Наш драккар «Скальд» уже пробовал воды Ладожского озера, в 2021 году именно на нём состоялся его первый выход на большую воду. После были Онежское озеро, Волга и Белое море. Учитывая политическую ситуацию в мире и экономическую ситуацию у нашей команды в кармане, выбор мест где мы могли бы поднять наш парус сильно сузился.
Все предыдущие походы были продолжающейся подготовкой к походу до Стамбула по Чёрному морю. Который, по понятным причинам, откладывается. Что не мешает нам продолжать готовиться и вносить на корабле разные модификации с учётом эксплуатации.
Предстоящий поход планировался таким.
Мы стартуем из города Лодейное Поле, что на Свири. Идём по Свири до Ладоги, ждём попутного ветра чтобы уйти на запад до острова Сухо. Затем ждём попутного южного ветра и идём вдоль восточного берега озера, посещая разные достопримечательности. В случае опасности прячась в бухтах и устьях рек.
Заходим на остров Мантинсаари, осматриваем там финскую батарею и выждав погоды идём на Валаам. Где проводим пару дней в изучении красот и духовной пищи старинного гнезда Православия.
С Валаама уходим на Сортавалу, к нашим друзьям в парк Бастион и оттуда шхерами пробираемся на запад, в сторону Приозерска, где грузим корабль в обратный путь. На все эти приключения было отведено две недели с 28 июня по 13 июля.
Команда похода примерно пополам состояла из проверенных ветеранов и новичков. Впрочем, совсем случайных людей не предполагалось, новички все либо уже приезжали с нами строить и чинить лодки, либо были с рекомендациями проверенных знающих людей. Проблемой стало то, что вместо 21 человека, на маршрут нас вышло 19, то есть, 18 гребцов и рулевой. Это на одну пару гребцов меньше, чем нормальное количество. Полный экипаж, напоминаю, это 24 гребца и рулевой. Но, уж что есть, то есть. Двое в последний момент не смогли из-за работы и проблем со здоровьем.
За навигацию на борту отвечал Лорик Ти-5, кроме того, у нас была радиостанция речного диапазона, все необходимые средства спасения и сигнализации. Спасательные круги, конец Александрова и всё такое.
В предыдущих походах нами было отработано практически всё, кроме разве что только приготовления еды во время движения на вёслах и парусе. Поэтому, масштабных задач по подготовке судна перед нами не стояло. Тем не менее, нужно было пройти маршрут без потерь и довести корабль до точки погрузки.
28 июня.
Вместе с тралом прибываю на точку выгрузки. Собственно, точка пригодная для спуска нашей лодки в городе ровно одна, возле причала, куда приходят круизные лайнеры. Там же рядом недостроенная церковь. Погода стояла штилевая, +20, ясно и солнечно.
С 10:00 начала прибывать члены команды и мы приступили к разгрузке, которая прошла без эксцессов. К 15:00 лодка была на воде, вся команда в сборе и в 15:10 мы отошли от гостеприимного берега города Лодейное Поле. Сам город оставил о себе исключительно положительные впечатления, красивый, ухоженный, набережная, памятники — всё как положено.
Шли на вёслах, команда начала сгребаться. Не всё сразу шло гладко, но наличие опытных загребных и части опытной команды решало. В 21:00 было решено вставать на ночёвку.
Док осматривал первые мозоли, пока только на руках. Первая постановка тента на всю лодку, первая в походе готовка в лодке. Люди постепенно обживают родные шпации. Всего прошли 36км.
29 июня.
Утро встретило нас хорошим таким дождём, который шёл до 11:00. Реку накрыл туман, что ввиду активного судоходства представляло проблему. Однако, поднялся встречный ветер, который разогнал туман, что плюс, но и начал нас слегка тормозить — что минус. Средняя скорость упала с 7км/ч до 5км/ч. К 16:40 мы дошли до створного знака на Лисьем острове.
Узнать когда он был поставлен не получилось, но судя по следам пуль и осколков, это было ещё до ВОВ.
Изучение прогноза погоды показало, что надежда на посещение острова Сухо тает на глазах. Ветер на завтра обещали строго встречный, сильный и шторм на озере на несколько дней. Принимаю решение выходить и идти в ночь через Свирскую Губу используя ночной штиль. В 19:30 выходим, идёт дождь. Команда гребёт под дождём, но хотя бы греется греблей. Мне приходит в голову идея натянуть тент над местом рулевого, используя трос от навеса над кораблём. Обычно мы его снимаем, а тут он остался и очень пригодился. Как и запасной парус от «Сварога», подвесив на который грузики, получилось сделать навес.
Где-то посередине губы встретили охрану Свирского заповедника, которая потребовала покинуть территорию, что мы немедленно и исполнили. До берега дошли полностью мокрые и встали на якорь в 01:30. Всего за день было пройдено 26 +23 км, из которых последние по открытой воде, против ветра, со скоростью 3,5км/ч. Встали мы уже в Олонецком Заказнике, но на берегу костров не разводили и цаплям с чайками старались не мешать.
30 июня.
Сидим на месте, сушимся. Погода переменной облачности, +16. Прогноз не обещает улучшений, ветер по прежнему строго с севера. Нас прикрывает от него берегом и мысом, в устье реки Ламбан зайти не удалось, т. к. по факту это буквально ручей.
Но идти вперёд надо и мы стартуем вечером в 19:30, против ветра и волн. Скорость 2-3км/ч, волны качают до метра.
Обходя мыс Габанов и остров Содомский, становится ясно, что команда не вывозит. Темп снижается до критических значений, где лодка уже не слушается руля и нас медленно сносит к каменному мысу. Внимательное изучение берега показывает какую-то избушку и принимаю решение разворачиваться, идти к ней. Там где-то должна быть возможность причалить.
Причаливаем в 23:00. Что значит причаливаем? Нет, это нельзя было назвать причаливанием. Вся небольшая бухта за безымянным мысом покрыта голышами, волна бьёт корабль по ним килем. Выпрыгнувшие отдавать носовой Леший и Шило два раза заносят якорь в разные места, пока удаётся найти позицию где нас не колошматит об камни. Команда смотрит по бортам, ищет крупные камни под бортом, которые могут его пробить или протереть. Вроде бы нет и выставив вахту, которая будет смотреть чтобы нас не снесло на камни, ложимся спать. Точнее, сначала делаем чай, затем ложимся спать.
01-02 июля.
Продолжаем стоять в этой бухте за Содомским островом, два дня тренируем команду. Парни вяжут узлы на скорость, ставят и убирают навес. Корабль слегка бьёт о камни, но никак их серьёзных повреждений нет, лодка не течёт. Позже осмотр покажет, что бортом мы нигде не касались, все отметины только на киле.
Группой товарищей ходили на Габановский маяк. По дорогам вышло 8,5км, а вдоль озера обратно — 5,5км. Нашли следы медведя, маячник подтвердил, что да, медведи есть. Несмотря на статус заказника, территория используется рыбаками весьма активно. Как сказал маячник — Рыбаки есть рыбаки и... рыбаки! Чтобы это не значило:)
С маяка удалось поймать интернет и новый прогноз погоды, который давал надежду на то, что получится дойти до шхер на севере. Завтра должен быть попутный ветер.
03 июля.
Вообще, старт этого дня начался в 20:25 02 июля, когда мы развернули нос к сторону открытой воды и снялись с якорей. Прогноз обещал, что северный ветер будет всю ночь слабеть с 6м/с до штиля ближе к обеду 03 июля и далее повернёт на южный 6-7м\с, который к ночи сменится штормовым западным до 20м\с. Стараясь как можно лучше выставиться под ожидаемый южный ветер, шли на вёслах 43км, на северо-запад и север, всё сильнее уходя от берега.
На переходе делали перерывы. Сначала групповые каждый час по 15 минут отдыха в дрейфе. Когда стало ясно, что нас сносит к берегу, начали делать отдых о полчаса на пару гребцов. Скорость незначительно снизилась, зато выносливость экипажа выросла. Завтрак готовился на лодке и поедался на рассвете, на открытой бесконечной глади Ладоги с особым чувством.
Ветер падал быстрее прогноза, шлось хорошо. В обед по расписанию задул попутный ветер, мы поставили парус и помчали в сторону острова Мантсинсари. Идею сразу издти на Валаам пришлось отбросить, т. к. По скорости хода мы не успевали до него дойти прежде чем ветер сменится на встречный. К тому же, чем дальше шли, тем сильнее раздувало. На финальном отрезке шли 9км/ч.
Зайдя в пролив между Мантсинсари и Лункулансаари стало совершенно ясно, что встать на первом мы не сможем. Его бухты Курьенлахти и Корпилахти были слишком большие и открытые, туда залетали крупные волны с открытой Ладоги. Раскачало к вечеру нормально, попутная метровая волна придавала происходящему живости и становится к ней бортом не было никакого желания.
Выбор стоянки пал на полуостров Куратсаари острова Лункулансаари, который от ветра с запада прикрывался островами Лиесикке, Хотусари и Ситтури. Берег из мелкого камня обрамлялся косами поросшими камышом, который тоже тормозил волну. Пройдя за день 95км, 43 на веслах и 50 на парусе, в 22:40 мы бросили якоря и встали на стоянку. Общее время движения составило 26 часов, а средняя скорость 5км/ч.
Как только мы затентовали лодку и начали раскладывать спальное в шпациях… Началась гроза. Долбило от всего сердца и команда искренне радовалась решению капитана не идти сегодня на Валаам.
04 июля.
Радио сообщало, что на Ладоге шторм и просило всех судоводителей воздержаться от выхода на воду. Спорить с радио не хотелось, то что творилось на воде захватывало дух. С вершины острова было видно, как волны высотой 2-3 метра с грохотом несут на себе белые бараны пены, срывающейся с гребней и покрывающей пролив. Температура воздуха упала до +12, ночью до +8.
Весь день стояли в ожидании погоды. Парни на берегу набрали чабреца, но его запах и вкус отличается от нашего среднерусского не в лучшую сторону. Сурова природа северного края.
Играли в тавлеи, в «Князей», повторяли узлы. Провёл с командой брифинг по навигации и наших перспективах, показал им карту и наши планы в разных вариантах погоды.
Ветер продолжал дуть с запада, а это означало, что на Валаам нам снова не судьба.
05 июля.
Ветер начал падать и к 12:00 стало ясно, что можно выходить. От бокового нас прикрывал остров Мантсинсари, а к моменту когда мы выйдем изза острова, боковой должен был смениться на попутный. В 12:20 мы отчалили и взяли курс на север, в сторону Сортавалы.
Прошли 10км на веслах и поставили парус под хороший галфвинд левого галса. Разгонялись в моменте до 10км\ч, а стабильно шли 7-8км\ч. За время хода поменяли на руле пять человек, чтобы дать возможность каждому попробовать, чем там на корме занимается капитан. Парус рифили, пару раз корректировали курс, прошли 47км и в 22:30 зашхерились между островом Крестовый, на выходе из пролива Ристисалми, у правого берега. Сам пролив прекрасен и живописен, стоянка отличная. На берегу какие-то заброшенные рыбацкие хибары, но мы никуда не лазили и ничего чужого не брали, нам не нужно. Температура по прежнему +12+13, ветер совершенно стих.
06 июля.
Встав пораньше, в 05:00, вышли в 06:00 на веслах. Шли по шхерам, мимо островов Пеллотсари и Карпансари, у полуострова Калиниеми расходились с теплоходом, шедшим в Хийденсельгу попутным курсом. Пожелали друг другу по радио успехов и удачи.
В 13:00 дошли до Сортавалы и встали у причала парка Бастион. Руководство парка нас очень душевно приняло, оказало всю возможную помощь и поддержку, провели экскурсию. Лучше и желать невозможно. Парк за прошедшие 4 года сильно изменился, появилось много новых локаций и объектов. Видно ,что люди тут работают с душой и стараются дать посетителю максимум информации по тематике парка.
Нас зазывали остаться на фестиваль «Карельская Земля», который должен был стартовать через пару дней, но опыт подсказывал, что в таком случае команда уже на маршрут не выйдет. Смешивать эти два развлечения, походы и фестивали, категорически нежелательно.
07 июля.
Утром, дождавшись снижения встречного ветра до приемлемого уровня, вышли на вёслах. Погода солнечная, но +12+14 не давали насладиться ей в полной мере. Ветер южный, тормозит нас почти на 1-2км/ч. Выход на юг по проливу Хонкасалоселькя с каждым километром становился всё сложнее. Скорость неумолимо падала по мере приближения к открытой воде. Начало доставать встречной зыбью и пришлось искать выход из ситуации.
Выход был найден в качестве протоки между островом Хонкасало и островом Риеккалонсари. Протока совсем небольшая и мелкая, но наше судно по нему прошло. Немного зацепили рулём и пришлось толкаться от берега и дна вёслами «на укол», но мы справились. Залив Хонкалахти, куда мы прошли по протоке, сильно меньше и островами лучше закрыт от ветра. Идти в нём на юг стало проще.
На выходе из залива нас встретила всё таже зыбь и встречный ветер. Да, он должен был падать с каждым часом, но не торопился это делать. Вы на скорости 2-2,5км/ч доползли до острова Воспоминаний и встали за ним на два часа, пережидая ветер. До предполагаемой стоянки на острове Котилуото оставалось 1500м.
Ветер действительно начал стихать, а мы тем временем приготовили обед и поели. Команда приободрилась и на свежей каше дала нормального дрифта на финишном отрезке. Зашли между островами Хонкасари и Котилуото, посмотрели на последнем северную бухту, но она оказалась совсем небольшой. Кроме того, на завтра должен был подуть северный ветер и она становилась прибойной, чего совсем было нежелательно.
Перешли в южную бухту, в виде буквы Г, совершенно закрытую от открытой воды. Бухта прекрасна, дно илистое с камнями, якорь держит хорошо. Есть один большой камень в левом углу, но его видно и угрозы он нам не представлял. В 21:40, пройдя 27км, мы встали на стоянку. Ночью начался сильный дождь.
08 июля.
Сильный дождь вооружился ещё и туманом. Весь день они сменяли друг друга и никаких перспектив выйти в море не было. Точнее, были в какой-то момент, можно было попытаться проскочить 18км до Валаама на вёслах под дождём. Но, такое упражнение было сочтено бессмысленным. Команда сидела под тентом или ходила на гору за интернетом. Так и прошёл день.
09 июля.
Прогноз обещал штиль и слабый боковой ветер. Было решено выходить в сторону Валаама. К вечеру ветер должен был смениться на попутный. В 04:30 мы подняли якоря и вышли из бухты прекрасного острова Котилуото. Прошли 40км, из которых 30 на вёслах и 10 на парусе.
Пришли на Валаам в 09:40, зашли в Монастырскую Бухту и в 10:00 упёрлись в Владимирский Мост, протока под которым закрыта воротами. Опрос граждан на берегу показал, что проход по каналам и внутренним озёрам Валаама запрещён. Ключи у настоятеля, нам их не дадут. Вскоре нам ещё и милицию вызвали, на всякий случай.
Милиция, подозрительно похожая на сотрудников ФСО, проверила наши документы, документы на судно и имеющиеся вещи. Досмотр был ненавязчивый, с шутками и прибаутками. В ходе беседы, служивые пояснили, что у нас есть два варианта. Либо встать к их причалу до выяснения всех подробностей наших личностей, либо быстренько сваливать с гостеприимного туристического острова Валаам.
Наши просьбы дать возможность постоять где-то снаружи за островами архипелага в его западной части успехом не увенчались. Сотрудник охраны заповедника Ладожские Шхеры, приехавший вместе с полицией, категорически выступил за наше отбытие куда угодно на все четыре стороны. Что мы и исполнили.
В целом, смотреть на Валаама особо нечего. Ехать туда теперь можно только в составе групп на специальном транспорте из Приозерска и Сортавалы. Никаких красот природы и архитектуры там по прибытию самостоятельно на своей лодке посмотреть не получится, кроме местного околотка и штрафа.
Собрав силы и волю в кулак, мы распрощались с гостеприимным Валаамом и отправились дальше. Куда идти дальше, вопрос не стоял. Ближайшим был остров Микириккё, тот самый, где мы трое суток пережидали шторм в 2021 году. Место хорошо знакомое, знаковое и по своему прекрасное. Тем более, что часть команды там не бывала и очень хотела осмотреть. Туда и пошли.
В 16:00, зайдя в бухту острова Микириккё, мы обнаружили нашего знакомого рыбака Бориса! Он был рад нашему возвращению, мы обсудили все новости и сплетни за последние годы, включая строительство на Валааме дачи Сами Знаете Кого и Патриарха.
Остров Микириккё непростой, в далёком 1954 году он был секретный и тут проводили разные опыты. Какие и про что, вы сами нагуглите в интернете. По итогу остров закрыли, засекретили и бросили. Вместе с старыми финскими укреплениями и разными запчастями от оборудования. Включая якоря от противокорабельных мин КБ-1 образца 1931 года.
Лебёдку от такой мины нам и презентовал Борис, для изготовления на её базе лебёдки для вытаскивания драккара.
10 июля.
На наше счастье, прогноз говорил, что в ближайшие три дня восточный свежий ветер будет господствовать над северной Ладогой и в любой момент будет готов домчать нас до Приозёрска. Но сидеть на острове в такую погоду было лень и мы решили дойти до ещё одного острова Западного Архипелага, острова Рахмансаари.
В 08:30 мы отчалили от Микириккё гружёные лебёдками и вкусными сигами рыбака Бориса, дай Бог ему всего, что он пожелает.
Ветер дул нам чётким бакштагом правого галса и разгонял нашу лодку до 8-9км\ч. Через два часа, меняя рулевых, мы домчались до Рахмансаари, обогнули его южную оконечность и зашли в бухту с разбитым причалом. Ну, как причалом. От причала давно осталась только полоска камней уходящая в воды Ладоги.
Сама бухта вся каменистая и плохая, судам с осадкой более метра сюда заходить точно нельзя. Если ветер зайдёт с запада, это станет западнёй без выхода. На наше счастье ветер дул с востока, выглаживая бухту. Тем не менее, зыбь периодически била нас килем об камни.
Остров сильно зарос лесом, что скрывает следы боёв 1941 года, когда здесь героически оборонялись бойцы РККА. Покорёженный финский маяк, памятный знак поставленный поисковиками, старые окопы и ржавая проволока с гильзами и хвостовиками мин. Вот список местных достопримечательностей. Ещё ржавый дебаркадер, но вы про него в интернете сами посмотрите.
11 июля.
Вот и подошёл последний день нашего похода. С ночи попутный восточный был довольно сильным и мы ждали до 12:00, чтобы выйти при скорости ветра 8-9м/с. Но выйдя из тени острова обнаружили… Что ветер кончился! На Ладоге повис мёртвый штиль, солнце начало греть немилосердно.
Вот тут мы все очень порадовались, что не стали делать днёвку на Микириккё и ушли на Рахмансаари, который ближе к Приозёрску на целых 14км.
Пройдя на вёслах 32км, в 20:00 мы пришвартовались в яхт-клубе «Ладожский». В котором мы уже стояли в 2021 году. Там нас встретили как родных, помогли всем чем могли и создали максимальный уют. Если что, это сейчас была не реклама, а неумолимый факт. Яхт-клуб «Ладожский», это место где люди объединены идеей и любовью к парусу, а не жаждой наживы.
Вечером были песни, разговоры, обсуждения планов и всего того, что обычно делают пришедшие в порт моряки. Местные старожилы, подкручивая седой ус, говорили - «Ну вот же! Есть нормальная молодёжь!». А нам, в большинстве своём, сорокалетним мужикам, было очень приятно снова ощутить себя молодёжью:)))
12 июля.
Утром пришёл кран и в 10:00 драккар «Скальд» был погружен на трал. Приключение завершалось. Команда отбывала согласно купленным билетам. Поход завершён, но никогда не окончен, пока мы живы и жива в нас тяга к странствиям.
Вместо итогов.
1. Всего было пройдено по журналу 374 километра, но на самом деле немного больше, т. к. Трек в навигаторе писался криво и не всегда, будем его менять на привычный Гармин.
2. Тема с походной кухней окончательно утряслась, стала понятной и логичной для всех участников.
3. Очень хорошо сработал в дождь навес над рулевым, упростил наблюдение за приборами.
4. Нужны новые тенты. Один протёрся, один порвался и все четыре начали немножко подтекать. Пока немножко. Возможно их стоит попробовать чем-то пропитать от влаги.
Поход получился очень разнообразным. Были и длинные переходы на вёслах в разную погоду, были и прыжки по волнам в бейдевинд. Пожалуй, только дождей в таком количестве мы ещё на «Скальде» не переживали, но в принципе, такое тоже бывало. Километраж вышел средний, без рекордов. Но самое главное, поход прошёл без потерь и это моя главая радость как капитана.
Наверняка команда подскажет что-то ещё из того, что сильно запомнилось. Что-то радовавшее, что-то расстраивавшее и может немного веселившее каждого из девятнадцати человек.
В следующем, 2026 году, наши планы ведут нас за Урал, в поход по реке Тура из Верхотурья до Тюмени, а «Скальд» будет проходить текущий ремонт, покраску и смоление днища. Присоединяйтесь к нашей судостроительной походной команде!
Впереди ещё много походов, рек, морей, озёр, баек и воспоминаний. Которые с нами остаются на всю жизнь. Команде — низкий поклон! Вы сработали на все сто процентов, с вами можно идти на Царь-град.