Я не умею, но очень хочу научиться…
Продолжаем рассматривать задания, пополняющие психологический портрет личности. В этом задании появляется некий проективный оттенок, когда личность ориентирует себя по отношению к добровольно выбранным целям и готова добиваться их реализации. Правда, некоторые цели могут осознаваться как недостижимые мечты, но даже в этом случае направленность личности проявляется в них достаточно ярко.
Все умения, заявляемые в качестве целей научения, достаточно четко распадаются на две категории: практические и личностные, или - деятельностные и психологические, или даже еще проще – внешние и внутренние.
Вот красочное описание первой категории умений, в очередной раз так красочно, я бы даже сказал, художественно, описанное Аленой:
«Я не умею, но очень, очень хочу научиться играть на скрипке. Я даже не знаю почему. Ведь больше всех музыкальных инструментов я люблю гитару, но, по-моему, если очень захотеть, на ней легко научиться играть. А вот на скрипке…. На скрипке надо долго учиться. Чтобы по-настоящему играть, надо иметь большое терпение и силу воли. И я хочу не просто по-обычному играть, как все – это, я согласна, не интересно. Я хочу играть со скоростью звука, так, чтобы эта скорость сковывала сердце, чтобы кроме этой скорости исчезли все звуки, чтобы эта скорость на всю жизнь оставалась в душе.
Я знаю только одного человека, который мог так играть. Знаете, если бы вы увидели это, я уверена, что никогда не забыли бы. Но я хочу научиться играть быстрее его, хотя знаю, что это невозможно.
Я понимаю, что многим это может показаться глупой мечтой. Но не всякий может меня понять. Это только мечта, которая, я очень хочу, чтобы сбылась. Ведь я знаю, что так играть я не научусь никогда.
P.S. К тому же, на скрипках играли все известные вампиры (а я их очень уважаю)».
Ну-ну, подпустила в конце немного романтической мистики…. Хотя воспринимается красиво.
А вот противоположная категория – психологические умения:
«Я не умею, но очень-очень хочу научиться общаться с людьми. У меня нет достаточного умения общаться, поэтому многие меня избегают, и у меня мало друзей. Я бы очень хотела научиться хорошо общаться, ведь без этого дальнейшие отношения в моей жизни могут строиться очень тяжело, и я думаю, что здесь лагерь не сможет мне помочь, т.к. меня здесь не любят».
Женя.
Ну, вот тебе раз, Женя! Что это ты?.. Хотя, да-да, припоминаю, это домашнее задание пришлось, так получилось, после одной очень тяжелой палубы с разбором проблем, где затрагивалась ты и твои подруги…. Но это все-таки, детали. Так что, Женя, не застревай надолго на частных неудачах.
Вот еще одна работа из второй категории:
«Я не буду себя расхваливать, но я умею все. (Интересное заявление!) Но больше всего хочу научиться (логическое противоречие!) меньше обижаться и уметь выбирать.
Я не умею выбирать, потому что не хочу кого-то обижать. Т.к. в каждом есть частичка хорошего, прекрасного, неоткрытого внутреннего мира».
Настя.
И пара «смешанных» работ, где затрагиваются умения обоих родов – практические и личностно-психологические:
«Я не умею, но хочу научиться плавать, а также, так как я очень люблю лошадей, я очень хочу научиться на них ездить.
А еще я не умею говорить умные, толковые вещи, то есть чаще всего я говорю всякие глупости…».
Зина.
«Я не умею, но очень хочу научиться:
1) петь, т. к. я раньше пробовала и ходила на кружок пения;
2) молчать и не оговариваться на причитания взрослых;
3) танцевать брейк (нижний), в особенности, крутиться на голове;
4) стричь людей, а также делать различные укладки;
5) бороться со своей ленью и жадностью».
Ира.
Что особенно нравится в Ире, это ее пунктуальность. Все разложено по полочкам, остается только предполагать: отражают ли порядковые номера рейтинг важности желаемых умений или достаточно случайны?
Что я вижу (чувствую) в природе?
Идея дать такое домашнее задание пришла во время одного из выходов на природу, где ребятам предлагалось внимательно присмотреться к окружающему их природному миру и постараться увидеть в нем, если это удастся, следы мира человеческой культуры. Такая проекция мира людей на мир природы оказалась довольно продуктивной. И, прежде всего в плане индивидуально-личностного выстраивания этой «проекции». Можно предположить, что человек видит то в окружающем его природном мире, чем в первую очередь наполнена и питается его душа.
Вот художественный способ видения природы:
«Когда я зашла в лес, то первое, что я почувствовала из видов мировой культуры, это танец. Как красиво изгибаются вершины деревьев, показывая нам древний танец. И может быть, этот вид МК появился тогда, когда люди посмотрели на вершины деревьев.
Также я вижу и чувствую живопись. Как солнце проходит сквозь листву, как солнечные лучи отражаются в листве, - очень красиво. Появляются разные оттенки.
Также я увидела архитектуру, которая воплотилась из дерева, которое перевалено через реку, в мост…
Еще я почувствовала музыку, которая получается от шелеста листьев, травы, от хруста сучьев, по которым мы ходили…».
Ира.
Надо сказать, что о видах мировой культуры специально говорилось перед походом в лес, поэтому Ира здесь добросовестно, но не без подсказки отразила свои впечатления.
А вот другой тип восприятия природы. Его можно назвать психологическим. Он тоже основан на проекции мира культуры в мир природы, но здесь важно не художественное впечатление, а чувство радости непосредственного общения с природой и созвучия с ней своего внутреннего мира:
«В природе я могу всегда найти много интересного. Я чувствую, как начинает усиленно работать моя фантазия. Благодаря ей можно из самого обычного, на первый взгляд, предмета сделать 8-е чудо света. Вот, например, сегодня в лесу с помощью своей фантазии мы нашли много интересного. Например, дерево, напоминающее жерло вулкана с кипящей лавой, вазу с цветами, трон, кресло.
На природе я чувствую свободу, хочется кружиться по ветру, петь, танцевать, бегать. Я чувствую также радость, что могу видеть все это. На природе я начинаю любить всех-всех-все! Просто расцеловать всех хочется! Наверное, это называется «диким восторгом».
Аня.
Аня поднимается от чувства радости к глубоким нравственным обобщениям. Согласитесь, это много говорит о глубине натуры способного к таким переживаниям человека.
Но вот поразительный по противоположности вызываемых чувств пример:
«Я вижу наивность, боль, страдания природы, так как она не понимает коварности судьбы, жестокости человека. Человек же, в свою очередь, не думает о ней, ему все равно. Но он не прав, ведь благодаря природе человек может воображать, чувствовать, наслаждаться, стремиться к точному переносу видимого.
Я почувствовала страх, необъяснимое удивление, слияние и возникновение многих видов искусств. Мне так не хотелось уходить из леса, ведь только там я чувствую себя свободной, неподвластной времени. Там так красиво, ведь не зря поэты, художники вдохновляются красотой природы».
Роза.
Опять гениальная Роза! Розочка, ты сама воспринимаешь природу как художник! Причем художник, очень глубокий, который за внешними красотами, способен разглядеть «наивность, боль, страдания…»
Все-таки насколько личностен у каждого способ восприятия природы. И именно на постижение этой индивидуальности и направлены подобного рода задания.
(продолжение следует...)
начало - здесь