Найти в Дзене

«Тело не врёт»: как отличить настоящий коучинг от пустышки и почему предприниматели теряют контакт с собой

Предприниматели часто привыкают "тащить" на себе всё как древнегреческие титаны, подпирающие небосвод, — бизнес, семью, решения, и из-за этого теряют контакт с собой. Иногда вообще даже не знают, чего на самом деле хотят. В мире, где каждый второй называет себя коучем, а обещания «новой жизни за 21 день» сыплются из каждого утюга, найти по-настоящему профессионального специалиста становится квестом. Алиса Бытева — одна из немногих, кто объединил в своей практике три мощные оптики: юриспруденцию, психологию и коучинг. Дипломированный бизнес-психолог, коуч ICF и юрист с 20-летним опытом работы на руководящих должностях знает, как работает система, понимает глубинные мотивы людей и помогает им двигаться вперёд. В нашем интервью она рассказала, почему предприниматели «тащат на себе всё как древнегреческие титаны», как тело сигналит о проблемах в психике и куда движется коучинг как профессия. — Алиса, у вас уникальная комбинация: юрист, психолог, коуч. Как эти три направления дополняют друг
Предприниматели часто привыкают "тащить" на себе всё как древнегреческие титаны, подпирающие небосвод, — бизнес, семью, решения, и из-за этого теряют контакт с собой. Иногда вообще даже не знают, чего на самом деле хотят.

В мире, где каждый второй называет себя коучем, а обещания «новой жизни за 21 день» сыплются из каждого утюга, найти по-настоящему профессионального специалиста становится квестом. Алиса Бытева — одна из немногих, кто объединил в своей практике три мощные оптики: юриспруденцию, психологию и коучинг. Дипломированный бизнес-психолог, коуч ICF и юрист с 20-летним опытом работы на руководящих должностях знает, как работает система, понимает глубинные мотивы людей и помогает им двигаться вперёд. В нашем интервью она рассказала, почему предприниматели «тащат на себе всё как древнегреческие титаны», как тело сигналит о проблемах в психике и куда движется коучинг как профессия.

— Алиса, у вас уникальная комбинация: юрист, психолог, коуч. Как эти три направления дополняют друг друга в вашей работе?

— Это действительно три разные оптики, но вместе они дают объемное восприятие человека и его контекста, что, конечно, очень помогает в работе.

Юриспруденция научила меня мыслить системно и при этом гибко, видеть структуру и подводные камни в любом проекте. Психология — понимать мотивацию, глубинные паттерны поведения, замечать бессознательные проявления людей. А коучинг дал возможность смотреть вперёд: не только анализировать, но и поддерживать движение человека к развитию своего "я" в том направлении, в котором для него ценно развиваться с учётом всех значимых обстоятельств его жизни.

В бизнес-среде это сочетание даёт замечательный синергетический эффект: получается разбираться в системах, не теряя из виду личность, и помогать клиентам находить неочевидные, порой, даже очень креативные, решения за счёт того, что во время сессии клиент с моей помощью постоянно строит своего рода «мосты» между прошлым успешным опытом или уроками, извлеченными из ошибок, и его текущими задачами с учётом перспективной цели.

— Вы подчеркиваете разницу между "настоящим коучингом" и "пустышкой от инфобиза". В чем принципиальная разница?

— Настоящий коучинг — это не про советы и не про вдохновляющие сторис. Это процесс, основанный на научно обоснованных подходах, контракте, этике и глубокой работе с мышлением. Профессиональным коучем не может называться человек, не прошедший специальное обучение и не принявший на себя обязательства строго следовать Этическому кодексу того профессионального сообщества коучей, в котором он состоит.

А «пустышка» — это, чаще всего, манипуляция на боли, упрощение сложных тем и продажа иллюзии быстрых результатов.

Ключевое различие — в ответственности. Профессиональный коуч не стремится «привязать» к себе клиента, сделать его зависимым от своих советов, он строит партнёрские отношения, где коуч отвечает за процесс коучинга, а клиент — за результат. Профессиональный коуч не обещает «новую жизнь за 21 день», а помогает человеку самому выстроить свой путь из тех талантов, навыков, знаний, опыта, способностей, что у него уже есть.

— Что самое сложное в работе с предпринимателями и руководителями?

— Сложное и интересное — это одно и то же: уровень нагрузки и скорость мышления этих людей.

Предприниматели часто привыкают «тащить» на себе всё как древнегреческие титаны, подпирающие небосвод, — бизнес, семью, решения, и из-за этого теряют контакт с собой. Иногда вообще даже не знают, чего на самом деле хотят. Они приходят не за советом, а за ясностью. За внутренней опорой, которой не дают ни должность, ни статус.

И ещё сложность в том, что за своего рода внешней «бронёй» предпринимателей и руководителей живой человек, который, как и все люди в чём-то уязвим и хрупок. И поскольку и коуч, и психолог должен исходить из целостности личности клиента, то есть воспринимать клиента, скажем так, во всех его ипостасях и со всем имеющимся внутренним содержимым, крайне важно быть одновременно предельно точным и глубоко человечным.

— Вы активно пишете о связи психики и физического здоровья. Какие паттерны вы наблюдаете у своих клиентов?

— Очень часто я вижу так называемое «интеллектуальное упрямство» тела. Это когда человек головой понимает, что «надо замедлиться», «нужно отдыхать», а телу уже сложно просто взять и, что называется, по команде выключить режим хронического напряжения.

Я вижу, как подавленные эмоции и желания дают о себе знать через бессонницу, кожные реакции, гастрит, снижение либидо. Иногда — через апатию, которая маскируется под «лень».

Тело (в отличие от сознания) не врёт и сигналит: «Что-то идёт не так». И чем раньше человек начинает слушать и, главное, слышать своё тело — тем меньше шансов, что воздействие многочисленных стрессовых факторов приведёт к серьёзным нарушениям соматического здоровья.

Если тело подаёт сигнал, что что-то идёт не так, — это серьёзный повод проанализировать, какая ситуация этому предшествовала, какую эмоцию тогда человек испытал, что подумал, что сделал: разрушает ведь в конечном счёте обычно не само стрессовое событие, а деструктивные, навязчивые мысли самого человека по этому поводу (в когнитивно-поведенческой терапии их называют руминациями).

— Что для вас означает "интеллектуальная глубина" в работе коуча?

— Для меня это умение видеть шире, чем сформулированная клиентом проблема.

Это способность соединять нейронауку, культуру, психологию, философию — и при этом изъясняться простыми словами и приводить доступные для понимания каждым человеком примеры. И ещё это про отсутствие страха, когда клиент молчит в ответ на вопрос, потому что так работает процесс внутренней трансформации, и важно дать этому место в сессии.

В общем, интеллектуальная глубина — это не «навороченность», а про точность и простоту фоомулировок. Магия коучинга в этом и состоит: профессиональный коуч может задать один вопрос — и человек начинает думать по-другому, смотреть на свою задачу с принципиально иной точки зрения, и вот там находить решение.

— Какие этические принципы для вас неприкосновенны в работе с клиентами?

— Три принципа: конфиденциальность, уважение к автономии и отказ от директивности.

Я категорически против внедрения в жизнь клиента под видом «я знаю, как тебе лучше». Коучинг и психология — не про власть. Они про осознанность и выбор.

— Куда движется коучинг как профессия? Какие тренды вы наблюдаете?

— Коучинг в России, наконец, уходит от мотивационного хайпа и идёт в сторону научной валидности, нейрооснованных моделей и осознанного лидерства.

Сейчас востребован не тот, кто «заряжает энергией», а тот, кто умеет быть рядом, когда у клиента шторм. Всё больше интереса к интеграции с психотерапией, исследованиям мозга, долгосрочным эффектам.

Я также вижу тренд на когнитивную устойчивость и адаптацию к неопределённости — особенно в работе с бизнесом и возрастной аудиторией. Коуч становится не просто партнёром в достижении целей, а союзником в жизненной навигации.

И, конечно, важное событие для всего сообщества коучей в России — это включение с 1 января 2026 года профессии коуч в Общероссийской классификатор профессий (ОК 016-2025). Это воистину системный поворотный момент: коучинг становится признанным видом профессиональной деятельности, с доступом к госреестрам, тендерам, официальному трудоустройству и росту внутри институциональной структуры.

Алиса Бытева — дипломированный бизнес-психолог, дипломированный коуч ICF, дипломированный юрист с 20-летним опытом работы на руководящих должностях в бизнесе и госсекторе, автор и ведущая подкаста по саморазвитию "Васаби MindShift".

У вас есть вопросы к Алисе Бытевой о коучинге, психологии или работе с предпринимателями? Задавайте их в комментариях — эксперт готова поделиться своими знаниями и опытом!