирующая черта — одинокий парусник, грациозно движущийся по спокойным водам реки. Небо с тонкой игрой цветов предполагает либо рассвет, либо сумерки, что добавляет сцене ощущение спокойствия и вечности.
Надо сказать, что в галерее картины представлены не в хронологическом порядке. Вот, например, картина «Прибой у крымских берегов» относится к позднему творчеству Айвазовского, написана в 1892 году. И здесь опять тревожно. Изображён хмурый осенний (или зимний) день. Над бушующим морем низко нависли тучи, оливково-серые волны набегают на плоский песчаный берег. Порывы ветра накреняют стоящие на рейде корабли со спущенными парусами. Вдали на рейде отстаиваются на якорях две шхуны. Чайки, встревоженные прибоем, носятся над волнами.
К слову, Айвазовский практически не писал море с натуры, так как оно слишком подвижно и изменчиво. Художник создавал полотна по памяти и добавлял в них немного импровизации.
Как человек, обласканный государством, Айвазовский не мог не запечатлеть исторические события своего города. Полотно «Приезд Екатерины II в Феодосию» написано в 1883 году. На ней изображён исторический эпизод, когда императрица Екатерина II во время своей поездки в Крым посетила Феодосию. Айвазовский написал картину к 100-летию присоединения Крымского полуострова к России.
А вот историческая картина «Чесменский бой», созданная в 1848 году – страшная. Не в смысле творчества, дело в сюжете. Полотно посвящено победе военного флота Российской империи в Чесменском бою 24–26 июня (5–7 июля) 1770 года. Сюжет картины описывает вторую фазу морского сражения между русскими и турецкими флотами — прорыв русских кораблей в Чесменскую бухту в ночь на 26 июня (7 июля) 1770 года и уничтожение стоявшего в ней на якоре турецкого флота. В глубине бухты видны тонущие горящие корабли, разлетающиеся от взрыва обломки мачт. Поднимающееся пламя с ало-сизым дымом смешивается с облаками, а свет луны озаряет адское смешение огня и воды. На переднем плане тёмным силуэтом высится флагман русского флота «Трёх Иерархов», к которому подходит шлюпка с экипажем брандера Д. С. Ильина. Слева на переднем плане в воде видны турецкие моряки, которые цепляются за обломки кораблей, чтобы не утонуть. На дальнем плане виден освещённый заревом пожара город. Композиция выстроена на резком контрасте между языками пламени, бледным светом Луны, затянувшими небо клубами дыма и огня — всё это создаёт впечатление напряжённости и драматизма происходящих событий.
А от полотна «Ледяные горы в Антарктиде», написанного в 1870 году так и веет холодом. На картине изображено открытие Антарктиды экспедицией Ф. Беллинсгаузена в 1820 году. В работе художнику помогли воспоминания адмирала М. Лазарева, участника экспедиции, с которым Айвазовский был дружен в молодости. На полотне — картина антарктического лета, полярная ночь. Корабль спокойно стоит в прибрежной бухте только что открытого материка. Однако в самом пейзаже нет ничего неподвижного: бегут по небу лёгкие цветные облака, плещется прозрачная вода, и возле линии горизонта медленно дрейфует айсберг. Передающая эффект сверкания огромных глыб льда, сообщает картине радостное и торжественное звучание. Четко виден контраст величественных ледников и маленького корабля, этим художник подчеркнул превосходство природы над человеком.
А дальше перед моим взором открылcя большой просторный зал, который Гений использовал как мастерскую, максимально естественного света. Множество интересных работ, но остановиться хочется только на двух. К сожалению, самая большая картина Айвазовского «Волна», размером размер — 304 × 505 см, хранится в Русском Музее, как и одна из самых знаменитых его работ – «Девятый Вал», но в Феодосийской картинной галерее было чем удивить. Самая большая картина галереи - «Среди волн» написанная в 1898 году. Размер полотна — 285 × 429 см. Работа написана маслом на холсте.
Сюжетно картина является продолжением произведения «Чёрное море (На Чёрном море начинает разыгрываться буря)». На полотне «Среди волн» изображена буря, которая успела разыграться вовсю. Волны кипят и пенятся в мощном водовороте. Чёрные грозовые тучи нависли над морем. Их разрывает ураганный ветер, и солнечный луч падает на волны, озаряя изображение сиянием.
А вторая картина, находится в отдельном маленьком зале, за роялем. Полотно «От штиля к урагану» называется, и оно самое большое живописное (или длинное) полотно Айвазовского. Размер полотна — 212×708 см. Написано тоже в позднем возрасте в 1892 году.
Идея картины в том, что зритель может проследить все этапы превращения погоды из штиля в ураган. Три состояния моря, изображённые на полотне, — полный штиль, приближающаяся буря и шторм — по замыслу живописца символизируют периоды жизни человека.
Картина делится на три части: в первой части при полном штиле, при ясном небе, показаны юные путешественники, отправляющиеся в первое плавание — это молодость человека; в центре изображён тот же корабль, попавший в страшный шторм. Этот момент символизирует борьбу человека за жизнь, за высокие идеалы; справа — люди на обломках корабля, продолжающие борьбу с разъярённым морем, ту же борьбу за жизнь, что начали они в молодости.
Завораживает картина, сказать нечего.
Последним посещенным залом стал – мемориальный. Тут обнаружил рабочие инструменты Айвазовского, его гипсовую посмертную маску и его последнюю незаконченную работу, над которой он работал в последний день жизни 2 мая 1900 года. Называется «Взрыв корабля». Размер картины — 69 × 99 см, она написана маслом на холсте.
Сюжетом стало историческое событие, произошедшее реально и относящееся к борьбе, которые вели греческие повстанцы с турками. Грек Константин Канарис, воюющий за права и свободу своего народа, возле острова Хиос взорвал адмиральский корабль, который принадлежал туркам.
Символическое окончание экскурсии. Конечно, фотографии не могу передать той красоты, но может это Вас сподвигнет приехать и самим полюбоваться и получить кучу положительных эмоций.
Насытившись живописью, мы отправились обедать, а затем, укрываясь от ливня, мелкими перебежками на автобус.
На этом, пожалуй, буду заканчивать
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, благодарите донатом, если Вам понравилось.
А я продолжу Вас радовать новыми очерками. До встречи!