Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Юные в начале XXI-го...": о чем говорят любимое животное, игрушка и занятие?

Информативно-личностные задания Да, нелегкая это работа по классификации домашних заданий, накопленных за многие годы работы Лагеря друзей. Но вот, кажется, чуть разобрались. Пойдем теперь, так сказать, по нарастающей. В эту группу мы отнесем задания, как правило, еще не несущие значительной психологической нагрузки, однако обладающие весьма важной личностной информацией. Значение этой информации в том, что, вовлекаясь в психологический «оборот» личности, она становится материалом для ее познания и самопознания. Это с одной стороны. А с другой, – материалом для ее дальнейшего роста. Под этим «двойным» углом зрения мы и будем рассматривать домашние задания этого рода. Мое любимое животное Это из раздела заданий на предпочтения. «Скажи мне, что ты любишь, и я скажу тебе, кто ты такой», - такой можно поставить эпиграф к заданиям этого рода. Психологическая экстраполяция здесь тоже понятна. Как правило, любимые животные – это проекции наших базовых черт характера. Мы неосознанно выделяем в
Юные
Юные

Информативно-личностные задания

Да, нелегкая это работа по классификации домашних заданий, накопленных за многие годы работы Лагеря друзей. Но вот, кажется, чуть разобрались. Пойдем теперь, так сказать, по нарастающей.

В эту группу мы отнесем задания, как правило, еще не несущие значительной психологической нагрузки, однако обладающие весьма важной личностной информацией. Значение этой информации в том, что, вовлекаясь в психологический «оборот» личности, она становится материалом для ее познания и самопознания. Это с одной стороны. А с другой, – материалом для ее дальнейшего роста.

Под этим «двойным» углом зрения мы и будем рассматривать домашние задания этого рода.

Мое любимое животное

Это из раздела заданий на предпочтения. «Скажи мне, что ты любишь, и я скажу тебе, кто ты такой», - такой можно поставить эпиграф к заданиям этого рода. Психологическая экстраполяция здесь тоже понятна. Как правило, любимые животные – это проекции наших базовых черт характера. Мы неосознанно выделяем в окружающем нас мире то, что сходно с нами самими.

«Мое любимое животное – рысь, я не знаю, почему. Мне в рыси нравится характер этого животного».

Света.

Смотрите, в этой короткой работе – два выделенных выше психологических фактора: неосознаваемость и симпатия по сходству. Последнее утверждаю, более менее зная Свету. В ее характере действительно есть что-то от рыси: скрытность, ум, настороженность, продуманность и «мягкая жесткость» действий…

В следующей работе все гораздо глубже и художественнее, но психологические факторы остаются теми же:

«Вообще-то я люблю многих животных, но больше всех я, наверное, люблю волков. Я даже не знаю, почему. Может это глупо, но я их очень люблю и уважаю. Скорее всего, за их характер и, конечно же, глаза.

У волков есть понимание, немногие люди могут этим похвастаться. Волки во многом похожи на людей, только не такие корыстные и алчные. Они живут ради того, чтобы жить. У них нет цели. Из всех животных мира я очень хотела бы, чтобы моим другом был волк, чтобы с ним можно было бы поделиться всем. Даже если волки не говорят, они все понимают и судят они всегда справедливо, что тоже есть не у всех людей. По-моему, настоящий волк может заменить многих людей и даже некоторых друзей.

У волков такие глубокие, бездонные глаза, которые могут рассказать все без слов, дать совет, успокоить и защитить.

Я бы очень хотела, чтобы волк был моим другом. Может, вам это кажется глупо, но как я уже писала, не каждый может меня понять».

Алена.

Как Вам такая работа? Аленка – одна из самых глубоких личностей лагеря, и хотя ее глубина не всегда проявляется адекватно, зато всегда оригинально. В волке-«друге» запечатлелась тоска по личной близости, защищенности и пониманию, чего так не хватает Алене в окружающей жизни.

А вот несколько парадоксальная работа:

«Мои любимые животные, вернее, не животные, а насекомые – это бабочки и мотыльки. Они напоминают мне о чем-то возвышенном и великолепном. Они так прекрасны и грациозны, как ни одно живое существо – никто не сравнится с ними.

Ну, а если насекомых нельзя, то я бы предложила, наверное, слона. Он мощный и очень толстый. Его все должны бояться, но он такой добрый, что очень близко подпускает людей и даже позволяет на нем кататься.

А вообще мне нравятся все животные кроме мерзкого кабана-бородавочника».

Ира.

Парадоксально, не правда ли? Однако опять же за этой работой скрывается реальная Ира. Девочка, внешне крупная, высокая, в реакциях иногда грубовато-резкая, но в душе, как следует из этой работы, возвышенная и романтичная. Приписка об антипатии тоже характерна. Именно такие работы позволяют по-другому взглянуть на человека, отказавшись от привычных стереотипов восприятия.

Моя любимая игрушка

Связь между личностными чертами и объектом описания здесь более завуалирована, чем в предыдущем задании. Какие глубины и комплексы подсознания задействуются и как они влияют на повзрослевшую личность - эти вопросы оставим для профессиональных психоаналитиков, от себя же скажем следующее.

Личность в ее становлении – вот как можно сформулировать исследовательскую ценность этого задания. Причем, если в случае с животными более отражаются нравственные черты, то здесь особенности темперамента в преломлении к различным видам деятельности.

«Я уже давно не играю в игрушки, но все равно моей любимой игрушкой осталась кукла. Я ее называла Амандой. Сейчас ее нет у меня в связи с тем, что я проводила над ней опыты, раскрашивала ее фломастерами и ручками, а также лечила иголками и ножницами.

Но в один прекрасный день мама выкинула Аманду из-за того, что я бедную, немного порезанную, к тому же исписанную куклу подстригла налысо…».

Елена.

«Когда я был совсем маленьким, у меня было много любимых игрушек, и если перечислять их все, не хватит этого места. Но одна из них мне дорога больше всех. Это крепость из пенопласта, размером в половину моего роста, а в ширину – около метра (вот такая-вот махина!). Мы вырезали ее вместе с отцом. Это была долгая и кропотливая работа. Раскрашивать ее тоже было делом не из легких. Но в итоге получилось великолепно!

Сейчас я люблю играть в куклы. Я вставляю им в руки петарды и подбрасываю. Хороший салют!».

Вадим.

А в следующей работе вместе с особенностями темперамента хорошо просматривается и психотерапевтическая роль бывшей игрушки. Собственно, эту роль в той или иной степени играет каждая игрушка, и здесь интересно бывает присмотреться, средством против какого вида стрессов она служит:

«Вообще, моя любимая игрушка – компьютер! Ну, а если серьезно, то с семи до девяти лет я играл розовой пантерой. Это небольшая мягкая игрушка.

Когда я был в гневе, я постоянно отрывал ей ухо, а потом с жалостью пришивал его обратно. Когда я был в обиде на кого-то, я говорил ей: «Ты одна меня понимаешь, ибо ты молчалива». Ваня.

Интересно, что встречаются и «безыгрушечные» дети:

«Моя любимая игрушка – это, наверно, домашний телефон. Я его очень люблю. Я всегда ношу телефон с собой, хожу по дому с телефоном, если просто сижу, то телефон рядом со мной. Я очень люблю грызть его антенну. Часто получается, что я намачиваю его водой. Просто я люблю, когда телефон рядом, чтобы не бегать по дому и не искать его, когда он зазвонит.

На самом деле, я очень долго думала ответ на этот вопрос и просто ничего другого я не смогла придумать. Я понимаю, что все выше написанное – глупость, но ничего другого я написать не могу».

Вероника.

Да, Вероника всегда была не по годам серьезна, даже в младшей и средней школе от нее веяло каким-то духом взрослости, когда рядом с нею начинаешь себя чувствовать «на равных». Вы, коллеги, думаю, тоже испытывали подобный эффект в общении с некоторыми детьми. Так вот: эта «безыгрушечная» взрослость, видимо, неожиданно получила подтверждение в этом домашней работе Вероники. Интересно, как это проявится в ее становлении как личности и выборе профессии?

Любимое и нелюбимое занятие

Это задание от не всегда однозначных психологических интерпретаций переводит нас в плоскость прямой личностно значимой информации, на основании которой мы можем с достаточной степенью уверенности выстраивать психологический портрет личности.

Деятельностные предпочтения – один из самых важных информативных каналов в «чтении» таких психологических портретов. Тут самое яркое, как на картине, сразу бросается в глаза. Вот к примеру:

«Мое самое любимое занятие – это лежать на диване и думать о том, что меня ждет в будущем».

Женя.

«Больше всего я люблю мечтать. Почему? Я даже не могу сказать. Просто у меня есть очень заветные мечты, которые вряд ли когда-нибудь станут реальностью, остается только мечтать, но я счастлива уже и в мечтах. Значит, мне наверно нравится мечтать, потому что мечты приносят счастье».

Наташа.

Это яркие «мазки» предпочтений из работ явных романтиков по духу и «нарциссистов» по психологическому типу.

У «реалистов» картина, как и положено, прозаичнее: гуляние, различные виды развлечений и хобби. А вот по нелюбимым занятиям и у романтиков, и у реалистов почти полный «консенсус». Все виды различных бытовых обязанностей по дому, как то: убирать, подметать, мыть полы и т.п., так что родителям впору задуматься о проблемах в сфере мотивации их чад к бытовому труду.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь