В царской России, как и в Европе, существовал свод правил ношения нарядов: в каком виде следует являться к столу, как выглядеть утром, в чем выходить в свет.
В правление ПетраI появилась особая неформальная, домашняя одежда.
Домашние наряды были менее официозные, более удобные и просторные.
Тут тоже существовала мода.
В частности, в XVIII-XІХв. приличия позволяли появляться в первой половине дня в шлафроке.
Шлафрок (нем. Schlafrock, также "шлафор", "шлафорк")— разновидность халата, просторная домашняя одежда унисекс, XVIII-XІХв.
Русское название данного предмета одежды-заимствование из немецкого языка.
Шлафрок представлял собой просторный халат без пуговиц длиной до лодыжек, с запахом, шалевым воротником и простёганными обшлагами другого цвета, карманами и поясом- витым шнуром с кистями.
Шили сие одеяние из дорогих узорчатых тканей: атласа, штофа, тафты, парчи, камки, тармаламы или кашемира. Зимний вариант шлафрока подбивали ватой или мехом, летний вариант отличался шелковой подкладкой.
* "Тармалама"- «плотная пёстрая шёлковая ткань с крупными узорами». Из тармаламы, одной из самых дорогих, привозных из Ирана и Турции, тканей, в мужском гардеробе XIXв, шили халаты- шлафроки.
"Дорогую тармаламу выпускали из чистого шёлка, полушёлковую, более дешёвую и более доступную, ткали с бумажным или шерстяным утком".
Курьёз: Согласно "Этимологическому словарю" Фасмера, часть «-ок» в слове «шлафрок» воспринималось в русском языке как уменьшительно- ласкательный суффикс, вследствие чего появилось новообразование «шлафор» и просторечное "шлапор".
В Западную Европу шлафрок попал во второй половине XVIIв из Восточных стран с экспортом тканей и одежды из Турции, Индии, Японии и Китая.
В России шлафрок появился во время правления ПетраI, вместе с европейским платьем, как немецкая домашняя одежда, с немецким же наименованием "шлафрок", "шлапор", "шлафор".
Сам ПетрI носил шлафрок в качестве домашней и рабочей одежды. В его гардеробе, хранящемся в Эрмитаже, осталось 4 шлафрока.
Удобство этого вида одежды русские аристократы оценили только во второй половине XVlllв.
Шлафрок носили преимущественно утром, надевая поверх рубашки, не на голое тело.
Нарядный шлафрок, считался «парадным неглиже»: в нем мужчины принимали дома гостей, прибывавших с неофициальным визитом. Чаще всего к шлафроку в комплекте надевались домашние туфли без задников и феска.
Впрочем, шлафрок могли носить и днём, но никогда "на выход"- его меняли на гражданское светское платье. Деревенские помещики могли ходить в шлафроке весь день.
Особой популярностью этот предмет одежды стал пользоваться в 1830-е годы.
Газета «Молва» в 1832г (№ 63) рекомендовала модникам шить шлафроки из дамских турецких шалей.
Для шлафроков в этот период создавались специальные узоры ткани, чаще всего в восточном стиле.
Четыре шлафрока Петра I можно увидеть в "Галерее костюмов", расположенной в Реставрационно-Хранительском центре Эрмитажа "Старая Деревня", где хранится коллекция "Гардероб Петра I".
По правилам хорошего тона, женщинам дозволялось появляться в шлафроках на людях только в первой половине дня, занимаясь хозяйственными делами. Женские шлафроки отличались от мужских цветовой гаммой, отделкой и используемой материей.
В журналах XVIII- XIXв, публиковались советы, как носить шлафрок во время утренних приёмов , чтобы выглядеть как можно более нарядно.
Курьез: именно в шлафрок белого цвета было предписано облачать почившего императора в погребальном церемониале.
К концу XIXв мода на шлафрок пошла на убыль, постепенно сойдя на нет.
Кроме шлафрока в России в качестве домашней одежды использовались и другие разновидности халатов и архалук.
Архалук (также аркальік, архалыіг)- от тюрк. аркъалыкъ, азерб. arxaliq, арм. wnhuwntn, перс. ёJli — кавказский плотно облегающий тело кафтан с высоким стоячим воротником.
Архалук- элемент мужской одежды в полоску, похожий на кафтан или халат, со стоячим воротником.
Его использовали в качестве мужской домашней одежды для отдыха после тяжелого дня и утреннего приема гостей.
Архалук имел определенные особенности: воротник-стойку, отсутствие пуговиц и плечевых швов. При раскрое, ткань для архалука складывали пополам, потом пришивали рукава.
Для шитья архалука использовали кашемир, атлас, сатин.
Некоторые архалуки застегивались до самой шеи и повязывались кушаком.
Архалук был более комфортной и удобной одеждой, что сделало его необходимой частью повседневной жизни.
В русском гардеробе XІХв, позаимствованный у тюркских народов архалук, широко использовался в качестве домашней и дорожной одежды, позже, уже сшитый из кожи, он перешел в войсковое обмундирование.
Халат, традиционная восточная одежда, появился в Европе в XVII-XVIIIв, в период развития торговли и вошел в моду вместе с тюрбаном.
* С нем. — «халат», буквально "спальная куртка".
*Тюрбан часто носили с халатом или с баньяном. Он "спасал" от парика, необходимого светского аксессуара.
О париках вы можете прочесть тут⬇️
Европейская одежда того периода шилась по индивидуальным меркам, с применением лекал. Модный силуэт: тонкая, утянутая в корсет, талия и расширенный в области бедер.
Халаты, напротив, создавали свободный силуэт, легко облегая контуры тела, не ограничивая движения и отличались простым кроем, что позволяло немного расслабиться в домашней обстановке.
В Европе у интеллектуалов-людей искусства и науки,- были популярны «баньяны» - удобная домашняя одежда, по крою напоминающая кимоно.
Баньян (порт. banian ← араб. ِبنيان, банйа̄н ← гудж. વાણિયો [vāṇiyo] «торговец»)— просторный халат, мужская и женская домашняя одежда, распространённая в европейской моде в XVII—XVIIIв. Баньян появился в гардеробе голландской знати в середине XVIIв после установления торговых отношений с Японией в 1609г. и напоминали японские кимоно, привезённые в Европу Голландской Ост-Индской компанией.
Баньян отличался свободным силуэтом. Он мог быть Т-образный или кимоно-подобный из хлопка, льна или шёлка.
Крой "en chemise" с цельнокроеными рукавами (менее длинными, чем у кимоно).
Баньян носили в качестве неофициальной домашней одежды, поверх рубашки и бриджей или как халат. Часто баньян дополнялся тюрбаном, ночным колпаком или шапероном, надеваемым вместо официально принятого в тот период парика.
Другой вид баньяна кроился по типу приталенного пальто с узкими рукавами, застёгивался на пуговицы и петлицы.
Женщины XVIIIв надевали баньян по утрам поверх нижней рубашки, перед утренним туалетом или вечером перед сном.
Баньян можно было носить как самостоятельную одежду или надевать поверх обычного домашнего комплекта.
В России XVII-XVIIIв термин «баньян» по отношению к домашней одежде не употреблялся.
Баньяны до сих пор популярны. Их носят в англоязычных регионах Индии и странах
Индийского субконтинента.
В женском гардеробе первой половины XIXв в качестве домашней одежды и для встречи гостей использовали капот - просторное платье с открытой застежкой спереди и длинными рукавами. Капоты были удобны в ношении и отличались элегантным дизайном. Позже капот стал модным трендом светской моды.
Дизайн капотов менялся в зависимости от моды и индивидуального вкуса.
Его допустимо было надеть на прогулку, при встречах с друзьями и даже носить за пределами своего дома. Со временем мода прошла и за капотом окончательно закрепилось звание домашней одежды.
Для выхода на улицу, женщины стали выбирать более облегающие платья.
Интересен специфический вид одежды, применяемый при напудривании лица и парика- пудермантель.
Этот вид одежды с немецким наименованием вошел в обиход россиян в 1700-х годах вместе с европейской одеждой и пудреными причёсками и
париками.
Причёску пудрили уже после того, как надевали платье, поэтому было важно защитить одежду от пудры и муки, наносимых на парик и лицо.
При нанесении пудры использовали "дульца" — специальные конусы, из которых вылетала мука или пудра. На одну прическу уходило около килограмма продукта.
Существовали даже "пудрельни" — комнаты, где рассеивали пудру. В нее входили, предварительно завернувшись в пудермантель.
Пудермантель(от нем. Pudermantel )— букв. «пальто для пудры», «халат для совершения туалета» (пудрома́нт,пудрама́нт, пудрема́нт, пудрома́нтель, пудрема́нтель, пудерма́нтель) — специальное облачение, накидка, для предохранения одежды, надеваемая при пудрении лица и парика.
*Разночтение вариантов слова объясняется тем, что слово воспринимали на слух от куафёров (парикмахеров) разного уровня образования и национальностей.
Пудермантель выглядел как очень широкая пелерина, которую стягивали на шее шнурком или лентой.
Куафёр, приходя в дом богатых особ, приносил пудермантель с собой, либо накидка применялась в салонах.
Изначально в пудермантель облачались и женщины, и мужчины, но с начала XIXв мода на пудренные парики мужчин под влиянием французских якобинцев сошла на нет и пудермантель остался только в женском гардеробе в качестве интимного предмета, не предназначенного для всеобщего обозрения.
Описанные виды одежды надевали для встречи более близких людей и знакомых, использовались как домашняя и интимная.
Во второй половине XIXв утренний выход в неглиже считался недопустимым. В Европе и Америке возникла необходимость в одежде комфортной, не ограничивающей движений, для неформальных встреч в кругу близких друзей. Для этого предназначались специальные домашние "чайные платья"(«платье для чаепитий»).
Эти платья шили из легких тканей, допускалось ношение без корсета. Женщины надевали его в домашней обстановке или для встречи с подругами в узком кругу.
"Чайное платье" относилось к разряду домашней одежды, не предназначенной для общественных приемов.
У мужчин для неформальных визитов были специальные костюмы свободного кроя- "визитные сюртуки", появившиеся в Англии в середине XIXв, предназначенные для утренних прогулок верхом, позволявшие мужчинам посещать знакомых без лишних церемоний. Вскоре они стали повседневной одеждой среднего и высшего классов, вытесняя фраки и сюртуки, надеваемые лишь по особым торжественным случаям.
"Визитки", созданные для большего комфорта при верховой езде, застегивались на одну пуговицу и имели конусообразный вырез спереди. Визитку допустимо было носить весь день. Это был прообраз спортивной одежды.
Эти новые модные тенденции отражали стремление людей к большему комфорту и свободе двтюижений в одежде и были предвестниками новой моды.
Иллюстрации взяты из интернета. Лайки улучшают вашу Карму.