Путь Владимира Сафронова к олимпийскому золоту – история настоящей спортивной сенсации. На Игры 1956 года в Мельбурн он ехал всего лишь перворазрядником, скромной заменой травмированного лидера сборной СССР Александра Засухина в весовой категории до 57 кг. Но случилось невероятное: 22-летний боксер из Сибири завоевал первое в истории советского бокса олимпийское золото, навсегда вписав свое имя в летопись спорта.
Становление боксера
Детство Сафронова в столице Бурятии, было суровым. Родившись в 1934 году, он рано стал опорой семьи после ухода отца на фронт в 1942-м, таская воду по карточкам и взвалив на себя хозяйственные заботы. Рос в районе с непростой репутацией, но тянулся к искусству: занимался бальными танцами и рисованием во Дворце пионеров. Судьбоносной стала поездка в пионерлагерь в 14 лет, где физрук – известный бурятский тренер Александр Ринчинов увлек его боксом. После школы Владимир уехал в Иркутск учиться на художника, но ринг не оставил.
Нокаутировал наставника
Ирония судьбы настигла Сафронова на чемпионате РСФСР в Сталинграде. В полуфинале он вышел против своего первого тренера, Ринчинова. Первый раунд Владимир провел робко. Во время перерыва Ринчинов неожиданно подошел к его углу и отчитал: «Вовка, ты почему дурака валяешь? Дерись, как учил!» Этот выговор стал роковой ошибкой. Во втором раунде Сафронов, отбросив сомнения, нокаутировал своего учителя, шокировав всех зрителей. Эта дерзкая победа стала легендой еще до Олимпиады.
Несмотря на два выигранных чемпионата РСФСР (что автоматически давало звание «Мастера спорта»), официальное признание из-за медлительности чиновников пришло к Сафронову лишь после Олимпиады. Перед Играми он доказал свое право на поездку на сборе в Ташкенте, выиграв спарринги у всех претендентов, включая опытного Засухина – серебряного призера чемпионата Европы-1955.
Художник на ринге
В Мельбурне Сафронов поражал не только боксом. Он брал с собой мольберт, писал австралийские пейзажи и даже зарисовывал бои будущих соперников прямо во время турнира – это была его личная «видеозапись» в эпоху без современных технологий, помогавшая анализировать левшей, которых он встретил в первых трех поединках. В финале его ждал фаворит – британец Томас Николс, которого СМИ уже «короновали» («Британский лев перегрызет глотку сибирскому медведю!»). Но Сафронов, используя легкость, приобретенную в танцах, работал короткими сериями и молниеносно двигался, что сломало привыкшего к силовому боксу британца. Победа далась тяжело (3:2 по запискам судей), но золото было его!
Несостоявшееся повторение и уход из спорта
Повторить олимпийский успех полностью не удалось: бронза ЧЕ-1957, победы на Спартакиаде дружественных армий (1958) и два титула чемпиона СССР (1959, 1960) – достойный, но не звездный итог. Его профессиональный рекорд впечатляет: **294 победы в 316 боях**. Однако в 1963 году, в расцвете 29 лет, Сафронов неожиданно завершил карьеру.
Реализовав вторую страсть, Сафронов окончил Иркутское худучилище и Московский полиграфический институт. Он работал в Студии военных художников им. Грекова, в издательстве «Физкультура и спорт», создавал эскизы для «Союзмультфильма» (включая мультфильм «Метеор на ринге»), дружил с Вячеславом Котёночкиным («Ну, погоди!»). Награду – московскую двушку – потерял после развода, оставшись с комнатой в коммуналке. Вел богемную жизнь среди артистов, поэтов, художников; несколько лет был гражданским мужем актрисы Майи Булгаковой.
Загадочная смерть
17 февраля 1979 года (не дожив до 45 лет) Сафронов умер при странных обстоятельствах. Основных версий две:
1. Версия «Белой горячки». Получив солидный гонорар 700 руб.,купил водку, отмечал. Соседи, найдя его в неадекватном состоянии, вызвали «скорую». Приехавшие бригады кололи успокоительное. Третья бригада констатировала смерть от сердечного приступа.
2. Версия сестры. У Владимира разболелась голова, он принял обезболивающее. Случился инсульт, парализовавший язык. Соседка, приняв его жесты за пьяные, вызвала врачей. Неверный диагноз и инъекции при инсульте привели к смерти. В кармане нашли таблетку, но было поздно.
Халатность медиков стала главной темой в трактовке его гибели близкими.
Долгий путь к признанию
Трагическая смерть и образ жизни надолго сделали Сафронова «неудобной» фигурой. Родные и спортивная общественность Бурятии годами обивали пороги, чтобы установить мемориальную доску на его первой спортшколе в Улан-Удэ. Удалось это лишь в 2016 году, к 60-летию мельбурнской победы. Решение о бюсте перед школой «Ринг» (где теперь есть его музейный уголок) приняли, но средств не нашли.
Парадоксально, но первый памятник олимпийскому чемпиону появился в исправительной колонии Бурятии. Осужденный, вдохновленный его историей, предложил идею администрации. За месяц из цемента создали скульптуру в натуральную величину.
Ежегодно в Улан-Удэ проводится Международный турнир по боксу памяти В. Сафронова и В. Баранникова
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал!