«Окно» души
Это задание можно представить как обобщающее среди заданий на первоначальное знакомство и самопрезентацию. Оно сочетает в себе самооценку и взгляд со стороны, причем во всех возможных вариантах.
За основу здесь взято так называемое «окно Морено». Суть этого методического задания заключается в следующем. Ребятам предлагается начертить прямоугольник, напоминающий окно и разделить его на четыре части. В инструктивной преамбуле говорится, что нашу душу можно представить в виде окна с как бы четырьмя «форточками». Название каждой «форточки» вписывается внутрь каждой части окна:
Дома ребятам предлагается провести такую сложную исследовательскую работу. Нужно сначала описать каждую из частей-«форточек» души, затем в зависимости от объема написанного вычертить свое «окно души», где площадь каждой части прямо пропорциональна объему написанного, а на последнем этапе – еще и раскрасить каждую часть в зависимости от собственного к ней отношения.
На разъяснение всех методических тонкостей лучше не пожалеть времени:
«Первая часть души – это ее «открытая» часть, это те качества характера, темперамента, нравственного облика, которые хорошо известны и тебе самому и окружающим. Подумай и вспомни все свои качества, не составляющие тайны ни для тебя, ни для окружающих. Например, ты считаешь себя веселым человеком и знаешь, что так считают и все другие. Или ты – человек застенчивый, и это хорошо известно всем и тебе самому. Вот так в столбик и следует записать все такие «открытые» качества, причем не стоит забывать и о своих недостатках. Например, ты знаешь, что ленив. Тебе и самому приходится это признать, а уж нареканий со стороны родителей и учителей по этому поводу – хоть отбавляй. Смело вноси это качество в первую «форточку».
Вторая и третьи части души – так называемые «приоткрытые» форточки. Это те качества, которые известны только с одной стороны – или тебе самому, или окружающим людям.
Вторая часть – это те твои душевные и личностные качества, которые тебе хорошо известны, но ты их стараешься не показывать на виду, поэтому о них редко кто догадывается. Например, ты знаешь про себя, что ты человек обидчивый, но ты никогда этого не показываешь. Если тебя обидели, ты переживаешь это внутри себя, а снаружи делаешь вид, что все нормально. Итак, здесь все качества, которые ты по тем или иным причинам предпочитаешь хранить в тайниках своей души. Особое внимание – отрицательным качествам. Мы ведь часто стараемся их не показывать. Но сколько-нибудь глубокий человек должен уметь видеть их в себе. Писать можно откровенно. Без твоего желания ни одна часть твоей души не подлежит разглашению.
Третья «форточка» - это часть твоей души, приоткрытая для окружающих людей. Для тебя она остается закрытой.
Сюда надо записать все качества, которые ты когда-либо слышал от окружающих тебя людей, но сам ты в себе их не замечал. Не возмущайся. Запиши все, что хоть раз о себе слышал, даже если тебе это кажется необоснованной клеветой, сплетней, вызывает чувство возмущения и раздражения. Например, ты слышал, что о тебе говорили, что ты жадный. «Чушь! Не жадный я, для друга я всем готов пожертвовать, а другим уж извините!..» Но запиши все-таки. Ну, и так далее. Говорят про тебя, что красивый или красивая, умный или умная…. «Эх, если бы! Хотелось бы в это верить, но ведь себя-то лучше знаешь». Однако запиши, раз говорят. Еще неизвестно, кто прав. Истина, как говорится «где-то рядом».
Ну, и, наконец, четвертая часть – это «закрытая форточка» или «слепое окно». Это та часть души, которая остается тайной, как для тебя, так и для окружающих тебя людей, даже самых близких. Психологи считают, что именно эта часть души наиболее глубока, поэтому так трудно и поддается осмыслению. Здесь можно записать те свои предположительные качества, насчет которых у вас нет определенного мнения. Ты хотел бы их знать, но пока не в состоянии. Например, ты не знаешь точно, великодушный ли ты человек или нет. Простишь ли ты предательство и измену или не сможешь этого сделать? Или как поведешь себя в экстремальной ситуации, когда, скажем, будет угроза твоей жизни. Сохранишь ли ты мужество и силу духа или поддашься панике?.. Таким образом, все важные, но «темные», «закрытые» качества попадают в четвертую часть.
Итак, после того, как вы расписали каждую часть – посмотрите, что у вас получилось. В какой части более всего записей? В какой поменьше, еще меньше, и, наконец, самая небогатая записями часть?.. После того, как вы это определили, самое время приступать к вычерчиванию своего «окна души», в котором самую большую площадь занимает наиболее «расписанная» форточка и далее по убыванию.
Но и это еще не все. После того, как вы начертили свое окно, нужно раскрасить все его «форточки». А раскрасить их в зависимости от того, как вы к ним относитесь, какие чувства они у вас вызывают. Психологически обоснованный принцип раскраски такой:
· оранжевый цвет – радостно;
· синий цвет – равнодушно;
· красный цвет – тревожно;
· черный цвет – негативно.
После того, как вы нанесете раскраску, можете считать, что ваша работа по созданию своего «окна души» закончена».
Интересно, что большинство ребят, как вы это сами увидели, описания своих качеств внесли внутрь соответствующих «форточек», хотя об этом ничего предварительно не говорилось. Но ничего. Так даже еще нагляднее.
Мы посмотрели наиболее наглядные работы, а теперь поговорим о наиболее глубоких:
«1. Я знаю о себе: то, что я добрая, веселая, отзывчивая, смелая, но иногда могу и испугаться. Другие знают обо мне то же самое.
2. Я знаю о себе, что я могу быть ранимой. Другие об этом не знают.
3. Другие люди говорят, что я хитрая, как лиса, но я этого за собой не замечала.
4. Мне кажется, что иногда я поступаю эгоистично по отношению к другим. Но другие этого не замечают».
Катя.
У Кати, кстати, четвертая часть выделена красным цветом как наиболее тревожная. А все-таки большую глубину души надо иметь, чтобы вовремя распознать зарождающийся эгоизм и затревожиться по этому поводу.
«1. Я знаю о себе то, что я бываю грустная, веселая, интересная, боевая, и другие тоже знают об этом.
2. Я знаю о себе, что я по жизни грустная и всегда натягиваю улыбку, а другие не знают об этом.
3. Я не знаю о себе, что я прикольная и наивная, а другие об этом знают.
4. …».
Женя.
У Жени важное в понимании ее личности заявление во втором разделе и тоже окрашено в красный цвет.
«1. Я и окружающие меня люди знают, что я целеустремленная, упрямая, стеснительная (я никогда не начну первой знакомство).
2. Я замечала за собой, что иногда могу позавидовать, солгать, пожадничать. И еще я очень обидчивая.
3. Исходя из первого дня лагеря актива, другие считают, что у меня добрые глаза. Еще мне говорили, что я веселая, но до этого я была уверена, что это не так. Однажды я услышала от близкого мне человека, что я гордая, но не хотелось верить этому.
4. …».
Юля.
У Юли вторая часть даже не красная, а черная. Можно порадоваться за ее глубокую озабоченность нравственными проблемами.
«1. Все мои одноклассники знают, что я хороший собеседник и друг. Я того же мнения о себе. Люблю пошутить в меру возможности. Никогда не выбирал себе друзей, кто хочет со мной дружить, тот и будет мне другом. Все знают, что я могу помочь другу в любой ситуации насколько смогу. И они ее у меня нередко просят.
2. У меня большой внутренний мир, о котором некоторые даже и не подозревают. То, что скрывается внутри, незаметно снаружи.
3. Такого я пока что не замечал, чтобы знали другие то, о чем бы я узнал в последнюю очередь.
4. …».
Саша.
Несмотря на то, что Саша не замечал «побочных» знаний, именно эта часть души его более всех тревожит. Это характерно для ярко выраженных интеллектуалов, которые чувствуют себя комфортно, когда все знания находятся под их контролем.
Обратили внимание, коллеги, что четвертая, «слепая», часть души даже в этих, наиболее глубоких работах, остается чаще всего незаполненной. Оно и понятно. Это область догадок, сомнений и предположений. Вот выписка всех высказываний из четвертой части:
- «У меня такого нет». Олеся.
- «Мне кажется, что иногда я поступаю эгоистично по отношению к другим. Но другие этого не замечают». Катя.
- «Я не знаю, какая профессия у меня будет, и другие этого не знают». Вадим.
- «Может, у меня такое поведение, не очень хорошее». Лера.
- «Что будет со мною в будущем». Наташа.
- «Я предполагаю, что у меня твердый характер, но ни я, ни остальные этого не знаем». Людмила.
- «Я не могу ответить на этот вопрос, но я думаю, что знаю о себе все». Нвард.
- «Я не знаю о себе наверно то, что я некрасивый, а может быть, и наоборот». Леша.
- «Очень злая. Равнодушная. Очень добрая». Галя.
Что здесь? Отрицание вообще информации в этой области, предположения о будущем, сомнения в каких-то нравственных и личностных качествах. Последнее высказывание характерно – неопределенность между двумя крайними нравственными позициями.
Итак, коллеги, мы закончили рассмотрение домашних заданий, рассчитанных на первоначальное знакомство и самопрезентацию. Такой тип заданий я использую в начале лагерной смены во время первоначального знакомства и сплочения своих лагерников. Работы, представленные здесь, как правило, еще никак информационно не «заточены», предполагают свободу психологических и нравственных ассоциаций. Так легче и удобнее для первоначального самораскрытия. Но чем дальше идет процесс сближения и сплочения лагерников, тем более разнообразной и многоаспектной становится информация, служащая материалом для личностной рефлексии.
Переходим к другим видам заданий, рассчитанных на постижение различных сторон личности каждого участника лагеря.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь