Найти в Дзене
РАСФОКУС

«Прости, детка»: комикесса дебютировала с тонким фильмом о травме

Ева Виктор приходит в кино не шумно — но её «Прости, детка» оказывается тем редким случаем, когда всё на своём месте. Это фильм не про травму, а про жизнь, которая продолжается, пока ты думаешь, что всё кончено. Когда на кинофестивале среди десятков премьер внезапно появляется фильм, в котором чувствуется не просто талант, а внутреннее знание материала — это всегда больше, чем просто хорошее кино. Это — открытие. На последнем «Сандэнсе» таким открытием стала Ева Виктор, комикесса, автор видео для Comedy Central и The New Yorker, которая дебютировала как режиссер, сценарист и исполнительница главной роли в фильме «Прости, детка» (Sorry/Not Sorry). Фильм получил приз за лучший сценарий и моментально оказался в списках фаворитов критиков. Но дело не в наградах. Это кино, которое говорит о тяжелом — о травме — но делает это не как драма, не как исповедь, а как разговор с близким, который начинается с фразы: «Ты только не пугайся, ладно?» Главная героиня — Агнес, выпускница филфака, теперь

Ева Виктор приходит в кино не шумно — но её «Прости, детка» оказывается тем редким случаем, когда всё на своём месте. Это фильм не про травму, а про жизнь, которая продолжается, пока ты думаешь, что всё кончено.

Когда на кинофестивале среди десятков премьер внезапно появляется фильм, в котором чувствуется не просто талант, а внутреннее знание материала — это всегда больше, чем просто хорошее кино. Это — открытие. На последнем «Сандэнсе» таким открытием стала Ева Виктор, комикесса, автор видео для Comedy Central и The New Yorker, которая дебютировала как режиссер, сценарист и исполнительница главной роли в фильме «Прости, детка» (Sorry/Not Sorry).

Фильм получил приз за лучший сценарий и моментально оказался в списках фаворитов критиков. Но дело не в наградах. Это кино, которое говорит о тяжелом — о травме — но делает это не как драма, не как исповедь, а как разговор с близким, который начинается с фразы: «Ты только не пугайся, ладно?»

Ева Виктор в роли Агнес на кадре из фильма «Прости, детка»
Ева Виктор в роли Агнес на кадре из фильма «Прости, детка»

Главная героиня — Агнес, выпускница филфака, теперь преподает в том же университете. Она живет в доме на окраине Бостона — том самом, где когда-то делила крышу с подругой Ливи (Наоми Аки). Теперь Ливи переехала в Нью-Йорк, а Агнес осталась. Осталась не только в городе, но и — как становится ясно — в жутких воспоминаниях. Ее «плохая вещь» случилась в доме профессора, куда она зашла поговорить об эссе. С тех пор профессор уволился, а Агнес — застыла в привычном быту.

Но «Прости, детка» — это не кино о том, что именно случилось. Оно — о том, что было после. Ева Виктор сознательно избегает определений вроде «жертва» и «абьюз». Она наблюдает, как человек, не не убитый, но раненный, учится жить заново. И делает это с точностью, сдержанностью и тонким юмором.

Героиня не ходит на терапию, не рыдает в ванной, в общем — обходит клише стороной. Она ест сэндвич с первым встречным, спорит со студентами о «Лолите» и ласково разговаривает с котенком по имени Ольга (да, потому что она литературовед). Ее путь к нормальности — в мелочах, в паузах, в тишине. Там, где другие бы кричали, Виктор шепчет.

Кадр из фильма «Прости, детка»
Кадр из фильма «Прости, детка»

Сцена, где студент отказывается обсуждать роман Набокова, потому что «там мерзость», становится метафорой самого фильма. Агнес не оправдывает текст — она предлагает взглянуть на его форму. Сам фильм делает то же самое. Он не нормализует травму, но показывает, что можно говорить о ней неочевидным тоном — и это не делает её менее реальной. Напротив, делает еще более искренней.

Несмотря на комедийный бэкграунд, Виктор не шутит там, где не нужно. Но там, где можно — делает это метко и мягко. Без цинизма, без маски, но и без пафоса.

«Прости, детка» — это фильм, который будто бы держит тебя за руку. Не тащит, не толкает, а просто идет рядом. Это кино не про то, как забыть боль, а про то, как снова начать жить — и сделать это по-своему.

Автор: Добрыня Лаферьев