На начальном этапе экономика, как, впрочем, и физика, и другие интересные науки, интуитивно понятны.
Тем не менее, эта очевидность нуждается в переводе в формализованный понятийно-категориальный аппарат, какой бы пустой тратой времени это ни казалось. На базе данного аппарата впоследствии начинает строиться каркас научного знания, и наступает момент, когда интуитивности уже не достаточно.
Более того, интуитивное понимание сложных процессов начинает не соответствовать реальности, вследствие когнитивных искажений, присущих нам, сапиенсам. Чтобы этого избежать и суметь выстраивать логически верные, но порой противоречащие обманчивой интуиции выводы (а впоследствии и использовать их на практике), обучающимся и разъясняют простые вещи "сложноватым" языком, что часто раздражает.
Ярким практическим примером, когда интуиция или встроенные инстинкты подводят, может служить «трейдинг»: когда начинающий инвестор-трейдер затрудняется отличить инвестиции от непосредственно трейдинга, поддается FOMO, не отличая рыночные риски от нерыночных, торгует исключительно контртренд (т.е. «покупает, когда упало, в надежде, что отрастет», потому что так понятнее и легче), а об игре на понижение или об арбитраже имеет весьма отдаленные представления из фильма Big Short.
Хотя Нассим Талеб и говорит, что, мол, не обязательно разбираться в базовом активе, чтобы успешно торговать опционами на этот актив, ему хорошо, он - математик. А вот Рэй Далио как раз разбирался в рынках сельскохозяйственной продукции при торговле деривативами, и тоже не прогадал. Но про трейдинг еще будут посты, а это просветительская заметка исключительно про базу экономической теории.
Итак, базой для экономической науки служат две очевидные аксиомы. Из этих аксиом, как из двоичного кода в информатике, и вырастают сложные экономические феномены.
Аксиома 1 – ресурсы всегда ограничены;
Аксиома 2 – потребности всегда безграничны.
Отсюда экономика, в самом широком смысле может пониматься как поиск наиболее эффективных способов удовлетворения неограниченных (или постоянно возникающих) потребностей с помощью ограниченных ресурсов.
Далее в учебной литературе идет глава с фундаментальными вопросами экономики, которых приводится 3 или 5.
3 вопроса взяты из фразы Самуэльсона:
«Вопросы: что, как и для кого производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены».
Пять вопросов приводятся в Экономиксе Брю и Макконелла. К указанным трем они добавляют:
«Сколько производить?» и «Способна ли система адаптироваться к изменениям?».
Дополнительные вопросы, конечно, хороши, но по своему весу они не дотягивают до первых трех, на наш взгляд. Поэтому, по нашему мнению, экономический канон это три вопроса.
Далее добавим 4 базовых экономических процесса, каждый из которых раскрывает свою специфику отношений между экономическими агентами.
Эти процессы:
1. Производство
2. Распределение
3. Обмен
4. Потребление
Каждый из указанных процессов можно далее изучать:
1. В историческом контексте, понимая на каком из процессов какая из экономических школ делала больший акцент (например, меркантилисты – торговля (обмен); ранние капиталисты / марксисты – производство; социалисты – распределение; маржиналисты / поведенческие экономисты – потребление).
2. Во взаимосвязи друг с другом и через их дисбалансы (кризис перепроизводства, проблемы обмена (например, из-за санкций), финансовые пузыри, стимулирование сверхпотребления, отказ от потребления в пользу сбережения и т.п.).
3. Детализируя и углубляясь в суть каждого процесса. К примеру, постоянно повторяющийся процесс производства называют воспроизводством, различая простое воспроизводство (размеры выпуска продукции неизменны) и расширенное (размеры растут) и т.п.
Говоря об экономических агентах, их подразделяют на три ключевых типа: домохозяйство, фирма и государство (их еще называют институциональными единицами), но есть и иные классификации.
Зная теперь аксиомы, базовые вопросы, процессы и агентов, добавим несколько экономических законов, и уже скоро можно будет рассказывать про экономику на экспертном уровне или даже давать советы по инвестированию.
Мы отобрали 7 законов, называемых таковыми, в разных учебных пособиях. Перечень не является исчерпывающим, а кто-то может даже сказать, что это и не законы вовсе, а лишь эффекты при определенной конъюнктуре, спорить не будем. Однако на наш взгляд, если студенту попадется вопрос про экономические законы, он может воспользоваться данным списком.
1. Закон Спроса
При равенстве неценовых факторов (прочих равных условиях), чем выше цена товара, тем меньше будет спрос на него, и наоборот, чем ниже цена, тем спрос будет выше.
Имеются в виду нормальные товары (не товары Гиффена, неполноценные товары или инструменты финансовых рынков).
2. Закон Предложения
При прочих равных условиях, чем выше цена на товар, тем большее количество этого товара производители готовы предложить на рынок, и наоборот, чем ниже цена, тем меньше предложение. Другими словами, существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения.
Здесь, конечно, надо делать поправку на утверждение Ж.Б. Сэя, что у производителей товаров, у самих имеется спрос на что-то иное (другие товары). Если такого спроса нет, то чтобы простимулировать кого-то, оказать вам услугу, например, как туристу в развивающейся стране, одной предлагаемой высокой цены может быть не достаточно. Местному предпринимателю может не быть дела до максимизации прибыли, поскольку его спрос на другие товары в виду маленького объема своего рынка или полной удовлетворенности, не так велик, чтобы жертвовать дополнительной единицей своего свободного времени.
3. Закон экономии времени (К. Маркс)
«Всякая экономия в конечном счёте сводится к экономии времени».
4. Закон снижения нормы прибыли (он же).
Согласно законам капиталистической экономики, то есть по причине самих свойств капиталистической экономики, существует тенденция к уменьшению нормы прибыли в общеэкономическом масштабе.
Мы не фанаты Маркса, а уж тем более формационного подхода к развитию экономики и трудовой теории стоимости, но указанные закономерности представляются достаточно обоснованными.
5. Закон возрастания вмененных (альтернативных) издержек
Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта (поскольку в производство будут вовлекаться все менее и менее подходящие ресурсы для данного добавочного продукта).
6. Закон убывающей отдачи
Начиная с определённого момента, все большее вовлечение дополнительного ресурса, при неизменных остальных факторах, приводит к уменьшению прироста продукции от каждой дополнительной единицы указанного ресурса.
7. Закон убывающей предельной полезности
Каждая дополнительная единица потребляемого блага приносит всё меньше и меньше удовлетворения или полезности (первый закон Госсена).
Некоторые могут поспорить, что с этанол-содержащими товарами этот закон не работает, однако здесь вступают в действие другие законы, биохимические (дофамин, ГАМК, синаптическая щель и прочие "плюшки"). Кроме того, закон убывающей предельной полезности подлежит корректировке, если остаток товара, на который предъявляется спрос, становится "дефицитным" (в таком случае, предельная полезность каждого следующего потребления, наоборот, начинает возрастать).
В качестве заключения отметим, что вышеназванные аксиомы, вопросы, процессы и законы кажутся очевидными, однако их надо проговорить.
Например, формальная артикуляция законов спроса и предложения служит основой для последующего изучения таких категорий как эластичность, равновесная цена, области излишка и дефицита у "ножниц Маршалла", эффекты дохода и замещения (по Хиксу и по Слуцкому) и т.п.
Знание экономических механизмов позволяет меньше удивляться кажущейся несправедливости и понимать разные интересные штуки. К примеру, что общего между нигерийскими письмами о наследстве и высокими ценами отдельных юр фирм на их услуги, и почему в самолетах такая огромнейшая разница, что в ценах, что в обслуживании, между эконом и бизнес классами, хотя технически эту разницу можно было бы существенно сократить (об этих феноменах в следующих публикациях).