Найти в Дзене

Утренняя одежда аристократов: шлафрок, архалук, пудермантель, капот, "чайное платье".

В царской России, как и в Европе, существовал свод правил ношения нарядов: в каком виде следует являться к столу, как выглядеть утром, в чем выходить в свет. В правление ПетраI появилась особая неформальная, домашняя одежда. Домашние наряды были менее официозные, более удобные и просторные. Тут тоже существовала мода. В частности, в XVIII-XІХв. приличия позволяли появляться в первой половине дня в шлафроке. Шлафрок (нем. Schlafrock, также "шлафор", "шлафорк")— разновидность халата, просторная домашняя одежда унисекс, XVIII-XІХв. Русское название данного предмета одежды-заимствование из немецкого языка. Шлафрок представлял собой просторный халат без пуговиц длиной до лодыжек, с запахом, шалевым воротником и простёганными обшлагами другого цвета, карманами и поясом- витым шнуром с кистями. Шили сие одеяние из дорогих узорчатых тканей: атласа, штофа, тафты, парчи, камки, тармаламы или кашемира. Зимний вариант шлафрока подбивали ватой или мехом, летний вариант отличался шелковой

Джон Синглтон Копли «Николас Вард Бойлстонангл» (1767г) в зелёном баньяне и колпаке.
Джон Синглтон Копли «Николас Вард Бойлстонангл» (1767г) в зелёном баньяне и колпаке.

В царской России, как и в Европе, существовал свод правил ношения нарядов: в каком виде следует являться к столу, как выглядеть утром, в чем выходить в свет.

В правление ПетраI появилась особая неформальная, домашняя одежда.

Домашние наряды были менее официозные, более удобные и просторные.

Шлафрок ПетраI. Из собрания Эрмитажа.
Шлафрок ПетраI. Из собрания Эрмитажа.

Тут тоже существовала мода.

В частности, в XVIII-XІХв. приличия позволяли появляться в первой половине дня в шлафроке.

Шлафрок (нем. Schlafrock, также "шлафор", "шлафорк")— разновидность халата, просторная домашняя одежда унисекс, XVIII-XІХв.

Шлафрок из собрания Эрмитажа.
Шлафрок из собрания Эрмитажа.

Русское название данного предмета одежды-заимствование из немецкого языка.

Шлафрок представлял собой просторный халат без пуговиц длиной до лодыжек, с запахом, шалевым воротником и простёганными обшлагами другого цвета, карманами и поясом- витым шнуром с кистями.

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846г
П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846г

Шили сие одеяние из дорогих узорчатых тканей: атласа, штофа, тафты, парчи, камки, тармаламы или кашемира. Зимний вариант шлафрока подбивали ватой или мехом, летний вариант отличался шелковой подкладкой.

Шлафрок Петра І из собрания Государственного Исторического музея.
Шлафрок Петра І из собрания Государственного Исторического музея.

* "Тармалама"- «плотная пёстрая шёлковая ткань с крупными узорами». Из тармаламы, одной из самых дорогих, привозных из Ирана и Турции, тканей, в мужском гардеробе XIXв, шили халаты- шлафроки.

"Дорогую тармаламу выпускали из чистого шёлка, полушёлковую, более дешёвую и более доступную, ткали с бумажным или шерстяным  утком".

Курьёз: Согласно "Этимологическому словарю" Фасмера, часть «-ок» в слове «шлафрок» воспринималось в русском языке как уменьшительно- ласкательный суффикс, вследствие чего появилось новообразование «шлафор» и просторечное "шлапор".

В Западную Европу шлафрок попал во второй половине XVIIв из Восточных стран с экспортом тканей и одежды из Турции, Индии, Японии и Китая.

В России шлафрок появился во время правления ПетраI, вместе с европейским платьем, как немецкая домашняя одежда, с немецким же наименованием "шлафрок", "шлапор", "шлафор".

Сам ПетрI носил шлафрок в качестве домашней и рабочей одежды. В его гардеробе, хранящемся в Эрмитаже, осталось 4 шлафрока.

Шлафрок из собрания Эрмитажа.
Шлафрок из собрания Эрмитажа.

Удобство этого вида одежды русские аристократы оценили только во второй половине XVlllв.

Шлафрок носили преимущественно утром, надевая поверх рубашки, не на голое тело.

Нарядный шлафрок, считался «парадным неглиже»: в нем мужчины принимали дома гостей, прибывавших с неофициальным визитом. Чаще всего к шлафроку в комплекте надевались домашние туфли без задников и феска.

Впрочем, шлафрок могли носить и днём, но никогда "на выход"- его меняли на гражданское светское платье. Деревенские помещики могли ходить в шлафроке весь день.

Особой популярностью этот предмет одежды стал пользоваться в 1830-е годы.

Газета «Молва» в 1832г (№ 63) рекомендовала модникам шить шлафроки из дамских турецких шалей.

 Для шлафроков в этот период создавались специальные узоры ткани, чаще всего в восточном стиле.

Четыре шлафрока Петра I можно увидеть в "Галерее костюмов", расположенной в Реставрационно-Хранительском центре Эрмитажа "Старая Деревня", где хранится  коллекция "Гардероб Петра I".

В. Л. Боровиковский. Екатерина І на прогулке в Царскосельском парке. 1794г
В. Л. Боровиковский. Екатерина І на прогулке в Царскосельском парке. 1794г

По правилам хорошего тона, женщинам дозволялось появляться в шлафроках на людях только в первой половине дня, занимаясь хозяйственными делами. Женские шлафроки отличались от мужских цветовой гаммой, отделкой и используемой материей.

В журналах XVIII- XIXв, публиковались советы, как носить шлафрок во время утренних приёмов , чтобы выглядеть как можно более нарядно.

 Курьез: именно в шлафрок белого цвета было предписано облачать почившего императора в погребальном церемониале.

К концу XIXв мода на шлафрок пошла на убыль, постепенно сойдя на нет.

Кроме шлафрока в России в качестве домашней одежды использовались и другие разновидности халатов и архалук.

"Портрет молодого человека, одетого в архалук". Худ. Мирза Кадым Эривани.
"Портрет молодого человека, одетого в архалук". Худ. Мирза Кадым Эривани.

Архалук (также аркальік, архалыіг)- от тюрк. аркъалыкъ, азерб. arxaliq, арм. wnhuwntn, перс. ёJli — кавказский плотно облегающий тело кафтан с высоким стоячим воротником.

Архалук- элемент мужской одежды в полоску, похожий на кафтан или халат, со стоячим воротником.

Кипренский О. А. Автопортрет. 1828г
Кипренский О. А. Автопортрет. 1828г

Его использовали в качестве мужской домашней одежды для отдыха после тяжелого дня и утреннего приема гостей.

Архалук.
Архалук.

Архалук имел определенные особенности: воротник-стойку, отсутствие пуговиц и плечевых швов. При раскрое, ткань для архалука складывали пополам, потом пришивали рукава.

Для шитья архалука использовали кашемир, атлас, сатин.

К. Мазер. "Посмертный портрет А.С.Пушкина", 1839г
К. Мазер. "Посмертный портрет А.С.Пушкина", 1839г

Некоторые архалуки застегивались до самой шеи и повязывались кушаком.

Архалук был более комфортной и удобной одеждой, что сделало его необходимой частью повседневной жизни.

В русском гардеробе XІХв, позаимствованный у тюркских народов архалук, широко использовался в качестве домашней и дорожной одежды, позже, уже сшитый из кожи, он перешел в войсковое обмундирование.

Халат.
Халат.

Халат, традиционная восточная одежда, появился в Европе в XVII-XVIIIв, в период развития торговли и вошел в моду вместе с тюрбаном.

* С нем. — «халат», буквально "спальная куртка".

*Тюрбан часто носили с халатом или с баньяном. Он "спасал" от парика, необходимого светского аксессуара.

О париках вы можете прочесть тут⬇️

Европейская одежда того периода шилась по индивидуальным меркам, с применением лекал. Модный силуэт: тонкая, утянутая в корсет, талия и расширенный в области бедер.

Халаты, напротив, создавали свободный силуэт, легко облегая контуры тела, не ограничивая движения и отличались простым кроем, что позволяло немного расслабиться в домашней обстановке.

Д. Г Левицкий "Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова" (1773г), Третьяковская галерея.
Д. Г Левицкий "Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова" (1773г), Третьяковская галерея.

В Европе у интеллектуалов-людей искусства и науки,- были популярны «баньяны» - удобная домашняя одежда, по крою напоминающая кимоно.

Баньян.
Баньян.

Баньян (порт. banian ← араб. ِبنيان, банйа̄н ← гудж. વાણિયો [vāṇiyo] «торговец»)— просторный халат, мужская и женская домашняя одежда, распространённая в европейской моде в XVII—XVIIIв. Баньян появился в гардеробе голландской знати в середине XVIIв после установления торговых отношений с Японией в 1609г. и напоминали японские кимоно, привезённые в Европу Голландской Ост-Индской компанией. 

Баньян носили поверх рубашки и бриджей или как халат.
Баньян носили поверх рубашки и бриджей или как халат.

Баньян отличался свободным силуэтом. Он мог быть Т-образный или кимоно-подобный из хлопка, льна или шёлка.

Крой "en chemise" с цельнокроеными рукавами (менее длинными, чем у кимоно).

Баньян носили в качестве неофициальной домашней одежды, поверх рубашки и бриджей или как халат. Часто баньян дополнялся  тюрбаном, ночным колпаком или  шапероном, надеваемым вместо официально принятого в тот период парика.

Баньян приталенного силуэта.
Баньян приталенного силуэта.

Другой вид баньяна кроился по типу приталенного пальто с узкими рукавами, застёгивался на пуговицы и петлицы.

Женщины XVIIIв надевали баньян по утрам поверх нижней рубашки, перед утренним туалетом или вечером перед сном.

Баньян можно было носить как самостоятельную одежду или надевать поверх обычного домашнего комплекта.

В России XVII-XVIIIв термин «баньян» по отношению к домашней одежде не употреблялся.

Баньяны до сих пор популярны. Их носят в англоязычных регионах Индии и странах

 Индийского субконтинента.

-17

В женском гардеробе первой половины XIXв в качестве домашней одежды и для встречи гостей использовали капот - просторное платье с открытой застежкой спереди и длинными рукавами. Капоты были удобны в ношении и отличались элегантным дизайном. Позже капот стал модным трендом светской моды.

Капот.
Капот.

Дизайн капотов менялся в зависимости от моды и индивидуального вкуса.

Капот.
Капот.

Его допустимо было надеть на прогулку, при встречах с друзьями и даже носить за пределами своего дома. Со временем мода прошла и за капотом окончательно закрепилось звание домашней одежды.

Для выхода на улицу, женщины стали выбирать более облегающие платья.

Дама в пудермантеле. Карикатура.
Дама в пудермантеле. Карикатура.

Интересен специфический вид одежды, применяемый при напудривании лица и парика- пудермантель.

Этот вид одежды с немецким наименованием вошел в обиход россиян в 1700-х годах вместе с европейской одеждой и пудреными причёсками и 

париками.

Причёску пудрили уже после того, как надевали платье, поэтому было важно защитить одежду от пудры и муки, наносимых на парик и лицо. 

Нанесение пудры при помощи "дульца".
Нанесение пудры при помощи "дульца".

При нанесении пудры использовали "дульца" — специальные конусы, из которых вылетала мука или пудра. На одну прическу уходило около килограмма продукта.

Куафёр пудрит клиента, облаченного в пудермантель.
Куафёр пудрит клиента, облаченного в пудермантель.

Существовали даже "пудрельни" — комнаты, где рассеивали пудру. В нее входили, предварительно завернувшись в пудермантель.

Пудермантель(от нем. Pudermantel )— букв. «пальто для пудры», «халат для совершения туалета» (пудрома́нт,пудрама́нт, пудрема́нт, пудрома́нтель, пудрема́нтель, пудерма́нтель) — специальное облачение, накидка, для предохранения одежды, надеваемая при пудрении лица и парика.

*Разночтение вариантов слова объясняется тем, что слово воспринимали на слух от куафёров (парикмахеров) разного уровня образования и национальностей.

Пудермантель выглядел как очень широкая пелерина, которую стягивали на шее шнурком или лентой.

Куафёр, приходя в дом богатых особ, приносил пудермантель с собой, либо накидка применялась в салонах.

 Изначально в пудермантель облачались и женщины, и мужчины, но с начала XIXв мода на пудренные парики мужчин под влиянием французских якобинцев сошла на нет и пудермантель остался только в женском гардеробе в качестве интимного предмета, не предназначенного для всеобщего обозрения. 

Описанные виды одежды надевали для встречи более близких людей и знакомых, использовались как домашняя и интимная.

"Чайное платье" шили из легких тканей.
"Чайное платье" шили из легких тканей.

Во второй половине XIXв утренний выход в неглиже считался недопустимым. В Европе и Америке возникла необходимость в одежде комфортной, не ограничивающей движений, для неформальных встреч в кругу близких друзей. Для этого предназначались специальные домашние "чайные платья"(«платье для чаепитий»).

 "Чайные платья" для неофицальных визитов.
"Чайные платья" для неофицальных визитов.

Эти платья шили из легких тканей, допускалось ношение без корсета. Женщины надевали его в домашней обстановке или для встречи с подругами в узком кругу.

"Чайное платье" относилось к разряду домашней одежды, не предназначенной для общественных приемов. 

У мужчин для неформальных визитов были специальные костюмы свободного кроя- "визитные сюртуки", появившиеся в Англии в середине XIXв, предназначенные для утренних прогулок верхом, позволявшие мужчинам посещать знакомых без лишних церемоний. Вскоре они стали повседневной одеждой среднего и высшего классов, вытесняя фраки и сюртуки, надеваемые лишь по особым торжественным случаям. 

"Визитки", созданные для большего комфорта при верховой езде, застегивались на одну пуговицу и имели конусообразный вырез спереди. Визитку допустимо было носить весь день. Это был прообраз спортивной одежды.

Мужчины в шлафроке и визитном сюртуке.
Мужчины в шлафроке и визитном сюртуке.

Эти новые модные тенденции отражали стремление людей к большему комфорту и свободе двтюижений в одежде и были предвестниками новой моды.

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки улучшают вашу Карму.