Найти в Дзене
Александр Дедушка

Почему людям нужен храм? Где без него будем обходиться?

Об этом рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский. А ведь и сейчас много людей, которые думают и рассуждают, что храм как таковой им не нужен, дескать, Бог у них в душе… И о том, что Бога, если Он беспределен и вездесущ, нельзя поместить в отдельное материальное место… И даже кажется, что все это правильно. Но давайте прислушаемся к святителю Филарету: «Бог вездесущ и потому не имеет нужды в храме, который для Него всегда мал и невместителен. Но человек ограничен: и потому имеет нужду в ограниченном явлении присутствия Божия. Бог снисшел к сей нужде человека, и благоволил быть храму, и даровал ему благодать особенного Своего присутствия…» Итак, храмы существуют не по причине ограниченности Бога, но по причине ограниченности человека. Беспредельность и неограниченность Бога могли бы стать для человека соблазном и преткновением. Ему просто негде было бы обратиться к Нему, ведь любое место могло показаться ему недостаточно освященным. Поэтому, снисходя к этой человеческой ограни
Люди идут в храм
Люди идут в храм

Об этом рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский.

А ведь и сейчас много людей, которые думают и рассуждают, что храм как таковой им не нужен, дескать, Бог у них в душе…

И о том, что Бога, если Он беспределен и вездесущ, нельзя поместить в отдельное материальное место…

И даже кажется, что все это правильно.

Но давайте прислушаемся к святителю Филарету:

«Бог вездесущ и потому не имеет нужды в храме, который для Него всегда мал и невместителен. Но человек ограничен: и потому имеет нужду в ограниченном явлении присутствия Божия. Бог снисшел к сей нужде человека, и благоволил быть храму, и даровал ему благодать особенного Своего присутствия…»

Итак, храмы существуют не по причине ограниченности Бога, но по причине ограниченности человека.

Беспредельность и неограниченность Бога могли бы стать для человека соблазном и преткновением. Ему просто негде было бы обратиться к Нему, ведь любое место могло показаться ему недостаточно освященным.

Поэтому, снисходя к этой человеческой ограниченности, Бог тоже ограничивает Себя особенными местами Своего присутствия.

Да – чтобы помочь человеку. Чтобы ему было легче. Чтобы он не чувствовал свою одинокость и оставленность перед лицом беспредельности и неограниченности Божией.

Итак, храм нужен.

Но святитель Филарет тут же говорит о том, что настанет время, когда храмы уже станут не нужны:

«Мы знаем одно состояние человечества, когда не нужен ему храм, - это состояние нового Иерусалима, под новым небом, на новой земле… Как особенную, отличительную черту нового Иерусалима, Тайновидец указует то, что в нем нет храма: храма же я не видел в нем (Откр. 21.22)…»

Давайте приведем полностью это место из Откровения Иоанна Богослова:

«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего…

Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец». Откр. 21.1-2, 22.

Вот, оказывается, как!

В Новом Иерусалиме действительно не нужен храм, как место особого присутствия Божия. Просто потому, что Сам Бог будем в нем.

Сам Бог Вседержитель – храм Нового Иерусалима…

Удивительно и вдохновенно! Нас это должно вдохновлять и наполнять наши души благоговейным трепетом и ожиданием…

А пока…

А пока – прислушаемся к святителю Филарету:

«Но мы еще не в новом, сходящем с небес, Иерусалиме: следственно, нам нужен храм. Еще тварь, еще собственная плоть наша, грубая, неочищенная, преграждает нам вход во святое, благодатное присутствие Божие: и так надобно, чтобы сие благодатное присутствие само себя отверзло для нас во святом храме. Еще небеса, куда вознесся Христос, свет наш, не отверзаются и не открывают нам сияние славы Его; надобно нам пока хотя малое небо на земле, свет, хотя сокровенный в тайне; и сие можем мы обрести во храме, чрез молитву, чрез слово Божие, чрез Таинства».

Да, мы еще не в Новом Иерусалиме!..

А пока имеем то, что имеем. Да и имеем, по благодати Божией, немало.

Одетые «грубой», «неочищенной» плотью, мы все-таки имеем «отверзшееся» для нас «небо». И этим небом, доступным нам уже здесь, на земле – является храм Божий.

Да, мы имеем на земле «малое небо», где нам открывается «свет».

И нам даны даже, по словам святителя, средства приобщения к этому небесному «свету» - молитва, слово Божие, Таинства…

И если мы будем всем этим пользоваться – тогда нам действительно откроется возможность обойтись в будущем уже без храма…

Вы поняли где – в Новом Иерусалиме…

Но туда еще надо попасть!