Найти в Дзене

«Некрополь 18 века» на территории Александро-Невской лавры. Продолжаем знакомство с уникальными произведениями мемориального искусства

Сведений об этой женщине скончавшейся совсем молодой сохранилось немного. Известно, что она была замужем за генералом от артиллерии Иваном Онуфриевичем Сухозанетом (1788—1861), директором Пажеского корпуса (1833—1836) и Императорской академии Генерального штаба (1832—1854).
Также известно, что она успела дважды стать матерью родив своему мужу двоих дочерей Марию Ивановну и Наталью Ивановну, которые скончались в совсем нежном возрасте.
Была похоронена на Смоленском Лютеранском кладбище. Безутешный супруг заказал весьма необычное по тем временам надгробие в виде полированного саркофага из чугунных плит, установленного на ножках в виде грифонов и ступенчатом плинте. В 30-е годы 20 века надгробие вместе с оградой, представляющей собой прекрасный образец, чугунного художественного литья было перенесено в «Некрополь 18 века». На крышке саркофага сверху рельефное изображение герба, внизу знак Уробороса – змея, свернувшаяся в кольцо, что как известно символизирует бесконечность, а между н
Оглавление

Сухозанет Рейна Ивановна (урожденная княжна Гедымин-Бялозор) (1789–1823)

Сведений об этой женщине скончавшейся совсем молодой сохранилось немного. Известно, что она была замужем за генералом от артиллерии Иваном Онуфриевичем Сухозанетом (1788—1861), директором Пажеского корпуса (1833—1836) и Императорской академии Генерального штаба (1832—1854).
Также известно, что она успела дважды стать матерью родив своему мужу двоих дочерей Марию Ивановну и Наталью Ивановну, которые скончались в совсем нежном возрасте.
Была похоронена на Смоленском Лютеранском кладбище. Безутешный супруг заказал весьма необычное по тем временам надгробие в виде полированного саркофага из чугунных плит, установленного на ножках в виде грифонов и ступенчатом плинте.

В 30-е годы 20 века надгробие вместе с оградой, представляющей собой прекрасный образец, чугунного художественного литья было перенесено в «Некрополь 18 века».

На крышке саркофага сверху рельефное изображение герба, внизу знак Уробороса – змея, свернувшаяся в кольцо, что как известно символизирует бесконечность, а между ними надпись выпуклыми литерами

-2
-3

Ну а теперь с вашего позволения мои уважаемые читатели несколько слов о муже этой дамы.

Сухозанет Иван Онуфриевич (1788—1861)

Портрет Ивана Онуфриевича Сухозанета. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж.  Мастерская Джорджа Доу.
Портрет Ивана Онуфриевича Сухозанета. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж. Мастерская Джорджа Доу.

Выходец из белорусского шляхетского рода Сухозанетов Витебской губернии. В 1803 году окончил Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус и начал службу в Инженерном корпусе.
В боевых действиях впервые принял участие в 1807 году под Пултуском. В дальнейшем участвовал в войне четвертой коалиции, которую Россия вместе с союзниками вела против Наполеона, отечественной войне 1812 года, заграничном походе русской армии.

В мае 1813 года был произведен в первый генеральский чин.

31 декабря 1819 года получил назначение начальником артиллерии гвардейского корпуса. По свидетельствам современников генерал Сухозанет всегда был сторонником строжайшей воинской дисциплины и требовал от подчиненных беспрекословного выполнения любых приказов.
Именно он 14 декабря 1825 года отдал приказ артиллеристам стрелять картечью, что бы рассеять каре декабристов на Сенатской площади.
На следующий день был пожалован в генерал-адъютанты.

22 августа 1826 года произведен в генерал-лейтенанты. Участвовал в войне с турками в 1828–1829 годов и за отличие при осаде Браилова награжден 1 июля 1828 орденом Св. Георгия 3-го класса.

В декабре 1831 года был назначен главноуправляющим Артиллерийским и Инженерным училищами.

Кавалер всех российских и нескольких иностранных орденов, генерал от артиллерии Сухозанет Иван Онуфриевич скончался в феврале 1861 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, ныне «Некрополь мастеров искусств».

Долгие годы могила «палача декабристов» как называли Схозанета в советских учебниках истории считалась утерянной. Однако в 2012 году, когда широко отмечалось двухсотлетие победы в Отечественной войне, 1812 года могила нашлась. Оказывается, она все эти годы располагалась почти у входа на кладбище под надёжной охраной.

-5

Ныне захоронение выглядит вот так

-6

А вот что стало с могилой его второй жены Екатерины Александровны Сухозанет (урожденная княжна Белосельская – Белозерская) неизвестно.

-7

Двадцатилетняя фрейлина двора вышла замуж за тридцати шестилетнего генерала в 1824 году. В этом браке родились две дочери и сын. Екатерина Александровна в последние годы жизни страдала тяжелым недугом, раком груди и почти все время проводила во Франции. Умерла она в мае 1861 года в Париже, пережив мужа всего на три месяца. Была временно похоронена на кладбище Монмартр с тем, чтобы в дальнейшем прах был перевезен в Петербург и захоронен рядом с мужем. Но вот было ли это сделано, неизвестно.

Ну и в заключении ещё один факт, который возможно будет интересен кому-то из вас мои уважаемые читатели.

В Петербурге супругам Сухозанет принадлежал трехэтажный особняк по адресу Невский проспект 70. В 1864 году после смерти супругов здание было приобретено Петербургским Купеческим обществом.

Дом Петербургского Купеческого общества (Невский проспект, 70), украшенный флагами в честь коронации Николая II. Фото 4 мая 1896 года.
Дом Петербургского Купеческого общества (Невский проспект, 70), украшенный флагами в честь коронации Николая II. Фото 4 мая 1896 года.

Талызин Петр Александрович (1760–1801)

-9

Генерал – лейтенант, командир Преображенского полка, участник заговора против Павла I.

Родился в семье Александра Фёдоровича Талызина - видного вельможи при дворе императрицы Екатерины Великой и Марии Степановны Талызиной, урожденной Апраксиной.
Получил блестящее образование в Высшей школе герцога Карла-Евгения (Штутгарт).
В 1784 году поступил на военную службу прапорщиком Измайловского полка.
17 ноября 1796 года капитан Петр Талызин первым сообщил наследнику престола Павлу Петровичу о смерти матушки и поздравил с тем, что тот теперь император. Наверное, он весьма вовремя оказался в нужном месте, потому что новоявленный император осыпал молодого офицера дождем своих милостей. Буквально за три года Талызин стал генерал-лейтенантом и командиром легендарного Лейб-гвардии Преображенского полка. А ещё через пару лет примкнул к заговорщикам и в ночь на 11 марта 1801 года лично привел в Михайловский замок батальон преображенцев, блокировавших все входы и выходы в новой императорской резиденции. Непосредственного участия в убийстве государя не принимал.

Ровно через два месяца 11 мая 1801 года ничем не болевший тридцати четырехлетний генерал скоропостижно скончался. Учитывая тот факт, что за день до того он передал на имя императора Александра I письмо с просьбой разделить все принадлежащее ему имущество в равных долях между братом и сёстрами сразу поползли слухи о самоубийстве. Однако никаких явных признаков суицида не было и потому генерал был похоронен со всеми полагающимися ему почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Уже через два года над местом его захоронения было воздвигнуто роскошное архитектурное надгробие, представляющее собой Гранитный портик-сень на четырех каннелированных колоннах дорического ордера. Под сенью мраморный саркофаг с двухскатным завершением с фронтонами и акротериями. На торцах саркофага рельефные герб и венок.
Вся композиция увенчана бронзовой фигурой плакальщицы, лежащей на высоком ступенчатом цоколе.
Автором этого, несомненно, выдающегося произведения мемориальной скульптуры стал великий русский архитектор
Воронихин Андрей Никифорович (1759–1814).

-10
-11

Толстой Федор Петрович (1783–1873)

С. К. Зарянко. Портрет графа Ф. П. Толстого. 1850 год. Русский музей СПБ
С. К. Зарянко. Портрет графа Ф. П. Толстого. 1850 год. Русский музей СПБ

Представитель одного из знатнейших дворянских родов России, граф. Знаменитый русский скульптор, один из крупнейших медальеров романтико-классицистической школы первой половины XIX века; живописец и график, педагог. Почётный член (с 1809) и профессор (с 1842), вице-президент (1828–1859) и товарищ президента (1859–1868) Императорской Академии художеств, тайный советник.

Родился в феврале 1783 года в Санкт-Петербурге в семье графа Петра Андреевича Толстого.

В 1798 году поступил в одно из лучших учебных заведений, существовавших в то время Морской кадетский шляхетский корпус, который блестяще окончил в 1802 году.

В 1802 году Толстой стал вольнослушателем петербургской Академии художеств, причем занимался сразу на двух отделениях живописи и скульптуры.
Его преподавателями были живописец Орест Кипренский и один из самых выдающихся скульпторов конца 18 века Иван Прокофьев.
Оба мастера были ярыми приверженцами классицизма и привили своему ученику восхищение и преклонение перед искусством античности.
Молодой человек был настолько успешен как в рисунке, так и в скульптуре, что им заинтересовался сам Государь Император Александр I, который позволил ему работать в Зимнем дворце, а позже предложил место придворного скульптора.

Толстой вошел в историю русского искусства, как непревзойденный мастер горельефов, которые он делал из воска на зачернённом стекле

Летящая Фортуна (Летящая Душенька). Воск. 1808.
Летящая Фортуна (Летящая Душенька). Воск. 1808.

В 1809 году он становится почетным членом Академии художеств. В1810 году женится на Анне Фёдоровне Дудиной, которая стала его музой и постоянной моделью для женских фигур в стиле античности.

Портрет с семьей. 1812 год.
Портрет с семьей. 1812 год.

Наибольшую известность Толстому – скульптору принес цикл барельефов, прославляющих победу над наполеоновскими полчищами.

Все 20 барельефов были выполнены в присущей скульптору аллегорической манере

Император Александр I в образе Родомысла – древнеславянского Бога мудрости и защитника, вверенных ему народов
Император Александр I в образе Родомысла – древнеславянского Бога мудрости и защитника, вверенных ему народов
Народное ополчение. Мать Россия вручает оружие воину, купцу и крестьянину отправляющимся защищать её.
Народное ополчение. Мать Россия вручает оружие воину, купцу и крестьянину отправляющимся защищать её.
Бородинское сражение. Один русский воин противостоит двум врагам.
Бородинское сражение. Один русский воин противостоит двум врагам.
Бегство Наполеона.
Бегство Наполеона.
Первый шаг Императора Александра за пределы России
Первый шаг Императора Александра за пределы России
Освобожденная Европа
Освобожденная Европа
Да будет мир.
Да будет мир.

Эти и другие медальоны работы Федора Петровича Толстого сегодня можно увидеть в Эрмитаже Русском музее и Третьяковской галерее.

Еще один замечательный цикл его Барельефов — это иллюстрации к «Одиссее» Гомера

Пир женихов Пенелопы
Пир женихов Пенелопы
Прекрасная Елена принесла весть о гибели Одиссея
Прекрасная Елена принесла весть о гибели Одиссея
Возвращение Одиссея и его «разборка» с претендентами на его жену и трон
Возвращение Одиссея и его «разборка» с претендентами на его жену и трон
Меркурий ведет тени женихов Пенелопы в царство мертвых
Меркурий ведет тени женихов Пенелопы в царство мертвых

В 1820—1828 Толстой преподавал в медальерном классе Императорской Академии художеств. В 1828 году был избран вице-президентом Академии.
На этом посту сыграл важную роль в судьбе Тараса Шевченко, сначала добившись его освобождения от крепостной зависимости, а затем освобождения от воинской службы и разрешения на обучение в Академии.

Занимаясь преподаванием Толстой не оставлял и творчество. Он много работал, как скульптор

Морфей - Бог сновидений
Морфей - Бог сновидений

и как живописец

"Букет цветов, бабочка и птичка"
"Букет цветов, бабочка и птичка"

С 1846 по 1851 годы, уже, будучи более чем в преклонном возрасте Толстой по личной просьбе Императора Николая I участвовал в работе над созданием Храма Христа Спасителя в Москве. Им были выполнены 52 лепные фигуры для 12 дверей, ведущих в главный Храм России.

-28

Федор Петрович Толстой прожил большую и наверное, счастливую творческую жизнь. Скончался 13 (25) апреля 1873 года в возрасте 90 лет.

Похоронен на семейном участке на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга. Памятник представляет собой мраморный крест на гранитном постаменте, установленный на основании из известняка..

-29
-30

На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт-Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.