Найти в Дзене
Александр Дедушка

Христос призывает любить людей больше, чем самих себя. Как это возможно?

В том-то и дело, что это невозможно. Да – невозможно, если человек не получает помощь для этого свыше. А чтобы получать такую помощь нужно самому быть оттуда… В общем, давайте разберемся. Главное нравственное повеление, где Христос решительно выходит из ветхозаветной традиции, содержится в Его Нагорной проповеди. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Мф. 5. 43-44. Что ж, как ненавидеть своих врагов – этому никого учить не нужно. Но вот Христос предлагает, кажется, совершенно невероятное: - любить врагов; - благословлять проклинающих; - благотворить ненавидящим; - молиться за обижающих и гонящих. Если вы помните, что во второй Христовой заповеди сказано: «возлюби ближнего, как самого себя». Но здесь нечто другое. Фактически Христос предлагает любить ближних больше, чем самих себя. Причем, в число этих ближних в
Христос и люди
Христос и люди

В том-то и дело, что это невозможно. Да – невозможно, если человек не получает помощь для этого свыше.

А чтобы получать такую помощь нужно самому быть оттуда…

В общем, давайте разберемся.

Главное нравственное повеление, где Христос решительно выходит из ветхозаветной традиции, содержится в Его Нагорной проповеди.

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Мф. 5. 43-44.

Что ж, как ненавидеть своих врагов – этому никого учить не нужно.

Но вот Христос предлагает, кажется, совершенно невероятное:

- любить врагов;

- благословлять проклинающих;

- благотворить ненавидящим;

- молиться за обижающих и гонящих.

Если вы помните, что во второй Христовой заповеди сказано: «возлюби ближнего, как самого себя».

Но здесь нечто другое.

Фактически Христос предлагает любить ближних больше, чем самих себя.

Причем, в число этих ближних включаются именно личные враги. И именно по ним проверяется способность человека к настоящей любви.

А это та любовь, в которой как раз нужно любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих.

Если человеку предлагается нечто запредельное – а это как раз именно тот случай! – значит, у него должна быть не просто сильная мотивация, а столь же запредельная мотивация.

И именно об этой мотивации Христос и говорит дальше.

Фактически дело обстоит так:

Христос говорит человеку: Я ставлю перед тобой невероятно трудную задачу. Но, чтобы ее выполнить, Я предлагаю тебе невиданную награду, которая и должна тебя мотивировать на выполнение этой задачи.

Что же это за сверхмотивирующая награда?

А вот она:

«Да будете сынами Отца вашего Небесного…» Мф. 5.45.

Но разве все здесь не вполне адекватно?

Человеку дается невероятно трудная задача – любить людей больше, чем самого себя. Но и награда невероятно великая.

Человек, стремящийся выполнить эту задачу, становится «сыном Небесного Отца».

Именно – не выполнивший эту задачу, а только пытающийся ее выполнить. И для выполнения этой задачи ему на помощь приходит Сам Христос.

Ибо Сам Христос, вселившись в такого «сына Небесного Отца», выполняет сверхзадачу о любви к людям, больше, чем к самому себе.

Все в соответствие со словами апостола Павла:

«И уже не я живу, но живет во мне Христос…» Гал. 2.20.

Да – фактически не ты выполняешь непосильную для каждого из нас задачу о любви людям и врагам больше, чем к самому себя, а Христос.

Он – поставил перед тобой такую задачу, и Он же ее выполняет.

Но только при одном условии – если ты стал «сыном Небесного Отца».

Удивительная диалектика! Когда невозможное и абсурдное изначально, становится возможным, ибо для Бога нет ничего невозможного.

Кстати, Христос не ограничивается просто постановкой невозможной для человека задачи о любви, Он еще для облегчения ее понимания человеков проводит параллель с Богом:

«…ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Мф. 5. 45.

Да – это по-настоящему божественная черта: равно относиться ко всем людям.

И жития святых людей, в которых реально жил Христос, свидетельствуют о том, что им под силу было выполнение этой задачи.

Они действительно с одинаковой любовью относились ко всем людям – в том числе к своим гонителям, издевателям и даже убийцам.

Они реально стали «сынами Отца Небесного».

А вот станем ли мы – это большой вопрос.