Найти в Дзене
booze_and_books

Сети в темном лесу (космическая социология Лю Цысиня)

Аксиома первая: выживание является основной потребностью цивилизации. Аксиома вторая: цивилизация непрерывно растет и расширяется, но объем вещества во Вселенной остается неизменным. Лю Цысинь Темный лес Как мы помним, в конце задачи Трёх тел автор оставил землян напряженно и с ужасом ждать прилёта трисоляриан, родину которых разрывает силами космического хаоса. Темный лес Цысиня я читаю в рамках марафона Книжной Юлы Шелковый путь: Второй том саги Воспоминания о прошлом Земли открывается сценой на кладбище, где могилу одной из учёных-физиков Дун И, решившей в Задаче трёх тел покончить с жизнью из-за "конца физики", навещают ее мать Е Вэньцзе, призвавшая трисоляриан, и ее близкий друг, Ло Цзи, рядовой учёный, бросивший астрономию ради социологии в надежде в другой науке поймать своего черного лебедя. Е Вэньцзе в припадке горькой саморефлексии закидывает Ло Цзи удочку, как можно объединить две его профессии, создав на основе астрономии и социологии космосоциологию. Но что я буду изучать,

Аксиома первая: выживание является основной потребностью цивилизации. Аксиома вторая: цивилизация непрерывно растет и расширяется, но объем вещества во Вселенной остается неизменным.

Лю Цысинь Темный лес

Как мы помним, в конце задачи Трёх тел автор оставил землян напряженно и с ужасом ждать прилёта трисоляриан, родину которых разрывает силами космического хаоса.

Темный лес Цысиня я читаю в рамках марафона Книжной Юлы Шелковый путь:

Второй том саги Воспоминания о прошлом Земли открывается сценой на кладбище, где могилу одной из учёных-физиков Дун И, решившей в Задаче трёх тел покончить с жизнью из-за "конца физики", навещают ее мать Е Вэньцзе, призвавшая трисоляриан, и ее близкий друг, Ло Цзи, рядовой учёный, бросивший астрономию ради социологии в надежде в другой науке поймать своего черного лебедя. Е Вэньцзе в припадке горькой саморефлексии закидывает Ло Цзи удочку, как можно объединить две его профессии, создав на основе астрономии и социологии космосоциологию. Но что я буду изучать, нам же неизвестны другие цивилизации, возражает Ло Цзи. На таком удалении от нас все цивилизации можно упростить до точечных объектов, резонно возражает профессор Е и выдает ему те две аксиомы, которые я процитировала в самом начале, и еще пару подсказок. Собственно, вся книга разворачивается из этих аксиом как софон. Но мы же читаем тома Цысиня не только для того, чтобы получить ответы на все вопросы. Скорее, наоборот. Цысинь очень хорош в том, чтобы вопросы задавать. Его книги можно сравнить с непристойно длинными буддийскими коанами, после них остается то же послевкусие - что ты оказался перед вопросом, на который, возможно, нет ответа, но самое главное в том, как ты попытаешься на него ответить.

Цысинь один из самых ярких ныне живущих фантастов, исследующих проблематику внеземного разума. Направление это существует не только в русле фантастики, но и как вполне научное, возникшее вместе с возможностью, хотя бы теоретической, обнаружить следы разумной деятельности в космосе и именуемое красиво SETI (Search of Extraterrestrial Intelligence). Например, в 2020-м вышла статья о старте наблюдений SETI с помощью китайского сферического радиотелескопа с апертурой в пятьсот метров (FAST):

Фото радиотелескопа с сайта https://astrobiology.com/2023/12/seti-at-fast-in-china.html
Фото радиотелескопа с сайта https://astrobiology.com/2023/12/seti-at-fast-in-china.html

Я с большим интересом посмотрела лекцию нашего "специалиста по тарелочкам" и вам тоже могу рекомендовать, конечно, после прочтения книги. В ней Александр Дмитриевич Панов приводит данные по экзопланетам на осень 2021 года, когда он ее читал. Посмотреть свежие вы можете по ссылке, выбрав в фильтре интересующие вас параметры планет в других звездных системах. Даже обнаруженных на настоящий момент экзопланет, на которых могла бы развиться жизнь, достаточно много. И много звёзд старше нашей. Значит, должно быть какое-то количество очень развитых цивилизаций, вышедших в космос. Почему их не видно? Это называется парадоксом Ферми. Разные люди в силу своего оптимизма предлагают разные версии. Мой оптимизм сейчас на шкале оптимизма такой, что я предполагаю: всякая достаточно развитая цивилизация рано или поздно уничтожает сама себя в междоусобных конфликтах, а мы до такого счастья просто ещё не совсем развились. Впрочем, время жизни цивилизации включено уже было Фрэнком Дрейком (не пиратом) в уравнение количества цивилизаций во вселенной в данный момент времени. Эта формула состоит почти целиком из неизвестных, но порядок этих величин все-таки можно представить.

Презентация А.Д. Панова о состоянии дел в поисках внеземного разума
Презентация А.Д. Панова о состоянии дел в поисках внеземного разума

Самой загадочной величиной мне кажется "время, в течение которого разумная жизнь существует, может вступить в контакт и хочет этого". Когда наша цивилизация погибнет? Через неделю, через миллион лет? Никто, конечно, не рассчитывает, что цивилизации вечны. И все же, по сравнению с моей версией, гипотеза Цысиня может показаться даже оптимистичной, потому что его вселенная населена и довольно плотно, настолько плотно, что цивилизации ограничены в ресурсах как те самые несчастные трисоляриане. Впрочем, Панов развенчивает подобные гипотезы и, если после прочтения Темного леса вы захотите принять дозу оптимизма, то настоятельно рекомендую посмотреть его лекцию. Он дискутирует с выводом о том, что в темном лесу нужно держаться тихо, аргументируя тем, что цивилизации, способные к межзвездным перелётам уж точно могут обнаружить наше присутствие. И тогда, наоборот, надо попытаться наладить с ними связь и показать им, что мы заведомо не агрессивны. Как же это нам удастся доказать, что мы заведомо неагрессивны, если мы заведомо агрессивны? Он забыл, с чего началась задача трёх тел? Забыл хунвейбинов и почему Е Вэньцзе послала свой сигнал? Есть ли хоть один землянин, считающий, что земляне НЕ агрессивны?

Трисоляриане летят в солнечную систему, чтобы стереть человечество с лица Земли, как и было заказано. Лететь им еще долго, за 400 лет земляне надеются достичь каких-то успехов в развитии космической и военной отрасли, однако софоны, работающие на принципе квантовой запутанности, уже сейчас вмешиваются в жизнь землян, подтасовывая результаты фундаментальных исследований, что ограничивает людей решением только прикладных задач. Книга охватывает две с чем-то сотни лет, за которые мы видим определенный прогресс в прикладных направлениях, который воспитывает у новых поколений землян оптимизм по отношению к исходу их контакта с трисолярианами. Не разделяют этот оптимизм только проснувшиеся - те, кто лег в гибернацию в самом начале трисолярианского кризиса. Среди проснувшихся есть и так называемые Отвернувшиеся. Это стратеги, выбранные в самом начале кризиса земным правительством, чтобы сохранить в секрете от трисоляриан планы борьбы с ними. Поскольку софоны способны передать любую информацию противной стороне, этим нескольким землянам приходится играть в одиночку. Каждый из них разрабатывает план, неизвестный больше никому. В каком-то смысле - медитирует о победе. Отвернувшимися в буддизме называют тех, кто медитирует, отвернувшись к стене. Двое отвернувшихся - известные люди, опытные политики, третий - знаменитый ученый, а четвертый - наш Ло Цзи. Почему Ло Цзи была оказана такая честь - неизвестно, и в первой части он ведет себя так, что невольно испытываешь за него неловкость. Да что там, от этого ощущения на протяжении всей книги с трудом удается избавиться) Возможно, неловкость усиливается узнаванием в нем собственных паттернов поведения)

История Отвернувшегося из Южной Америки, бывшего президента Венесуэлы, Рэй Диаса напомнила мне по вайбу Осень патриарха) Очень эпатажный персонаж, напоминающий, конечно же, Уго Чавеса. Хотя есть и существенные отличия. Рэй Диас, например, инженер ядерной энергетики, поэтому, когда он придумывает свой план, он основывает его на разработке гигантских термоядерных бомб: "Я учился на инженера ядерной энергетики. Поэтому мне нравятся атомные бомбы. Я их понимаю." Напоминает восклицание какого-то хирурга, кажется, из Д-ра Хауса: "Я хирург и я люблю резать!" Уго Чавес, между тем, свернул программу ядерной энергетики в стране после аварии на Фукусиме. Он разворачивает поистине мегаломанскую деятельность масштаба всей солнечной системы с термоядерными бомбами, реализуя свой очень спорный с моральной точки зрения план, ставящий под угрозу все человечество, и встречает свою судьбу в духе Маркеса. Хотя в такой ситуации, в которую человечество поставили трисолярианцы, едва ли можно было найти выход, в который смогут протиснуться все. Именно по этой причине ООН наложил вето на идею эскапизма, то есть эмиграции землян в глубокий космос. В романе есть герои, которые на кухне ссорятся, кто же смог бы попасть на такие корабли, самые богатые, самые достойные, или случайные люди. Как сделать этот аморальный выбор - кого-то спасти, а кого-то оставить умирать? Но, даже заперев все человечество в пределах солнечной системы, мы сталкиваемся с той же проблемой вагонетки постоянно, недаром сформулировала ее Филиппа Фут в послевоенное время.

Не хочу лишний раз спойлерить, просто поверьте, что коктейль Dead man's handle это знаковый коктейль для Темного леса. Рукоять (переключатель) мертвеца это аварийное устройство, которое срабатывает, когда его оператор is no more. Оно использовалось изначально на железных дорогах и предназначалось для остановки поезда на случай смерти машиниста. Кто смотрел сериал Lost, тот помнит, как весело они жали на кнопку в погребе, чтобы не наступил конец света. Это тоже Dead man's handle. Мертвой рукой в китайском покере также называется проигрышная комбинация карт, о которой наши игроки не раз вспомнят.

Одним из самых интересных отвернувшихся кажется мне Хайнс, ученый-нейробиолог, который решает в рамках проекта прокачать человеческий мозг, а заканчивается все в духе Дивного нового мира. Если говорить об отсылках, то, конечно, не обошлось там без упоминания Троецарствия и Основания. Этих двух гигантов мне еще только предстоит прочитать. Возможно, в эпизоде с войной между звездными кораблями эскапистов есть и отсылка на Мать Тьму Воннегута, но для того, чтобы проверить, так ли это, придется мне ознакомиться и с этим произведением. Что совершенно точно напомнила мне эта ситуация со звездными крейсерами, несущимися в тьму космоса в поисках новой Земли, так это сериал Звездный крейсер Галактика, в той же степени наполненный тяжелыми нравственными выборами.

Примерно так я представляла себе Чжана Бэйхая и Дунфан Яньсюй: - Доброе утро, Старбак. Что слышно? - Только дождь по крыше, сэр. - Тогда хватай пушку, и тащи в дом кошку. - Бум-бум-бум.
Примерно так я представляла себе Чжана Бэйхая и Дунфан Яньсюй: - Доброе утро, Старбак. Что слышно? - Только дождь по крыше, сэр. - Тогда хватай пушку, и тащи в дом кошку. - Бум-бум-бум.

На протяжении всей книги мы следим за героями разной степени потерянности, но не теряющими главного - про них очень интересно читать. Достаточно увесистый томик, поименованный фанзоном за свой не влезающий в карман карманный формат клатчбуком, я прочитала за четыре дня, погрузившись с головой в сценарий нашего будущего, предложенный Цысинем. Возможно, Панов прав, а Цысинь нет, и этот сценарий Темного леса - всего лишь страшилка для маленьких девочек в красных шапочках, это в любом случае интересное упражнение для ума и духа, что бы под этим ни понимать. И чему точно учит нас книга, так это тому, что даже неудачные планы стоили того, чтобы их проверить, потому что они создали "поле идей" и матрицу ошибок. И тот, кто проходит по пространству неведомого к цели, ориентируется по этим идеям и ошибкам как Сталкер по гайкам. И пусть "счастье для всех даром" это только мечта, а живём мы (на самом деле, не в космосе) в темном лесу, нам все равно придется проложить в нем путь к счастью, потому что другого пути в нем нет. Закончу эпиграфом к Пикнику на обочине из Всей королевской рати Р.П. Уоррена: "ты должен сделать добро из зла, потому что больше его не из чего сделать".

Run, по-моему, идеально резюмирует эту книгу, особенно, если понимать human being в широком смысле.