«Секущее православие» так называлась статья Герцена, которая увидела свет в 1858 году о горестных событиях в деревне Пороцево Гродненской губернии. Однако, прежде чем описывать это событие, познакомимся с предшествующими ему обстоятельствами.
Предыстория вопроса
В 1596 году на территории Речи Посполитой была провозглашена Уния православной и католической церквей (Брестская уния), однако Николай I после восстания в Польше в 1830 году повёл борьбу с униатством.
25 марта 1839 года император утвердил Синодальное деяние «О слиянии греко-униатской церкви с православием» и в тот же день издал манифест, официально объявлявший унию упразднённой на территории России, за исключением Холмской епархии
Полтора миллиона униатов, а это 1800 приходов Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, считались присоединёнными к Русской Православной Церкви.
Герцен неоднократно в 1855 году критиковал императора за то, что тот вместо того, чтобы готовиться к отмене крепостного права, занимается перекрещиванием униат и терзанием Польши.
События в деревне Пороцево
Наконец, в 1858 году увидела свет статья А.И. Герцена «Секущее православие», где он описал событие, якобы случившееся в деревне Пороцево Гродненской губернии.
Данные об этом восстании Герцен взял из английских, бельгийских и немецких журналов. Суть восстания такова: жители деревни Пороцево перешли в православие, но «поп им достался какой-то мошенник, притеснявший их и грабивший. Мужики, услышав, что новый государь поладил с католическим духовенством, перешли опять в унию. Поп донес. Генерал-губернатор Назимов отправил туда отряд солдат, шайку полиции и своего адъютанта Попова. Вооруженная орава эта напала на деревню и без суда и следствия перепорола всех; говорят, что несколько человек умерли под наказаниями».
Герцен на самом деле не собирался уточнять правдивость этих событий, перекладывая выяснение истины на виленского генерал-губернатора: «Если это выдумано или увеличено, пусть Назимов оправдывается, а до тех пор мы будем считать это ‒ со всей Европой ‒ за истину»
В 1859 году Герцен написал статью «Русские немцы и немецкие русские», где описал, как император Николай стремился навязать русскость: «Один из самых замечательных русских немцев, желавших обрусеть, был Николай. Чего он не делал, чтоб сделаться русским: и финнов крестил, и униат сек, и церкви велел строить опять в виде судка, и русское судопроизводство вводил там, где никто не понимал по-русски, и все иностранное гнал, и паспортов не давал за границу, а русским все не сделался, и это до такой степени справедливо, что народность у него являлась на манер немецкого тейчтума, православие проповедовалось на католический манер».
Герцен представляет сечение униат, как некую родовую черта Николая I.
В 1860 году Герцен проехал катком по генерал-губернатору Низимову, написав о нём заметку, в которой утверждалось, что генерал-губернатор «до того теснит полицейскими и всякими мерзкими средствами униат, что доводит их до героизма, до мученичества, до того, что католики их должны считать святыми. Протопоп Суханов и прочая духовная полиция помогает ему».
С лёгкой руки Герцена появились понятия «папские христиане» и «полицейские христиане». В той же самой Гродненской губернии в Клещелях Бельского уезда, когда «крестьяне перестали ходить в полицейскую церковь», туда явились сам гродненский епископ и губернатор Шпеер проповедовать розгами.
Законы Российской империи признавали истинной только христианскую веру
В 1845 году был принят первый российский уголовный кодекс, где целый раздел (77 статей) был посвящён преступлениям в сфере религии
Некоторые виды преступлений, которые регулировались этим разделом:
Богохульство. За это деяние человека могли отправить на каторгу в рудники на 12–15 лет, а также лишить всех прав на личную собственность.
Отступление от веры и церкви. Например, 184 статья запрещала нехристианам уводить христиан от христианской веры и церкви. Наказание за это — лишение прав на собственность и ссылка на каторгу в крепостях от 8 до 10 лет.
Статья 190. Отвлечение кого-либо от христианской веры православного или другого исповедания в веру магометанскую, еврейскую или иную нехристианскую — лишение всех прав состояния и ссылка в каторжную работу в крепостях на время от 8 до 10 лет. Если было доказано, что для принуждения к отступлению от христианства употреблено насилие, то виновный приговаривался к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 12 до 15 лет.
Статья 195. За совращение из православного в иное христианское вероисповедание — лишение всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и ссылка на житье в губернии Тобольскую или Томскую. Если было доказано, что для совращения из православного в другое христианское вероисповедание были употреблены принуждение и насилие, то виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь.
Клеймение осужденных
Перед отправкой на каторгу осуждённых секли розгами и подвергали клеймению.
Уложение 1845 года возвело клеймение в степень добавочного позорящего наказания. Клеймению подлежали осуждённые на каторжную работу; наложение клейм непосредственно следовало за наказанием плетьми, также публично и рукой палача.
Освобождены от этого были 70-летние старцы, несовершеннолетние до 21 года и женщины. Вместо прежнего клейма «вор» было определено ставить на лбу букву «К», на правой щеке «А», а на левой «Т» («каторжный»).
Указом 21 июля 1845 года были введены дополнительные клейма за побег. У каждого беглого каторжного ставили на правой руке ниже локтя, и на лопатке клейма с буквами «СБ» или «СК» («ссыльнобеглый», «ссыльнокаторжный»).
За каждый новый побег ставили новые клейма, спускаясь ниже по руке и лопатке.
Всех бродяг, не помнящих родства, клеймили буквой «Б» («бродяга» или «беглый») на правой руке ниже локтя.